АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Алексей Александров

Памятники и экспонаты нашего городка


Есть универсальная присказка для неполучившегося – ну, не срослось. Говорится такое обычно безо всякого намека на трагедию, просто не вышло и всё тут. Однако, если рассматривать цепочку неудач как график некоего процесса (и не спрашивайте меня, что на нём откладывается по вертикали), то получаются такие характерные скачки с непременной неопределённостью на самом верху, где, помнится, производная равна нулю, и эти всплески  – едва ли не самое интересное с учётом унылой монотонно убывающей в целом функции, обретающей этот самый ноль где-то за горизонтом. То есть была какая-то деятельность, в результате которой возникли альманах, газета, журнал, книжная серия, сайт, – короче, очередной проект, не возымевший продолжения.
И нельзя сказать, что не было никакого отклика или событие прошло незамеченным. Были ведь презентации, выступления, рецензии в СМИ (ругательные, а какие же ещё, ну, в лучшем случае сочувственные). И интерес у читающей публики затухал медленно, ещё какое-то время после ходят и вежливо спрашивают: а когда выйдут второй «Сочельник»1, следующая «Пятница»2, опоздавшая к двухтысячным «Мышь»3? Потом перестают интересоваться, и всё замирает до очередного пика солнечной активности. Всё это, а именно повторение пройденного, регулярность прыжков и невзятия планки, наводит на мысли, и они таковы.
Дело видимо не только в отсутствии любопытства большинства саратовских жителей, не в их пресловутой лени, хотя всё это, конечно, имеет место. Дело ещё и в нас, пишущих и интересующихся, своих и чужих, увлечённых словом и наивно верящих в его материальное воплощение. Вот тут бы на волне такого серьёза и сделать оргвывод, но его у меня почему-то нет. А есть лишь наблюдения и воспоминания.
К примеру, альманах «Пятница», появление которого, как известно, смерти самиздата подобно4. Ну да, приложил руку, грешен, понял, уже когда начали с Сашей Илюнчевым5 собирать материал на второй номер, что на одной теме одиночества далеко не уедешь. Да и кружок, то бишь литературный салон в Универсальной научной библиотеке на Горького к тому времени захирел и дышал на ладан. С другой стороны, альманах свою задачу выполнил и (здесь я не обсуждаю качество текстов и уровень редактуры в целом) оставил более-менее ясную картину об этом пёстром и странном собрании пишущих в начале девяностых6.
Серия сборников под техническим руководством Мурата Новосельского7 была в силу идеи сменных выпускающих редакторов  более плодотворной, напоминая номера нынешнего «РЕЦ». Но и она кончилась вместе с Муратом, а может быть с первым номером «Василиска».
Конечно, неверно говорить об этих проектах без упоминания о «Контрапункте», «Последнем экземпляре», журнале «Волга» времён девяностых. О том, что вольно или невольно породило, подтолкнуло и помогло оформиться неформальной саратовской литературе в постперестроечные годы (даже в самом названии этой эпохи слышен признак руины), а после в своё время отошло в тень, тем самым подтвердив тезис. Но всё-таки остались попытки объединить все эти разные по своим задачам журналы, альманахи, книжные серии в единый электронный литературный ресурс, тоже, кстати, незавершённый и брошенный8.
И так перечислять можно ещё на добрый десяток страниц убористого машинописного текста, тем более что тут к месту было бы вспомнить и о проектах даже и неначавшихся. Давно, ох как давно, зреют в разных умах мысли о собрании текстов саратовских авторов под гордым заголовком «Антология»9! Но и без помощи столь грандиозных проектов пора бы в приличном объеме опубликовать стихи того же Стаса Степанова, например.
То есть получается, что говорить с оптимизмом, мол, у нас было славное прошлое, вроде бы и можно, но повода для праздника нет. Слишком всё обрывочно и непоследовательно, хотя и с пугающей обывателя регулярностью происходит в городе С. Но, думается мне, больной скорее жив, чем мёртв. Вот и слухи о втором номере «Сочельника» в прошлом году появились, а значит не всё ещё потеряно. Рубрика же эта по сути больше музей, чем кладбище – понятно, что никто не собирается воскрешать мертвецов, но глупо было бы начинать новое строительство, не воспользовавшись опытом копавших здесь до тебя.

----------
1. Саратовский религиозно-публицистический альманах «Сочельник», вышедший в 1992 году под редакцией Игоря Сорокина и Максима Лукьянова .
2. Саратовский литературно-музыкальный альманах (1998 г., редакторы Алексей Александров, Александр Илюнчев).
3. Саратовский литературный альманах, подробнее о нём см. в следующей статье этого раздела.
4. Статья Анны Сафроновой в журнале «Волга» (1999, №3) «Пятница», или Смерть самиздата в Саратове»
5. Известный саратовский бард, его страничка в интернете: http://www.bards.ru/archives/author.php?id=3316
6. Литературно-музыкальный салон при Саратовской областной универсальной библиотеке, существовавший в 90-е, который вели С. Аксенова и В. Панченко.
7. Издатель и соредактор самиздатских литературных сборников, организатор серии музыкально-литературных вечеров, а также многочисленных художественно-поэтических акций, фестивалей и выставок.  Подробнее о нём см. в 3-м выпуске альманаха «Василиск».
8. Энциклопедия Саратовского Самиздата – http://grimnir.8m.com/saratov/
9. В этом году начало положено. В сети медленно. но верно пополняется проект «Антология поэзии» Андрея Сокульского  – http://www.asokulsky.ru/poems.php

К списку номеров журнала «ВАСИЛИСК» | К содержанию номера