Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Валентина ГайдаенкоОб авторе: ... |
Елена КутиноваОб авторе: ... |
Анастасия ЧурикОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Лариса Сонина«В белый понедельник». Александр Ерофеев. Межсезонье: СтихиАлександр Ерофеев. Межсезонье: Стихи. — Магнитогорск: Алкион, 2014. Магнитогорец Александр Ерофеев вниманием читательского сообщества не избалован: в публичном пространстве замечен мало; хотя и работает журналистом, книги выпускает редко и с минимальной рекламой каждого такого события. Тем не менее стихи он пишет на удивление зрелые, взвешенные и часто просто красивые:
пахнет ветер моей невзгоды пьяной ягодою смороды, травянистой горечью тминной, лунной ночью, золой каминной.
Существование вне публичного пространства дарит уникальную возможность: поэт Ерофеев свободен от идеологии в любом ее виде: как государственно-партийной, которая уже, как бы ненароком и ненавязчиво, поддавливает других зрелых авторов, так и либерально-фейсбучной, которая тоже диктует свои правила: в каком формате писать, кому и за что лайкать. Конечно, это собственный выбор поэта, выбор свободы, которой давно уже нет, той свободы, которая внезапно случилась в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х и которую многие уже утратили или просто от нее отказались за ненадобностью. Но… эта свобода от идеологий, вольная воля все равно оборачивается несвободой, зависимостью, но уже личной, а не общественной или политической:
Не оставляй меня в твоем саду — плутать бесцельно тропами любви, уж лучше засуши промеж страниц, в тетради девичьей, среди своих стихов.
Не забывай меня, когда уйду, когда утихнут плачи данаид и превратится в уксус на столе вино оставленное — вспомни обо мне.
Примерно таков общий настрой большинства стихотворений Ерофеева: светлая грусть по невозможности счастья и грядущее пророчество о смерти («когда уйду»), старости и одиночестве (засушенность в тетради, вино, превратившееся в уксус) — старые как мир поэтические темы, которые автор освещает по-своему. Встречающиеся в его текстах элегичность и пасторальность, неторопливость и основательная верность классическим традициям нередко перетекают в скороговорку наговоров, в желаемое и мечтаемое:
будем жить но чтобы помнить каждый час — только-то бездельник и не знает что в белый понедельник не умрет никто
Творчество Ерофеева отличает и мысль о невозможности выбора иной, нежели поэтическая, судьбы. Автор четырех книг, заслуживший среди знатоков лестное определение лучшего поэта Магнитогорска, в своей не поэтической, а жизненной биографии являет скорее прозаика, чем собственно поэта — столь разнообразен его профессиональный опыт и столь серьезна внутренняя работа, приводящая к внезапным озарениям, диктующим стихи. Александр Ерофеев, родившийся в 1960 году на Украине и в раннем детстве переехавший с родителями в Магнитогорск, учился в пединституте, работал монтировщиком декораций в театре, корреспондентом газеты «Магнитострой», заведующим филиалом библиотеки строителей, контролером теплотехнической лаборатории на металлургическом комбинате, мастером производственного обучения в институте, дизайнером, занимался редактированием местного литературного журнала и книжной серии. Во второй половине 80-х являлся одним из организаторов неформального политического объединения «Встречное движение», проводившего экологические АКЦИИ в Магнитогорске. В конце 90-х — начале 2000-х возглавлял магнитогорскую региональную организацию Союза российских писателей… Вся эта работа и общественная деятельность, думается, и позволила научиться присутствующему ныне у поэта несколько отстраненному взгляду на жизнь и на судьбу. Следует сказать, что эта отстраненность — самый выгодный ракурс для лирического героя Александра Ерофеева, ибо, когда он начинает выказывать сильные эмоции по отношению к персонажам и ситуациям, ему может изменить вкус, как, например, в стихотворении «Прощание с Лу»:
похоже, тебе понравилось притворяться дрянью — ведь вашего брата это почти никогда не портит… можно кем хочешь быть — чучелом в натюрморте, шалавою плечевой, фото-пустышкою на билборде или просто веселой пьянью —
это уже не важно, когда тебя принимают — любою. и, кстати, Лу, ты не права — любви не бывает много… пора прощаться — месяца утреннего плывет пирога — хотя, признаться, я так и не понял из твоего аполога, что — ты называешь любовью?
Все смешалось в характеристике героини: шансонный запев про дорожную проститутку, учительское резонерство, старинный штамп — «веселой пьянью», залихватское «вашего брата», не совсем уместное в обращении к женщине, пусть даже с трудной судьбой… И завершает все это сакраментальный вопрос: «что ты называешь любовью?» Какая-то компотная смесь из отрывочных реплик семейного скандала подвыпившего интеллигента. Радует, что такое околопоэтическое многообразие у Александра Ерофеева все же встречается крайне редко. Вполне возможно, что такое стихотворение могло появиться из-за тяги кэкспериментаторству и недостатка творческого окружения. К счастью, большинство стихов Ерофеева — это все же белый понедельник: каждое новое стихотворение начинается с чистого листа, вбирая в себя незаметную прелесть жизни и жизненную же философию.
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |