АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Роман Гершзон

Слово о пророке Йоэле

 

Пророк Йоэль (русск. – «Иоиль») – один из двенадцати библейских «малых пророков», биография которого практически не была известна ни его современникам, ни современным читателям Танаха и Ветхого Завета. Местом деятельности пророка были преимущественно Иерусалим и Иудея.

В Библии сохранились высказывания пророка, собранные в Книге Йоэля. И одним из главных пророчеств богословы считают пророчество Йоэля о явлении людям Господа во плоти (день Господень), Страшный суд и другие деяния Всевышнего.

 В христианской традиции считается, что часть ветхозаветных пророчеств Йоэля уже исполнена. К таким исполненным пророчествам относятся первое пришествие Иисуса в Иерусалим и сошествие Духа Святого на апостолов, подтверждение чему можно найти на страницах Нового Завета.

В Библии нет  сведений о личности Йоэля и времени жизни пророка. Предполагается, что Книгу Йоэля можно отнести к 9-8 векам до н.э. Вместе с тем, упоминание в Книге изгнания и рассеяния еврейского народа позволяет отнести деятельность пророка к периоду Второго Храма (516 год до н.э. – 70 год н.э.). Возможно, Йоэль имел прямое отношение к деятельности Второго Иерусалимского Храма, будучи его служителем, где-то в третьем-четвертом веках до новой эры.

Может быть, под именем Йоэль в разное время действовали два пророка?

Нет ответа.

Начинается книга пророка Йоэля просто: «Слово Господне, которое было к Йоэлю, сыну Петуэля» (Йоэль 1:1).

Йоэль начал проповедовать Слово Господне в результате серьезного бедствия, постигшего Иудею, – продолжительной засухи и налетевшей в то же время прожорливой  саранчи. «Опустошено поле, опечалена земля, ибо истреблен хлеб, высох сок виноградный, завяли масличные деревья. Стыдитесь, земледельцы, возопите, виноградари, о пшенице и ячмене, ибо погибла жатва в поле. Виноградная лоза засохла, и смоковница завяла. Гранатовое дерево, пальма и яблоня – все деревья в поле иссохли, ибо исчезла радость у сынов человеческих» (Йоэль 1:11-13). 

Во время этого страшного бедствия Йоэль призывает еврейский народ обратиться к Господу со словами покаяния и молитвой о помощи, ибо «близок день Господень» (Йоэль 2:1).

День этот будет воистину страшен, утверждал пророк. И те несчастья, – саранча и засуха, – которые постигли народ, являются предвестниками более страшных бедствий, когда померкнут светила земные и поколеблется небо и земля. Спасти народ сможет только покаяние и обращение к Всевышнему.

Йоэль призвал иудеев поститься и молиться в Храме, прося избавления от гнева Господнего. Люди проявили благоразумие, покаялись, после чего Всевышний сменил гнев на милость, рассеял тучи саранчи и послал на землю долгожданный дождь.

По мнению пророка, особая роль в грядущем преображении мира принадлежит городу Иерусалиму. «И будет, всякий, кто призовет имя Господне, будет спасён, ибо на горе Сион в Иерусалиме останутся спасшиеся, как сказал Господь. И среди спасшихся будут те, кто взывают к Господу» (Йоэль 3:5).

Третья глава Книги Йоэля  описывает Страшный суд в долине Иошафата. Название долины можно перевести с иврита как «Гoсподь судит». Сама долина символизирует место, где Всевышний будет судить народы.

В Книге Йоэля указывается, что долина Иошафата находится в окрестностях Иерусалима. «И возгремит Господь с Сиона, и подаст голос Свой из Иерусалима, и содрогнутся небо и земля. Но Господь станет прибежищем для народа Своего и оплотом сынам Израилевым. И узнаете вы что Я – Господь, Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей. И станет Иерусалим святыней, и чужие не пройдут больше через него». (Йоэль 3:16-18).

 В этом пророчестве видны обещания благоденствия «народа Своего» и наказания  противникам этого народа.

Страшный день Господень для язычников не будет таким для еврейского народа. Для евреев это будет день спасения, ибо Господь будет для своего народа защитой и обороной. «И будет вечно заселена Иудея, и Иерусалим  – во веки веков. И отомщу Я за кровь их, еще не отмщенную. И будет Господь обитать на Сионе» (Йоэль 3:20-21).

Следует отметить, что на сегодняшний день нет веских доказательств для отождествления упоминаемой пророком долины с нынешней долиной Иошафата в Иерусалиме. Современная долина, расположенная в северной части ущелья Кидрон, юго-восточнее Храмовой горы, стала отождествляться с библейской долиной Иошафата только с пятого века н.э.

В пророческих видениях Йоэля говорится о грядущих изменениях мира. «И будет, после того, как изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения. И на рабов и на рабынь тоже изолью Я в те дни дух Мой. И дам Я знамения на небе и на земле: кровь, и огонь, и столбы дыма. Солнце обернется тьмой, а луна – кровью, пред тем, как придет день Господень, великий и ужасный» (Йоэль 4:1-2).

В этот день, как считает пророк, тираны, угнетающие евреев, понесут заслуженное наказание, а Иудея станет мирной, безопасной и справедливой страной. И тогда наступит Страшный суд в Иерусалиме, в долине Иошафата.

 «Ибо вот в те дни, и в то время, когда верну Я обратно пленных в Иудее и Иерусалиме. Я соберу все народы и сведу их в долину Иошафата. И буду судиться с ними за народ Мой и за удел Мой – Израиль, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, что они разделили» (Йоэль 4:1-2). 

В четвертой главе книги Йоэля говорится, что в конечном итоге Земля Обетованная станет плодоносной страной. С вершин гор будет струиться вино, холмы будут истекать молоком, а русла рек наполнятся водой. «И будет в тот день, горы источат вино, а холмы истекут молоком, и по всем руслам Иудеи заструится вода, и забьет источник из дома Господня, и напоит долину Шиттим» (Йоэль 4:17-18).

Возможно, стихотворение Александра Пушкина «Пророк» имеет отношение и к предсказаниям пророка Йоэля.

 

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

 

В христианской традиции память святого пророка Иоиля отмечается православной церковью ежегодно 1 ноября. В этот день в храмах звучат тропарь и кондак пророка Иоиля. Тропарь повествует о событии, а кондак – о том, почему это событие произошло.

И вот как звучит тропарь Иоиля: «Предвидевший Божие пришествие во плоти и сошествие Духа Святого и грядущий Суд предсказавший, пророк Иоиль, спасай молитвами твоими почитающих тебя от всех скорбей».

Кондак Иоиля: «Просветившееся Духом чистое твое сердце стало вместилищем светлейшего пророчества, ибо ты видишь события будущего, как настоящее, потому почитаем тебя, пророк, блаженный Иоиль, прославляемый».

В еврейской традиции в Устном предании отмечается, что значительное увеличение плодородия Святой Земли является признаком приближения Мессии (Машиаха). И сегодня наша маленькая страна, шестьдесят процентов территории которой занимают пустыни, не только полностью обеспечивает себя продовольствием, но и отправляет свою сельскохозяйственную продукцию во многие страны мира.

И  последние пророчества Йоэля, как пожелание потомкам и наследие для будущих поколений: «И станет Иерусалим святынею, и чужие не пройдут больше через него…

И будет вечно заселена Иудея, и Иерусалим – во веки веков» (Йоэль 4:17-21).

Так утешительно оканчиваются пророчества Йоэля. Еврейский народ при всех своих бедствиях находил утешение и радость в таком обетовании. В наши дни есть люди, которые считают, что пророчества Йоэля как никогда близки к исполнению. Так ли это? Поживем – увидим…

 

 

 

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера