АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Евгений Степанов

Частушка как политический и лирический жанр фольклора

Частушка (или припевка, пригудка, коротушка, коротелька, собирушка, вертушка, сказуха, стишок и т. п.) — старинный фольклорный жанр, который приобрел привычную для нас форму в середине ХIХ века. Само же слово "частушка" впервые употребил знаменитый писатель-реалист Глеб Успенский в статье "Новые народные песни", которая была напечатана в 1889 году. 1
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: "Частушка, жанр рус. словесно-муз. фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения". 2
Словарь Брокгауза-Ефрона в дефиниции, посвященной частушке, подчеркивает, что ее "содержание берется из текущей жизни". 3
Действительно, любое значительное событие в жизни страны (революция, коллективизация, война, перестройка, смена одной общественно-экономической формации на другую) нашло свое отражение в этом малом фольклорном жанре.
Д. С. Лихачев писал: "Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п. или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.)". 4
Разноплановы и частушки. Они бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские…) и т. п.
Родина частушки — деревня. И там она наиболее уместна — особенно когда звучит гармонь, когда люди встречаются, женятся… В городе частушка постепенно доживает свой век. Она становится не так востребована, городской социум разобщен, представить людей с гармошкой в Москве (на Тверской улице или в спальном Жулебине) весьма проблематично, да и на свадьбах звучат другие песни.
Тем не менее, частушка по-прежнему живет в городской среде, ее можно услышать на дачах, в электричках, где выступают доморощенные музыканты, на пикниках, на туристических слетах.
Частушка только на первый взгляд — легкий литературный жанр. На самом деле,
это сложнейшее литературно-музыкальное произведение, в котором есть глубокое отражение действительности, своеобразная и неподражаемая версификационная техника (подделки не выживают!), логическая и композиционная завершенность.
Частушки разнообразны по форме. Самая распространенная строфика в этом жанре — четверостишие. Реже встречаются двустишия. Совсем редко в настоящее время — шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-стишия.
Рифменная система в частушке заслуживает отдельного разговора. Обычно рифмуются вторая и четвертая строки. Рифмы в частушке, как правило, не точные, не глубокие. Нередки рифмоиды типа: тебя—меня; меня—я; окна—ума и т. п. Распространены глагольные рифмы: дала—взяла; пришла—нашла. Нередки ассонансы: белая—бегала; резиновы—разинули… 5
Преимущественный стихотворный метр — хорей, точнее — четырехстопный хорей. Значительно реже встречаются ямбические частушки.
Частушка — литературно-музыкальное произведение, в котором текст и напев взаимосвязаны, но все-таки доминирует текст. Частушечных напевов немного, они, как правило, стандартные и нередко начинаются с идентичных зачинов — "Подружка моя", "Ой, Семеновна", "Самолет летит", либо объединены общей темой.
Циклы частушек, объединенные в спевы, всегда звучат под один мотив. Нередко в спевах одна тема варьируется с разных позиций.
Например, арест Юлии Тимошенко в августе 2011 года вызвал бурную реакцию в украинском обществе, и, в частности, в Крыму уже в сентябре можно было слышать такие припевки:

Посадили Юлечку,
Юлечку-красулечку.
За рассейский вроде газ.
Янукович — вырви глаз. 6

* * *

Янукович посадил
Юлечку-красавицу.
И довольный сало ест,
Ест и улыбается. 7


Вместе с тем, звучали и другие частушки, диаметрально противоположного содержания:

Засудили нашу Юлю,
А пускай не дразнится.
Ну а хули, ну а хули,
Нам какая разница? 8


Несомненно одни из самых распространенных видов частушки — политические и лирические. Они наиболее востребованные.
Существовали (существуют) и так называемые поддельные частушки, когда власть предержащие пытались (пытаются?) внедрить в сознание людей стишки, прославляющие существующий строй, пропагандирующие прописные истины. Например, частушка из брежневского "застоя":

Все колхозники страны
Заявляют дружно:
— Мы за мир стоять должны,
Нам войны не нужно. 9


Такие подделки не приживались в народе.
Частушка политического звучания становилась популярной, когда выражала определенный протест, решительное несогласие с мнением власти. И никакая цензура не могла остановить стремления высказаться, сказать о наболевшем. За подобные вольности правящая верхушка преследовала. Анатолий Стреляный писал: "…такой фольклор не устраивал начальство. Его не только не замечали, за его распространение наказывали, сажали. Товарищи Жданов и Суслов могли сколько угодно и как угодно критиковать Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына — это мол, их личные ошибки, заблуждения или враждебные происки. Но могли ли товарищи Жданов и Суслов сказать, что народ, который распевает частушку "При царе при Николашке Ели белые барашки…" или "Дорогой товарищ Сталин, Без штанов ты нас оставил…", ошибается?" 10
Политическая частушка очень часто персонифицирована. Существует множество припевок, посвященных царю Николаю II, Распутину, Ленину, Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину, Путину, Медведеву, Тимошенко, Януковичу и многим другим деятелям. Как правило, политическая частушка дает негативный портрет власть предержащих. Так было до революции (хотя сохранились частушки и лестные для Николая II), так было в советское время, так происходит и сейчас. Приведем только несколько характерных примеров.


* * *

Хоть сдадут, служить не стану
Николашке-дураку:
Сапоги, шинель закину
Через быструю реку! 11

* * *

Ленин, Сталин, Ворошилов
И Калинин, старый пес,
Всю Россию погубили
И загнали всех в колхоз. 12

* * *

Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
— Раскулачивать народ! 13


* * *

Ах огурчики мои,
Помидорчики.
Сталин Кирова пришил
В коридорчике. 14

* * *

Горбачев и с ним же Ельцин.
Что вы сотворили?
Сильный русский наш народ
По миру пустили. 15

* * *

Путин, Путин, ты циркач,
Ловкий не на шутку.
Хорошо ты приручил
Бурого Мишутку. 16

* * *

Путин, Путин, ты богач,
У тебя деньжищи.
А мне пенсию дают
Три-четыре тыщи. 17

* * *

О па, о па,
Такая лабуда.
Пушкин — это наше все.
Путин — наше навсегда. 18


Один из основных и проблемных вопросов фольклористики и источниковедения — это достоверность частушки. Каково ее истинное звучание, где и кем, и при каких обстоятельствах записана? Нередко встречается несколько вариантов одного текста. 19
Вместе с тем, следует признать, что канонических частушек не бывает, они видоизменяются в зависимости от ситуации. Это особенно наглядно проявляется в лирических частушках. Многим памятна знаменитая припевка:


* * *

Выходите девки замуж,
За Ивана Кузина!
У Ивана Кузина
Большая кукурузина. 20


Однако существует и не менее популярный вариант, когда первая строка звучит совсем по-другому: "Не ходите, девки, замуж".
То есть, семантический ряд частушки может быть дифферинциирован.
Лирическая припевка не избегает обсценной лексики. В этом ее особый национальный колорит. Н. А. Добролюбов отмечал: "Народная поэзия не стеснялась правилами школьных риторик и пиитик о высоком слоге, для нее все слова были хороши, только бы они точно и ясно обозначали предмет". 21
Показательны в этом смысле озорные частушки из коллекции поэта, выдающегося популяризатора жанра Николая Старшинова:


Разрешите вас потешить
И частушки вам пропеть.
Разрешите для начала
На х. валенок надеть! 22


Здесь мы видим, с одной стороны, озорство ради озорства, а с другой стороны, нецензурное слово привлекает внимание к припевке, точнее — циклу припевок.
Ненормативная лексика в частушках, как правило, оправдана. Эротические мотивы в деревенских припевках употребляются, например, на второй день свадьбы, когда молодожены готовятся к брачной ночи. 23

Молодые спать пошли,
Богу помолилися,
Чтобы пуще в одеяле
Ноги шевелилися. 24

* * *

Как у нашего Мирона
На х. сидит ворона.
Как ворона запоет
У Мирона х. встает. 25


Частушки оказали влияние на целый ряд выдающихся русских поэтов — Блока, Есенина, Твардовского, Бокова, Высоцкого, Берестова.
В настоящее время целый ряд авторов (например, Нина Краснова, Сергей Бирюков, Салават Кадыров, Елена Арс, Мария Панфилова, Николай Войченко, Фёдор Мальцев, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Василий Гыдов) работают в этом жанре. Станут ли их частушки фольклором — покажет время.



Литература. Источники:


1 См. об этом подробнее на сайте, посвященном Глебу Успенскому: URL: http//www. az.lib.ru›u/uspenskij_g_
2 Литературный энциклопедический словарь, М., "Советская энциклопедия", 1987, с. 493
3 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, URL: http//www.encycloped.narod.ru
4 Д. С. Лихачев, "Поэтика художественного времени", "Русская фольклористика. Хрестоматия", М., издательство "Высшая школа", 1971, с. 246
5 См. об этом подробнее в исследовании Марии Богдановской "История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории", URL: http//www.referats.5-ka.ru/44/36993/1.html
6 Частушка записана автором статьи в Украине, в поселке Коктебель, 7 сентября 2011 года. Исполнитель: баянист Алексей Полищук.
7 Там же.
8 Там же.
9 См. об этом подробнее в исследовании Марии Богдановской "История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории", URL: http//www.referats.5-ka.ru/44/36993/1.html; а также в статье Анатолия Стреляного, который, в частности, писал: "В частушках могут рифмоваться любые слова, лишь бы в них совпадали ударные гласные. Приведем примеры неточных частушечных рифм из сборника Елеонской: "меня — тебя"; "меня — буду я"; "голове — на уме", "туман — вам", "ко мне — по канве", "своя — нельзя", "пропою — попаду", "во косе — стороне", "соборе — доле", "окна — ума", "вина — меня", "войну — моему", "яровой — домой", и т. д.", Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: "Полифакт", 1998, с. 754
10 Анатолий Стреляный, Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: "Полифакт", 1998, с. 754
11 См. URL: http//www.shansonprofi.ru
12 Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: "Полифакт", 1998, с. 760
13 Там же. С. 760
14 См. URL: http//www.forum.pravda.ru
15 См. URL: http//www.hrono.ru
16 Записано автором 10 августа 2011 года в электричке, следующей по маршруту: Удельная — Казанский вокзал. Автор — баянист Сергей, фамилию (по известным причинам) автор статьи назвать не считает возможным.
17 Там же.
18 Там же.
19 Здесь уместно вспомнить слова фольклориста Б. Н. Путилова: "Составить более верное и полное представление о данном индивидуальном тексте можно имея серию записей; чтобы убедиться в том, что запись безусловно верна, что "моментальное" и "общее" совпадают, надо много раз прослушать исполнителя"; "Для исследователя, анализирующего тот или иной текст, либо группу текстов, несомненно важно знать, в каких условиях он был записан и как эти условия могли повлиять на характер текстов. К сожалению, история русской фольклористики располагает недостаточными данными по этим вопросам, а имеющиеся факты не систематизированы и не осмыслены". См.: Б. Н. Путилов, "Современная фольклористика и проблемы текстологии", "Русская фольклористика. Хрестоматия", М., издательство "Высшая школа", 1971, с. 235, 236
20 См. URL: http//www.chastuchka.yaxy.ru
21 Н. А. Добролюбов, "Замечания о слоге и мерности народного языка", "Русская фольклористика. Хрестоматия", М., издательство "Высшая школа", 1971. С. 59, 60
22 См. URL: http//www.alafor.ru/t234-topic. Н. К. Старшинов составил несколько сборников частушек, в частности, "Разрешите вас потешить: Частушки", М.: Столица, 1992
23 См. об этом подробнее в: Н. С. Бурмистров, "Частушка в свадебном застолье", Традиционное русское застолье: сборник статей. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008, с. 152
24 См. URL: http//www.kp.ru
25 Впервые эту частушку автор статьи записал в 1977 году, будучи 13-летним подростком в пионерском лагере "Знамя" Краснодарского края.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера