АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Илья Рейдерман

Реквием. Стихотворения

РЕКВИЕМ

 


«Когда бы все так чувствовали силу гармонии!

Но нет, тогда б не мог и мир существовать».

А.С. Пушкин  «Моцарт и Сальери»


 

                       1.

 

Сорвавшись с нотного листа,

уходит в небеса звезда.

Звучит хорал, Сальери плачет…

И ничего звезда не значит –

ни предсказание войны,

ни возвращение величья

(одно у музыки отличье –

коснуться звуком вышины.)

 

                        2.

 

Открыть глаза – переступить порог,

границу между сном и вдохновеньем.

И крылья сна, опавшие, у ног

трепещут отступающим виденьем.

 

И видеть в щель разорванного сна

безмолвную, непрошенную гостью –

всё та же мысль, томительна, грозна;

всё та же тень постукивает тростью.

 

                       3.

 

Гармония! Тебе ещё предела

не видно. Ярки скрипок голоса.

Великая душа не оробела

как бредень окунуться в небеса.

 

Догадкой, озареньем, счастьем, словом,

ни ноты от людей не утая,

душа всегда была полна уловом,

даря себя частицей бытия.

 

Но вздох внезапен – сразу всё темнее.

Но чья-то боль в тебе нашла приют.

И голоса, от горести немея,

уже прощанье вечное поют.

 

А впереди… Ни боли нет, ни страха,

лишь незнакомо так запёкся рот.

Исчезнет тело, станет горсткой праха.

Но что, когда гармония умрёт?

 

                        4.

 

Ночь безмолвна – как  футляр,

прикрывает звуки.

Тишина – полночный дар –

не даётся  в руки.

 

Вспомнить что-то среди сна,

сбросить одеяло –

чтобы эта тишина

паузою стала.

 

Всю её сказать до дна

музыкой одною –

чтобы эта тишина

стала вышиною.

 

                5.

 

Извлекая из немоты

проступающие черты

мелодических построений,

что тебе до того, что – гений!

 

Ведь совсем не собой упоён,

среди хаоса – видел закон

и отыскивал  над собой

столь  желанный свод голубой.

 

…Говорят – отрази эпоху.

А эпоха – подобна вздоху.

Где начало и где итог?

Только воздух – жизни глоток!

 

И последняя отзвучала

нота. Реквием не доиграть.

…Нет конца – есть только начало,

только нотная эта тетрадь.

 

И гармония не повторится.

И Бетховен придёт, как гроза.

 

И ещё заплатят сторицей

За высокие небеса.

 

1965

 

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера