АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Дмитрий Рябоконь

Юрий Аврех. Стихи Из Пражского Града. Рецензия



От редакции:  с книгой  вы можете познакомиться по ссылке: http://www.promegalit.ru/book.php?id=117

В 1892 году Владимир Соловьев написал свое знаменитое стихотворение:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?

   Эти стихи великого русского философа и поэта - ключ ко всей книге Авреха. В книге - три раздела: "О мире проявленном и мире сокрытом. Избранные стихотворения 2003-2013", поэма "Стихи из Пражского Града" и "Post Pragensis. Стихотворения в прозе". Показательным для первого раздела, как впрочем, и для всей книги, на мой взгляд, является стихотворение, которое хочется привести целиком:

Дождливым было лето,
Но не было бедой,-
В нем было много света
С водою дождевой.

И сумерки, и тени,
И "истина в вине",
И веточка сирени,
И яблоня в окне.

   Читая это стихотворение,- хорошо видишь основные лейтмотивы всей книги - "Стихи из Пражского Града" наполнены золотым солнечным светом, всплесками воды, воздухом и тончайшими переходами из одного времени суток в другое. Небесный мир Высших Сил всегда рядом:

Незримый мир существует в мире,
И в мире с самим собой,
Ангелы и те, кто над ними
Парят в цветных одеждах,
Фиолетовых, красных, желтых, зеленых,
Во всех цветах и за пределами спектра цветов,
Излучая любовь и блаженство,-
В домах, в храмах, на железных дорогах,
Повсюду, повсюду...

   Для второго раздела книги, непосредственно для ее центральной части, самой Поэмы, характерно ощущение и настроение порога. Перехода из материального мира в мир трансцедентный, метафизический:

Прага - это порог. И не только Прага,-
Молитва - тоже порог. И порог - бумага...

   Эти строки очень напоминают Цветаеву. Но, в отличие от Цветаевской страстности, стихи из второго раздела, как впрочем и из всей книги, сдерживаются Блоковским,  петербургским холодком:

Девушка пела в еврейском гетто,
В платье белом и голубом,
В сумерках. У ворот Рассвета,-
Между явью своей и сном...

   Также, разница между Цветаевой и автором заключается в том, что Цветаева описывает лишь физический облик Праги. А Юрий Аврех, о чем говорилось выше -  и реальный, и метафизический.

   Третий, заключительный раздел книги - прозаический. Но, поскольку Аврех - поэт, проза его - это проза поэта. Логическое завершение Праги-книги и книги, в которой говорится о той Праге, которая близка автору. Праги, в которой одно переходит в другое, и в которой осуществляется слияние нашего, грешного мира с горним.  Ведь, кроме реального, есть Небесный Иерусалим, Небесный Санкт-Петербург, Небесный Екатеринбург.... Эти города в различных своих ипостасях, также, присутствуют в "Стихах из Пражского Града". И автор - постоянный, непосредственный свидетель слияний этих двух миров, происходящих в Праге, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, на Елеонской горе в Иерусалиме:

И происходит чудо. Чудо невозможно описать. Свет Божественного мира нисходит на меня в этот день. И чувство такого счастья, что я рыдаю. Счастья после боли, счастья после отчаяния. Ничто не имеет значение. Только присутствие этого невыразимого света. В ауре, в ореоле света, обычные человеческие представления о правильном и неправильном непредставимы...

Так, следуя за Пушкиным с его "Песнями Западных Славян", за Цветаевой с ее "Стихами о Чехии", продолжая традиции Рильке, Майринка, Кафки и других представителей "Пражской Школы", Юрий Аврех создает и свою Прагу. Аврех - романтический мистик. Или - мистический романтик. Кому как нравится. Его поэзия близка к символистской ветви Великой Русской Поэзии. Его стихи - вневременны. В том плане, что такие стихи могли бы быть написаны и в начале прошлого века. С той лишь разницей, что они лишены какой-либо архаики. В этом смысле Юрий Аврех - современный поэт. Поэзия Авреха - это поэзия слияния двух миров и тончайших световых оттенков. И, несмотря на то, что в ней множество трагических моментов,- светлое в стихах Юрия всегда перевешивает темные и черные краски. Автор "Стихов из Пражского Града" - поэт со своим мировидением и со своей уникальной, ни на кого не похожей, интонацией. У его Музы, как писал Баратынский,- "лица необщее выраженье". Читая стихи Юрия Авреха, хочется быть лучше. И настоящий, вдумчивый читатель обязательно поймет, что эта книга - незаурядное событие на общем фоне набивших оскомину стихов в наше, далеко не поэтическое, время.

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера