Юрий Проскуряков

ПИСЬМА: Рафаэлю Левчину

Юрий Проскуряков – Рафаэлю Левчину

Раф, привет!

      Знаешь я тут обнаружил твое письмо возможно 88 года, в котором к своему удивлению уже фиксируется наша с тобой полемика о принадлежности к метамета.
Провожу цитату  из письма без купюр:
     «За это время были разные события. Приезжал в Киев Парщиков, и встреча наша была странновата. Съездил в Москву я и выступил там с чтением стихов. Вечер был забавный – в нем почему-то приняли участие ультралевые музыканты и художники, до того левые, что где-то правые. Под названием tot-art. Я их назвал: тот еще арт! А сам я читал «Ряженых» в виде диалога с профессиональной актрисой, занятно вышло. Прочее читал уже самостоятельно. Публику держал, по-моему, хорошо. Но – организационная ошибка! – потом художники стали крутить свои слайды, потом музыканты стали дудеть… так что, когда дошло дело до обсуждения, публика была уже в отключке, а те, кто выполз выступить, говорили примерно так: «Мы тут прослушали музыку… просмотрели слайды… да, кажется, нам еще и стихи читали?..»
      «…Парщикова я слегка обидел, сказав ему при свидетелях, что к его метареализму не имею ни малейшего отношения… Кстати, - существовала ли реально группа? – спрашиваешь ты. Думаю, что да; и немало дала мне лично; может быть, что-то и продолжает давать. Поэзию питает, в частности, память; почему же я должен забыть девятнадцатилетнего мальчика Алешу с приколотой к стене газетной фотографией Вознесенского (тоже юного)? Хоть это сейчас и другой человек; чиновник. И Ерема, которого я так давно не видел и о котором ходят противоречивые слухи, которого я никогда не знал хорошо, но всегда был рад видеть; который вызывал у меня зависть своим спокойствием, своей кажущейся семейной идиллией ( где она теперь, идиллия? А ведь Наташка стала самостоятельным, интересным поэтом!..)… который рассказал мне как-то забавную притчу, поддерживающую меня с тех пор во многих нелепых ситуациях…»
      В этом письме чуть ли не первое наше разногласие о том, как рассматривать группу. Вот, представь себе, люди встречаются в разной
степени сближаются друг с другом, обмениваются информацией, творчеством, обсуждают творческие проблемы. Я и теперь, как тогда нахожусь в среде нескольких кружков общающихся творческих людей. Эти круги отчасти пересекаются. И вот возникает идея Кассандриона, в который я по своей воле и воле тех, список кого я предлагаю общественности в качестве кассандрионитов, включаю Левчина, Лощилова, Фоменко, Касански, Лапинского, Проскурякова. Но в кругу поэтов, с которыми я общаюсь есть Алексей Самойлов, талантливый молодой поэт, творчество которого я уважаю, беседую с ним на творческие темы и даже на тему Кассандриона.. Допустим группа кассандрионитов приобрела известность в литературе. По прошествии времени Алексей Самойлов вдруг публикует воспоминания, в которых он утверждает, что главным кассандрионитом был он и Саша Дельфин, который также был в контакте со мною и тобой и слышал о Кассандрионе и с которым Алексей Самойлов впоследствии крепко подружился. Но при этом, ни Самойлов, ни Дельфин известности не получили. Как тебе нравится такая воображаемая аналогия? Ну придумал Кедров метамета, ну подписались под ним Парщиков, Еременко и Жданов, мы с тобой так послонялись около, ну ввели Парщиков с Кедровым в литературный обиход этот брэнд (или, точнее, бред). А нам-то что? Я считаю, что да, я-таки общался с метаметафористами и даже с метареалистами. Вот метареалистов изобрел Миша Эпштейн, и в число оных он включал О.Седакову, Е.Шварц, И.Жданова, В. Кривулина, Д.Щедровицкого, В.Аристова.. И.Жданова и А.Еременко он рассматривает отдельно в качестве «метаболистов» (термин, который он противопоставляет квалификации их же, как «метафористов»). В пространстве между метареализмом и концептуализмом М.Эпштейн помещает А.Еременко, А.Парщикова и И.Кутика. Он писал, что их «поэзия уже не футуристична, а скорее презентабельна – как поэзия присутствия, поэзия настоящего (лат. Praesens). Он даже квалифицирует их поэзию, как «презентализм».
     Вне пределов квалификации он оставляет ряд имен. «Можно было бы назвать и других поэтов, осваивающих культуру на всем ее протяжении, от границ профанного до границ священного, - Юрий Арабов, Владимир Аристов, Евгений Бунимович, Александр Воловик, Сергей Гандлевский, Фаина Гримберг, Александр Лаврин, Юрий Мезенко, Юрий Проскуряков, Александр Сопровский, Мария Ходакова, Татьяна Щербина… При всей разности манер и неравноценности дарований здесь выработан некий стиль поколения: образная ткань такой плотности, что ее невозможно растворить в эмоциональном порыве, лирическом вздохе, той песенной – романсовой или частушечной интонации, которой держались многие стихи поэтов предыдущего поколения». Это все из Книги Михаил Эпштейн «Парадоксы новизны», М., Советский писатель 1988. Похоже в последнем случае М.Эпштейн намекает на некий «культуртрегериз» перечисляемых им авторов.
     Тебя он не поминает, но еще до него, в журнале «Kulttuurivihkot» № 3, за 1987 год, стр 29, Юкка Малинен в ряду метареалистов указывает А.Еременко, А.Парщикова, И.Жданова, Ю.Арабова, И.Кутика, В.Коркию, Т.Щербину, М.Кудимову, М.Бараша, С.Гандлевского, В.Аристова, С.Бобкова, Р.Левчина, А.Чернова, Ю.Проскурякова, Е.Бунимовича.»
     Несомненно одно, что аналитический аппарат и способы классификации поэтических явлений в то время, когда возникали понятия «метареализма», «презентализма», «культуртрегеризм» не был в достаточной мере сформирован. Что же касается метаметафоризма, то этот термин, как мне кажется не был попыткой таксономии, но имел чисто организационную функцию промоушна лиц, включенных К.Кедровым в число метамета.
     В связи с засылаемыми к тебе записками у меня появилась необходимость во-первых как-то интегрировать проделанную уже работу и прочистить ее, а кроме того ознакомитьься по мере возможности с материалом моих писем, на литературные темы, которые возможно у тебя сохранились. Я понимаю, что гружу тебя избыточной работой, но, если бы у тебя нашлось время и желание, что-то мне переслать, я был бы признателен.
     Я недавно познакомился с Наташей и Валерой Черкашиными, которые фото и просто художники, к тому же коллажисты. Я к письму прилагаю статью о них Александра Якимовича. Есть много интересных мыслей, хотя я далеко не со всем в статье согласен, в том числе не согласен с оценкой творчества Черкашиных. Они будут в США в конце октября и весь ноябрь и 21 ноября будут участвовать в AAASS (American Association for the Advancement of Slavic Studies) в городе Питсбурге Пенсильвания. Они хотели бы выяснить будет ли в этой акции участвовать Яничек, и если да, то как к нему обратиться, чтобы там не разминуться. Кроме того, они очень хорошие ребята нашего возраста, в прошлом из Харькова, а теперь из Москвы и с ними можно будет передать тебе журналы, а Очеретянскому макет, если он его к тому времени окончит.
Твой ЮП
(письмо предположительно 2003 года)