Роман Гершзон

Камень Мироздания

На географических картах древности мир изображался в виде круга, в центре круга располагался Иерусалим. А уже в центре святого Иерусалима, как считали древние мудрецы, находился камень мироздания, краеугольный камень Земли.

Существование камня мироздания – краеугольного камня Земли – следует из Библии. «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Исайя 28:16).

В еврейской Устной Торе – Талмуде – неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого началось существование мира. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли – Храмовая гора (гора Мориа, она же Сионская гора) в городе Иерусалиме.

 Как записано в Библии, место это первым увидел праотец Авраам. И вот как это произошло. «Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека… И взял Авраам дрова для всесожжения… и пошли оба вместе» (Бытие 22:4).

Считается, что именно краеугольный камень был выбран Всевышним для жертвоприношения Ицхака. Всевышний обратился к Аврааму: «Авраам!.. Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2).

 После счастливого спасения Ицхака «…нарек Авраам имя месту тому: “Господь усмотрит”» (на иврите – иръе). «Посему ныне говорится: “На горе Господней усмотрится”» (Бытие 22:14).

Библейское название места – иръе – позднее, как представляется, трансформировалось в мориа. Согласно еще одному варианту, слово «мориа» переводится с древнего канаанского языка как «шалфей». Возможно, много шалфея росло здесь в древности, поэтому и назвали тогда местные жители горное место в честь этого маленького пушистого цветка.

Патриарх Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал. Как страшно место это» (Бытие 28:16–17). Почему же это место было названо в Библии «страшным»? Почему утверждалось, что сам Всевышний присутствует здесь?

 Вот как ответил на этот вопрос великий еврейский мыслитель Рамбам в ХII веке в своей книге «Бейт ха-бхира». «На этом месте Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына Ицхака. На том же месте Ной построил алтарь, когда вышел из своего ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Авель, и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан».

А камень мироздания, как говорит предание, служил патриарху Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему вещий сон. «И пришел (Яаков) на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе» (Бытие 28:11–15).

По преданию, из краеугольного камня были вырезаны для Моисея Скрижали Завета, и здесь, возле камня, согласно Библии, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм. Над камнем мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь храмовые первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия – Шхина.

 Через много лет место, где находится камень, было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли. «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).

Интересно, что в пятом веке говорилось о фундаменте (основании) горы, а не о самой горе. Гора Мориа тогда уже не существовала, так как древние строители значительно разрушили священное место еще во время строительства Иерусалимского Храма, осталось только основание горы.

По преданиям, в давние времена гора Мориа возвышалась на местности и мешала строителям Второго Иерусалимского Храма, когда они приступили к его переустройству и расширению по приказу царя Ирода. Вот тогда они и решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы. Площадь строившегося Иерусалимского Храма была укреплена мощными подпорными стенами. Разрушенную часть камня мироздания строители заложили между этими стенами. Получилось большое рукотворное помещение размерами примерно 16 на 67 метров, ограниченное подпорными стенами и фундаментом краеугольного камня. Заполнено было это место раздробленной горной породой камня мироздания, а над ним уже и был воздвигнут Храм. Современная святыня еврейского народа – Стена Плача – являлась частью западной подпорной стены Иерусалимского Храма.

 На святом месте сохранился фундамент камня мироздания, а само место после возведения Иерусалимского Храма получило еще одно название – Храмовая гора.  

Верхнюю сохранившуюся часть камня мироздания сегодня можно увидеть на Храмовой горе в Иерусалиме в строении Купол над скалой. Это сооружение фактически мечетью, то есть местом общественной молитвы, не является. Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа эль-Малика над камнем мироздания в 691 году н.э.

 Историки полагают, что здание Купол над скалой строили византийские мастера на развалинах византийского храма (чем и обусловлена его необычная форма), на месте, где задолго до этих событий располагался Иерусалимский Храм.

Здание, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника, длина каждой стороны – 22,3 метра, в здании насчитывается 36 окон и четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Высота сооружения Купол над скалой – 56 метров, высота самого купола, возведенного над скалой, – 30 метров, диаметр его составляет 20,5  метра. Последняя реставрация этого здания проводилась в начале 1990-х годов под покровительством тогдашнего короля Иордании Хусейна Второго. На золочение купола пошло около 80 килограммов золота, реставрационные работы обошлись в полтора миллиона долларов.

В здании Купол над скалой в подвальном помещении сегодня находится, предположительно, известняковая скала размером 13 на 17 метров, возвышающаяся примерно на два метра над уровнем пола (744 м выше уровня моря). Это и есть верхняя часть камня мироздания – краеугольного камня Земли.

Существует предание, что в храмовые времена более двух тысяч лет тому назад в районе священного камня располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В ней хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай. Согласно еврейской традиции, Скрижали были написаны Всевышним на двух обломках камня мироздания.

Считается, что после разрушения Храма Скрижали упали на землю недалеко от самого камня и находятся там до настоящего времени на глубине нескольких метров. И, чтобы не осквернять святыню, не топтать ее, религиозные авторитеты запретили верующим евреям подниматься на Храмовую гору.

Вообще-то, зная топографию местности, в принципе можно подниматься на Храмовую гору. Нельзя только заходить в Купол над скалой, так как где-то в этом районе под землей и находятся Скрижали Завета. Но общий запрет подъема на Храмовую гору в еврейской традиции в настоящее время существует, и тут уже каждый принимает решение индивидуально – подниматься или нет…

Согласно мусульманской традиции, в здании Купол над скалой на Храмовой горе расположена пещера, называемая арабами «святой пещерой», «пещерой бездны» или же «колодцем душ». В этой пещере и находится знаменитый камень. Именно здесь, как считают мусульмане, в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших.

 На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, пророка Элиягу, а также место, где стоял ангел Джибраил (Гавриил), когда, по мусульманскому преданию, пророк Мухаммад взлетал с камня мироздания на небо. Камень, не желая расставаться с любимым пророком, тоже начал подниматься в небо, и тогда Джибраил рукой придержал непослушную скалу. В память об этом событии остался на камне отпечаток руки расторопного ангела и трещина, появившаяся после успешного подъема пророка.

В пещере, согласно мусульманской традиции, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны.

В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие в период Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.

Увидеть «камень фундамента, на котором основан мир», – краеугольный камень Земли – вне пределов Купола над скалой в настоящее время можно в подземном туннеле Хасмонеев, который был открыт для посетителей в сентябре 1996 года. В туннеле Хасмонеев для обозрения доступен небольшой участок камня мироздания в основании Храмовой горы.

В прямом смысле в двойственном положении находится краеугольный камень Земли на протяжении последних лет в неспокойном святом городе Иерусалиме. Верхняя часть камня охраняется  мусульманским советом Храмовой горы, вход сюда не мусульманам запрещен. Нижняя часть краеугольного камня Земли находится в туннеле Хасмонеев под контролем правительства Государства Израиль. Вот эту нижнюю часть камня и могут увидеть все желающие, достаточно только заранее записаться на экскурсию в туннель и пройти с экскурсоводом этот интересный маршрут.

 Сколько времени такое положение будет сохраняться в Иерусалиме в районе камня мироздания и как это скажется на политической стабильности региона, – покажет время.