Анастасия Сотникова

Виктор Елисеев, «Медиа Грех. Скупка душ в рекламных целях»


Виктор Елисеев, «Медиа Грех: скупка душ в рекламных целях»  М.: «АСТ», 2015

Кто из нас хоть раз в жизни не хотел почувствовать себя Богом? Особенно когда Вы молоды, амбициозны и в меру агрессивны? Деньги, успех — этого не достаточно. Власть — вот что важно. Возможность влиять на умы людей. А как насчет их душ?
Начинающий журналист Максим Линчев, в конце 90-х получив должность главного редактора в одной из провинциальных газет с претенциозным названием Next, поставил перед собой и своей молодой командой грандиозную задачу — изменить общество, ни больше ни меньше: встряхнуть, перевернуть с ног на голову устоявшийся за десятилетия быт своего города, позволить его жителям «подсмотреть в замочную скважину» за тем, чего не дано увидеть простому обывателю, рассказать им о том, о чем они сами не решались спросить. Эксперименты газеты называли антисоциальными — но не потому, что они были чужды обществу, а потому, что они шли в разрез с желанием «сильных мира сего» столкнуться нос к носу с реальной жизнью. Газета Next, а затем и сделанная на ее основе телепрограмма, взяли на себя миссию: разоблачить основные пороки современного общества — чем вызвали яростное сопротивление власть придержащих. А сопротивление означало не что иное, как признание за Максимом и его командой реальной власти. Дальше — больше. Роль кукловода вскоре наскучила. Просто шокировать публику — было уже не достаточно. Последним проектом команды Next стал договор о покупке человеческих душ, который то ли в шутку, то ли всерьез удалось заключить с пятью жителями города. Но игры Богов людям не по силам. Покупая чужую душу, человек ставит рубец на своей собственной. Через пятнадцать лет медиамагнат Максим Линчев успешен и богат. Но по-прежнему одинок, по-прежнему его душа рвется на части и не может найти покой. Только примирившись с прошлым и загладив свою вину перед загубленными душами, Максим Линчев обретает для своей души свободу — ту самую, которую не купишь ни за какие деньги.
Роман «Mediaгрех» состоит их двух частей. В первой части, которая занимает приблизительно три четверти всего повествования, действие происходит в конце 90-х, на рубеже тысячелетий. Автор мастерски описывает атмосферу того времени, заставляя нас вернуться на полтора десятка лет в прошлое — прошлое бума торговых ларьков, обесценивания реальных знаний и информационного вакуума, в переходный для России период, когда в результате ломки прежних политических и социальных устоев образовалось, что называется, общество «без вектора». Этот вектор направлению движения социума и попытались задать Максим и его амбициозная команда. Однако распоряжаться душами других людей — штука далеко не безобидная. И во второй части книги (которой отводится оставшаяся четверть романа) мы переносимся в наше время, когда герой, настигнутый деяниями прошлого и растративший свою душу на мелочи, берет на себя новую миссию — исправить ошибки, замолить грехи, научиться любить.
Автор мастерски описывает характеры своих персонажей. Живыми и колоритными предстают перед читателем не только главный герой Максим Линчев и его близкое окружение (любимая девушка Оксана, дочь Кристина, друзья Марат и Юрка), но и второстепенные персонажи (бомж Михал Степаныч, отец Алексий). Созданные персонажи Виктора Елисеева настолько реальны и достоверны, что им без сомнения веришь, сопереживаешь, в них влюбляешься.
В отличие от многих современных романов, авторы которых намеренно размывают границу между добром и злом, а протагониста наделяют чертами, неизбежно сближающими его со злодеем, Виктор Елисеев определяет четкую разницу между добром и злом, между раем и адом — простым способом: оставляя своих героев один на один с последствиями их собственных поступков.
Путь, который Максим преодолел за последние пятнадцать лет, сегодня проходят миллионы людей. Его уроки по-прежнему актуальны: в марафоне длиною в жизнь побеждает не тот, в чьей власти миллионы людей, а тот, кто обладает властью над собственной судьбой — это и есть путь к истинному счастью и свободе.