АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Евгений Степанов

Нина Краснова, «Избранное». М., «Книжный сад», 2011



Как много сейчас распиаренных поэтов, н е  у м е ю щ и х писать стихи. Эти поэты уже потеряли всяческий стыд и, подогреваемые ловкими мастерами литературной пропаганды, соревнуются друг с другом, кто больше получит премий.
Как много сейчас однотипных стихов — обязательно без знаков препинания и ни о чем. Ровненькие столбики рифмованного lego-конструктора.
А ведь рядом с нами живут гениальные поэты, ни на кого непохожие, ни с кем не сравнимые! Самородки! Самородки, имеющую к тому же высочайшую культуру, владеющие разными стихотворными техниками, истинно народные поэты.
У талантливейшей Нины Красновой очень мало публикаций в постсоветской России. Кроме журналов Союза писателей ХХI века «Дети Ра» и «Зинзивер» — н и  о д н о й  в изданиях, входящих в престижный портал «Журнальный зал». Оставим это без комментариев.
Нина Краснова — выходец из Рязани, ее стихи пропитаны фольклором, русским самовитым, неподцензурным словом, она подлинный мастер стиха. В ее арсенале широчайший набор поэтических средств: и частушка, и раешник, и речитатив, и плач, и заговор…
Ее рифмы, как правило, точны и при этом неожиданны: наивысшей—нависшей; похвалы—пахлавы; тропой—толпой; начиняю—начинаю. А бывает, что Краснова использует — когда это необходимо — банальные рифмоиды.
Краснова — это пре-красная душа русского народа, это чистый и мудрый голос в нашей печальной действительности. Это национальный поэт. Лицо нации.
Очевидно, что Нина развивает высокие традиции Николая Клюева и Николая Тряпкина, Ольги Фокиной и Ксении Некрасовой и, конечно, Сергея Есенина. Все ее тексты основаны на фольклоре. Вот характерное стихотворение:

Шла я по жизни, шла,
К развилке дорог пришла.

Одна дорога — направо.
Другая дорога — налево.
А третьей дороги нет,
А прямо — дороги нет.

Камень лежит у развилки дорог.
У камня стоит здоровенный бульдог.
На камне сидит сова.
На камне такие слова:

«Направо пойдешь —
Славу и деньги найдешь,
Любовь потеряешь.

Налево пойдешь —
Любовь найдешь,
Славу и деньги потеряешь.

Прямо пойдешь —
Правду найдешь,
Славу, деньги и любовь потеряешь.
Пропадешь».

Над камнем дорожный знак:
«Можно идти направо,
Можно идти налево,
А прямо нельзя никак,
А прямо нельзя никак.
Прямо дороги нет,
Прямо дороги нет».

Ворон на ветхой сосне
Прокаркал вежливо мне:
— Куда, гражданка, пойдешь?
Прямо пойдешь — пропадешь.
Хочешь, направо тебя провожу?
Хочешь, налево тебя провожу?
Куда, гражданка. пойдешь?
Направо? Налево? Куда?

— Прямо пойду! туда!

— Прямо пойдешь —
Пропадешь!

— Авось не пропаду.
А пропаду так пропаду.
Зато правду найду.

Но прямо дороги нет!
Но прямо дороги нет!

— А я ее проложу!

6 марта 1985 г.,
Рязань, Дашково-Песочня

Особый разговор — частушки Нины Красновой. Они всегда раскованны, смелы, зачастую с соленым словцом, ну а как же иначе — в частушке! Ненормативная лексика в припевках Красновой всегда оправданна.

Он спросил с подъе…очкой,
Что у меня под юбочкой.
А я не сказала,
Взяла и показала.

Нина Краснова умеет шутить и умеет грустить (трагичен ее цикл стихов об ушедших из жизни маме и сестре).
Краснова ни на кого не похожа. Это самостоятельный, глубокий поэт. Она привнесла в русскую поэзию свой рязанско-мещерский словарь, невероятную открытость, лиричность на грани фола. И при этом — неслыханную чистоту.

Завтра я уеду от тебя,
Завтра я уеду от тебя,
Море мое, моречко,
Горе мое, горечко.

Я к себе уеду во Рязань,
Я к себе уеду во Рязань —
Далече-далеченьки.
До встречи, до встреченьки!

Я возьму на память о тебе,
Я возьму на память о тебе
Не янтарны камушки
Для себя и мамушки,

А возьму на память о тебе,
А возьму на память о тебе
Розовы ракушечки
В этой коробушечке.

А еще на память я возьму,
Эту фотокарточку возьму —
На вечно сбереженьице —
Твое изображеньице.

Как же я уеду от тебя,
Как же я уеду от тебя,
Море мое, моречко,
Горе мое, горечко?

20 октября 1982 г.,
Дубулты, дом творчества

…Нине Красновой выпал удивительный дар. Выражая себя, она выражает этнос. Это бывает крайне редко.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера