АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Евгений Степанов

Политическая частушка как способ неподцезурной рефлексии

Частушка (или припевка, пригудка, коротушка, коротелька, собирушка, вертушка, сказуха, стишок и т. п.) — старинный фольклорный жанр, который приобрел привычную для нас форму в середине ХIХ века. Само же слово «частушка» впервые употребил знаменитый писатель-реалист Глеб Успенский в статье «Новые народные песни», которая была напечатана в 1889 году. 1
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: «Частушка, жанр рус. словесно-муз. фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения». 2 Словарь Брокгауза-Ефрона в дефиниции, посвященной частушке, подчеркивает, что ее «содержание берется из текущей жизни». 3 Действительно, любое значительное событие в жизни страны (революция, коллективизация, война, перестройка, смена одной общественно-экономической формации на другую) нашло свое отражение в этом малом фольклорном жанре. Д. С. Лихачев писал: «Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п. или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.)». 4
Разноплановы и частушки. Они бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские...) и т. п.
Тема этой статьи — политические частушки. Они, конечно, не так  популярны в народе, как прежде, но звучат не только в деревне, но и в городе.  Их можно услышать на дачах, в электричках, где выступают доморощенные музыканты, на пикниках, на туристических слетах, их печатают в специализированных поэтических журналах, например, в ежемесячнике «Дети Ра».
Политические частушки очень часто персонифицированы. Существует множество припевок, посвященных царю Николаю II, Распутину, Ленину, Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину, Путину, Медведеву, Тимошенко, Януковичу и многим другим деятелям. Как правило, политическая частушка дает негативный портрет власть предержащих. Так было до революции (хотя сохранились частушки и лестные для Николая II), так было в советское время, так происходит и сейчас. Приведем только несколько характерных примеров.

* * *

Хоть сдадут, служить не стану
Николашке-дураку:
Сапоги, шинель закину
Через быструю реку! 5

* * *

Ленин, Сталин, Ворошилов
И Калинин, старый пес,
Всю Россию погубили
И загнали всех в колхоз. 6

* * *

Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
— Раскулачивать народ! 7

* * *

Ах огурчики мои,
Помидорчики.
Сталин Кирова пришил
В коридорчике. 8

* * *

Горбачев и с ним же Ельцин.
Что вы сотворили?
Сильный русский наш народ
По миру пустили. 9

Существовали (существуют) и так называемые поддельные частушки, когда власть предержащие пытались (пытаются?) внедрить в сознание людей стишки, прославляющие существующий строй, пропагандирующие прописные истины. Например, частушка из брежневского «застоя»:

Все колхозники страны
Заявляют дружно:
— Мы за мир стоять должны,
Нам войны не нужно. 10

Такие подделки не приживались в народе.
Частушка политического звучания становилась популярной, когда выражала определенный протест, решительное несогласие с мнением власти. И никакая цензура не могла остановить стремления высказаться, сказать о наболевшем. За подобные вольности правящая верхушка преследовала. Анатолий Стреляный писал:
«...такой фольклор не устраивал начальство. Его не только не замечали, за его распространение наказывали, сажали. Товарищи Жданов и Суслов могли сколько угодно и как угодно критиковать Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына — это мол, их личные ошибки, заблуждения или враждебные происки. Но могли ли товарищи Жданов и Суслов сказать, что народ, который распевает частушку “При царе при Николашке Ели белые барашки…” или “Дорогой товарищ Сталин, Без штанов ты нас оставил…”, ошибается?» 10 Современные политические события рецептуально воспринимаются не только в официальных СМИ, но и в сети Интернет, в литературном творчестве, фольклоре. Воспринимаются, как правило, иронически, философски.
Любимые персонажи современных политических частушек — политические лидеры России и Украины.
Например, арест Юлии Тимошенко в августе 2011 года вызвал бурную реакцию в украинском и российском обществах, и, в частности, в Крыму уже в сентябре можно было слышать такую припевку:

* * *

Засудили нашу Юлю,
Юлечку-красавицу.
Янукович сало ест,
Ест и улыбается. 11

Вместе с тем, звучала и другая частушка, диаметрально противоположного содержания:

Засудили нашу Юлю,
А пускай не дразнится.
Ну а х.ли, ну а х.ли,
Нам какая разница? 12

Важно отметить, что циклы частушек, объединенные в спевы, всегда звучат под один мотив. Нередко в спевах одна тема варьируется с разных позиций (как в вышеприведенном примере). Распрастраненные зачины частушек — «Ой, Семеновна», «Самолет летит», «О па, о па, такая чехарда»… Они, как правило, объединены общей темой.
Частушка только на первый взгляд — легкий литературный жанр. На самом деле, это сложнейшее литературно-музыкальное произведение, в котором есть глубокое отражение действительности, своеобразная и неподражаемая версификационная техника (подделки не выживают!), логическая и композиционная завершенность. Частушки разнообразны по форме. Самая распространенная строфика в этом жанре — четверостишие. Реже встречаются двустишия. Совсем редко в настоящее время — шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-стишия.
…Один из основных и проблемных вопросов фольклористики и источниковедения — это достоверность частушки. Каково ее истинное звучание, где и кем, и при каких обстоятельствах записана? Нередко встречается несколько вариантов одного текста. 13 Вместе с тем, следует признать, что канонических частушек не бывает, они видоизменяются в зависимости от ситуации.
Частушки оказали влияние на целый ряд выдающихся русских поэтов — Блока, Есенина, Твардовского, Бокова, Высоцкого, Берестова. В настоящее время целый ряд авторов (например, Нина Краснова, Сергей Бирюков, Салават Кадыров, Елена Арс, Мария Панфилова, Николай Войченко, Фёдор Мальцев, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Василий Гыдов) работают в этом жанре. Станут ли их частушки фольклором — покажет время. Но уже сейчас понятно, что частушка не умерла, она существует в народе и выполняет свою функцию — неподцензурной литературы.



Литература. Источники:

1 См. об этом подробнее на сайте, посвященном Глебу Успенскому: URL: http//www.az.lib.ru›u/uspenskij_g_
2 Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1987, с. 493
3 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, URL: http//www.encycloped.narod.ru
4 Д. С. Лихачев, «Поэтика художественного времени», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971, с. 246
5 См. URL: http//www.shansonprofi.ru
6 Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 760
7 Там же. С. 760
8 См. URL: http//www.forum.pravda.ru
9 См. URL: http//www.hrono.ru
10 Анатолий Стреляный, Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 754
11 Частушка записана автором статьи в Украине, в поселке Коктебель, 7 сентября 2011 года. Исполнитель: баянист Алексей Полищук.
12 Там же.
13 Здесь уместно вспомнить слова фольклориста Б. Н. Путилова: «Составить более верное и полное представление о данном индивидуальном тексте можно имея серию записей; чтобы убедиться в том, что запись безусловно верна, что "моментальное" и "общее" совпадают, надо много раз прослушать исполнителя»; «Для исследователя, анализирующего тот или иной текст, либо группу текстов, несомненно важно знать, в каких условиях он был записан и как эти условия могли повлиять на характер текстов. К сожалению, история русской фольклористики располагает недостаточными данными по этим вопросам, а имеющиеся факты не систематизированы и не осмыслены». См.: Б. Н. Путилов, «Современная фольклористика и проблемы текстологии», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971, с. 235, 236

К списку номеров журнала «ФУТУРУМ АРТ» | К содержанию номера