Анастасия Винокурова

Обзор международных фестивалей, турниров и конкурсов за апрель-июнь 2022 года

Пожалуй, наиболее удивительным и странным на сегодняшний день остаётся то, что поэтическая жизнь как явление всё-таки продолжает существовать. Вспоминая многократно цитируемого в последнее время Теодора Адорно, с его вопросом о возможности стихов после Освенцима, поневоле приходишь к мысли – а может, только так и можно? Может, способность переплавлять боль и абсурдность существования в поэтические строки – это как раз то, что не позволяет нам окончательно сорваться в бездну?


Тектонические процессы, происходящие сейчас в обществе, так или иначе затрагивают каждого из нас. Исследователи будущего когда-нибудь посмотрят на нас через призму времени и смогут сделать исчерпывающие выводы о нас сегодняшних, о подводных течениях и потоках, влияющих на развитие искусства (а то, что влияние будет, сомнению не подлежит – стоит вспомнить подобные явления прошлого, чтобы окончательно в этом увериться). Но каким именно будет это искусство будущего – этого, к счастью или к сожалению, знать нам пока не дано.


Хотя определённые наблюдения можно сделать уже сегодня. Литературный мир вслед за миром обычным также раскололся на два лагеря. Чёткое размежевание на своих-чужих по прошествии нескольких последних месяцев практически завершилось. Но если в смысле ценностных парадигм представители обеих сторон оппонентны, то сами литературные процессы продолжают проходить параллельно. Конкурсы и фестивали разделяются нынче не только в отношении жанров, стилей, стран – но и участников, которые теперь практически не пересекаются друг с другом. И количество носителей идеи примиряющей силы искусства исчезающе мало.


В этом смысле моя задача как осветителя этих процессов представляется и вовсе невыполнимой. Всеобъемлющая картина складывается, очевидно, лишь в глазах того, кто способен оставаться нейтральным, бесстрастным, чистым – и не выпячивать достижения ни одной стороны. Непозволительная роскошь. Недосягаемая планка. И пусть я практически уверена, что этому моему обзору как никогда будет недоставать объективности, всё же я рискну начать. Без оценок. Без страсти. Без страха заглянуть на другую сторону.


Многие конкурсы и фестивали, предполагающее очное участие, заморожены, поставлены на паузу во избежания провокаций и нарастания личностных конфликтов. Подобная судьба должна была ожидать V Международный литературный фестиваль «АРКА-ФЕСТ (https://www.facebook.com/arkafest), но в конечном итоге было решено посвятить его памяти недавно ушедшего поэта Алексея Цветкова.


Фестиваль состоится в Барселоне с 14 по 16 сентября 2022 года.


Заявки на участие, подборки стихотворений, биографии и фотографии можно высылать до 15 августа 2022 года на электронную почту: [email protected] и [email protected]


 


15 апреля были объявлены результаты ежегодного интернет-конкурса «Зелёнка Онлайн» (http://grodno.bardy.org/zonline.php"text-align: justify;">Лауреатом в поэтической номинации стала Виктория Соколовская (Полоцк) а дипломы достались Инессе Ганкиной (Минск) и Галине Андрейченко (Минск).


 


...мой город знал иные времена


и сны когда-то видывал иные...


он понимает: новая война


сотрёт с лица реки пути земные.


 


мой город в этом сне устал от рыб,


он молит небеса о пробужденье,


и небо посылает рыбий грипп


для неспособных на перерожденье...


 


(В. Соколовская)


 


Живёшь и пишешь злые стихи:


Что буква – то наповал.


Летит солома из-под стрехи,


Катится голова.


Что делать? – Мне ведь так мало лет,


Строки – руки в карман.


Дарит судьба счастливый билет,


А дальше – решай сама...


 


(Г. Андрейченко)


 


Снег ничего не значит,


если идешь по делу,


если считаешь сдачу


или слепой вороной


скачешь через сугробы.


 


Снег ничего не помнит,


грязным лежит сугробом,


тает под ярким солнцем.


Наши следы мгновенно


слижет глухое время –


время белого снега,


время яркого солнца,


время песка забвенья.


 


Но прорастает память,


тонким листком надежды,


хрупким листком бумаги,


спрятанным меж камнями


 


(И. Ганкина)


 


Сам же фестиваль авторской песни и поэзии «ЗЕЛЁНЫЙ ГРАН-ПРИ» (http://grodno.bardy.org/zgp.php"text-align: justify;">Гран-при увёз с собой гомельский автор Виктор Матькунов, а дипломы в поэтической номинации получили Елена Прокопович (Домжерицы) и уже знакомая нам Инесса Ганкина (Минск).


 


Продолжается приём заявок на XXXVI открытый фестиваль-конкурс авторской песни, поэзии и визуальных искусств «ВИТЕБСКИЙ ЛИСТОПАД» (), посвящённый 90-летию со дня рождения витебского поэта Давида Симановича. Для участия в номинациях «Визуальное искусство. Портрет», «Визуальное искусство. Пейзаж», «Визуальное искусство. Сюжетно-тематическая композиция», «Поэзия. Свободная тематика»,


 


«Поэзия. Песенный текст», «Поэзия. Видеопоэзия», «Поэзия. Художественная декламация» приём заявок проводится до 31 июля.


 


16-20 мая основанный в 2018 году известным галеристом, коллекционером и публицистом Маратом Гельманом форум «СловоНово», до сих пор проходивший в Черногории, состоялся в Израиле. Это независимый, наполненный событиями фестиваль современной русской культуры: экскурсии, дискуссии, лекции, кинопоказы, круглые столы, премьеры, концерты проходят практически нон-стоп. Среди участников этого года такие имена как: Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Андрей Орлов (Орлуша), Дмитрий Крымов, Людмила Улицкая, Михаил Шишкин, Леонид Парфёнов, Полина Осетинская, Псой Короленко, Виталий Манский, Вениамин Смехов, Юрий Володарский, Максим Леонидов, Михаил Шац, Семён Файбисович, Марина Максимилиан и другие. Более чем достойно представлена и поэтическая секция: Владимир Гандельсман, Бахыт Кенжеев, Лев Рубинштейн, Игорь Иртеньев, Вадим Гройсман, Евгений Никитин, Александр Дельфинов, Анна Русс, Динара Расулёва, Ольга Логош. Пожалуй, это крупнейшее литературное, культурное и антивоенное событие последнего времени. Получить общее представление о программе фестиваля можно здесь: https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2022/05/SlovoNovo-v-Izraile.-Programma-meropriyatij-na-vse-dni-foruma.pdf


 


22 мая в Калининграде были объявлены официальные результаты VII Международного литературного фестиваля-конкурса «РУССКИЙ ГОФМАН» (). В конкурсе приняли участие 1172 автора из 25 стран мира. В течении недели приехавшие на очную часть участники выступали в библиотеках Калининграда и в других городах области. Помимо собственно конкурсной программы, гостей ожидали интересные дискуссии, лекции, экскурсии, театральные представления.


А высшая награда в поэтической номинации в этом году досталась Анне Арканиной, с чем мы её сердечно поздравляем!


 


Сереет небосвод – рифлёная бумага,


сырые облака, кручёная печаль.


Жирует воробей, живёт себе, салага,


и ниточки аллей бегут куда-то вдаль.


 


Давай я напишу унылую пейзажку,


что видится в окне на третьем этаже.


С бессонной головой, с любовью нараспашку,


со всем, что накопил, что ни к чему уже.


Я напишу ещё, как дождь выходит первым –


за ним из-за угла дворняга семенит.


И про собачий взгляд – доверчивый и верный,


который о любви так ясно говорит.


 


Как яркий свет в конце подсвечивает клёны,


как больно и светло в лазоревых краях.


Давай я напишу, а ты прочтёшь огромный


безумный этот мир, и двор, и воробья.


 


(А. Арканина)


 


18 июня в Санкт-Петербурге пройдёт церемония награждения победителей четвёртого сезона премии «Антоновка. 40+» (https://antonovka.belkin-lit.ru/), учреждённой в память прозаика, поэта и драматурга А.К. Антонова. Соискателями премии могут стать авторы, достигшие сорока лет. В шорт-листе этого года есть и авторы «Эмигрантской лиры» – Александр Михеев и Ника Батхен. Пожелаем им удачи!


 


Подходя к концу этого обзора, я почему-то вспоминаю все возможные заклинания и приметы (вроде того, как вместо «последний» говорить «крайний», или стучать по дереву, или... или...) Кажется, ещё никогда раньше мир не казался таким хрупким, и будет ли что-то дальше – вообще непонятно.


И всё же, будем надеяться, что жизнь мудрее нас.

К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера