ЛОНГ-ЛИСТ ПРЕМИИ

Галарина (Уфа) - номинатор Айдар Хусаинов

ЧИСТАЯ ЖЕНСКАЯ ЛИРИКА

***
О, девочка..., о, деточка,
О,  умиранка и встречанка,
О, жизненка и расставанка,
Влюблянка,
Забыванка,
Вспоминанка,
Белянка, чернокнижница,
Дарянка,отыманка,
печальница,смеяльница,
Нирванка...
РОКОВАЯ?

Мне сказали: "Бывают черные
Роковые женщины,
А ты роковая - белая,
Светлая и прозрачная.
Встреча с тобою радостна,
Печаль по тебе вечна...
Что не везет в любви  -  не жалуйся,
- это ничья вина:
Просто, ты - роковая женщина.
Через многие жизни ты прошла
И навеки отметила золотой болью.

***
Почти утро,
            но еще ночь,
Конец двадцатого века:
Я отправляю свою любовь
к тебе
            в бумажном конверте.
Я такая - какая есть.
Я хорошая
и плохая,
Только ты
-  далеко,
А я здесь...
(не умирая).


***
Я с нежностью смотрела на беременных
И грезила о будущей весне,
И старость грозная неотвратимым бременем
Уже не ляжет на худые плечи мне.


***
Вы сами знаете - я исключительна,
Я не подчеркиваю свою значительность.
Я исключение из правил
Таких, что бюрократ составил
Чтоб исключить меня, изгнать,
Чтоб растоптать и уничтожить
За то, что слишком непохожа,
За то, что слишком тонкокожа,
За все, чем отличаюсь от прохожих
- Из ряда - ВОН! Из строя - к стенке,
И обложить со всех сторон
Непониманьем, непризнаньем,
Нечестным вежливым молчаньем.

***
Ивану Новицкому

Я в последнем вагоне метро,
Не стихают колес перестуки.
Хоть Земля из-под ног все уходит, и то -
К нам вернется она через сутки.
Встав на место свое на мгновенье
Мне подарит незыблемость лета -
Торжества овощей и бездомных поэтов,
И опять повернется, сбегая
Голубой электричкой,
Последним трамваем.

***
Я сегодня с утра хорошенькая,
Как в прошедшие времена-
Не нужны карандаш и тени
Этим серо-зеленым глазам:
В них сегодня ни тени сомнений
- за любовь свою душу отдам.

Я сегодня хорошая,
С бледной детскою кожею,
Без морщинок у горького рта.
Я сегодня такая сладкая -
Я с тобою играю в прятки,
Хоть от старости не уйти навсегда.
Я сегодня такая нежная,
Безмятежная, как в 16 лет -
Сколько зим уже миновало,
Сколько горя, метелей и бед.

Я сегодня предчувствую: скоро
На аллеях выпадет снег,
А на фоне белых узоров
Я всегда "красивее" всех.
И опять покорит мой голос
Принцев, умников, пошляков -
То-то будет великих мучеников,
То-то будет дурацких стихов.

***
Мокрые огни,
Дрожащая вода,
Интересно, Сена
Больше, чем Москва-река?    

***
Кучка дерьма,
похожая на иероглиф.
Жизнь, прожитая задарма,
чему тебя не уподобишь...

***
Подушка, ручка и блокнот
- все, что для творчества мне нужно,
когда б еще писать я мог
не шевелясь совсем наружно...

***
Стихи рождаются, как стон
Рождается из уст
В неповторимую минуту.

Не повторить их почему-то.
Стихи не повторить и те минуты,
когда рождается мой стон -
Мой сладкий зов,
Мой смутный сон.

Мой мутный сон - туманно толкованье:
Мне помнится одно лишь - ликованье,
Что песнею останется в душе;
А ясность - это вечно гласность,
А гласность - есть определенность,
В которой слова нет - влюбленность!

***
Перламутровой раковиной
Изгибы твоего тела
Под моей рукой.
Тело - беспрерывное движенье,
А душа - моллюск загадочный
Свить пытается покой,
Жемчугами боль любую
Обернуть все норовит.
"По утрам я не целуюсь"
-- отвечает хмурый тип.
Соберу свою котомку,
Всю из разных жемчугов,
Много надо ли девчонке,
Чтоб забыть про мудаков.

***
Я душами прекрасных юношей питаюсь,
Они, как бабочки летят на внутренний огонь,
Сгорают, муками моими обжигаясь,
И не пытаясь мне помочь.


***
У моих любовей нет выхода.
Только вечный исход:
Уйти, исчезнуть, поняв,
Что снова не тот.
Потом, пережив и разлуку,
Как смерть,
Смогу себе объяснить,
Сумею внятно сказать
Через года,
Что неосознанно
Поняла прямо
Сейчас,
И навсегда.

ПОЭМА АВГУСТА

В мире, где много дорог,
Можно пойти по одной вместе,
Но ты уходишь к другой -
Как этот мир тесен...

Вечная вам память...
И с небосклона кануть
За то, что посмели оставить
Тихую и мятежную,
Такую бессмертно нежную,
Заплаканную меня.

Звезды, вам завтра завянуть
- мне никогда не остыть...
С сердцем прощаться не надо:
Август - пора звездопада,
Лодочке лунной плыть.
Не говори, что нам надо:
Надо с тобою прощаться,
Что нам пора возвращаться
К тем очагам, что остыли
И согревать всех постылых.

Милый, не надо, не надо
Нам расставаться с тобой;
Хочешь, пойдем за наградой
- с неба упавшей звездой,
Белых душистых созвездий
Не отряхнуть с моих ног...
Нехорошо расставаться
В мире, где много дорог.

Я собираю звезды
Холодные и остывшие,
Бывшие, мои бывшие,
Забывшие, разлюбившие.

МУЗА

Для мужа
Чистоты - я - Муза,
Как издалека приезжаю:
Муж пылесосит пол,
Посуду моет,
Пустую тару собирает
И деликатно провожает
Ватагу пьяную друзей.

***
Без пяти минут до встречи.
Как меня ты только встретил?..
Я сегодня взрослая совсем
И, волнуясь, встала ровно в семь,
Собиралась, мерила наряды,
В зеркало до одури гляделась:
У меня есть красивый любовник
И красивой себя надо сделать.  

СВИДАНЬЕ

О, «свиданье»—пленительным словом
Называть Богом данную встречу
Как мне нравиться --  все это ново:
Я ведь только случилась на свете,
Я еще трепещу, обсыхая,
Только что я рождаюсь «ИНАЯ».

***
Свойство раковины
Свойство раковины делать
Жемчуг из пылинки:
Есть моя странность или
Способность делать Великою
Любовь любую – маленькую,
Прошедшую, большую,
Не найденную никем, бывшую,
Не случившуюся, чужую.
Экзистенциальный страх –
Раствориться бесследно,
Он уже не преследует
Меня,
Как последнюю жемчужину
Бытия,
Ибо я живая раковина,
Сама творящая перлы,
Из любого проникшего
До нутра

* * *
Все поэты грустны изначально,
Хотя могут быть веселыми людьми.
Все веселые люди безумно печальны,
Потому что поэты внутри.

** *
Все  хорошо?
Но от открытой двери
Нет, нет, да и потянет сквозняком,
Хотя я повернулась--
К свету стою лицом,
По прежнему стою
Я на пороге,
Который прекращает
Все дороги,
- и не решаюсь дверь закрыть,
- и не хочу его переступить:
И на душе от этого так зябко,
И потому немножко гадкой
Бываю временами я с тобой
- я мертвый холод чувствую спиной
И раздражаюсь
И поражаюсь суете земной.

***
Бывает желание лечь
На снег и смотреть
В небо и истечь
Туда, как струя дыма,
Оставив шкурки шубки и сапог,
Истаять телом до звенящей
В душе и вдалеке одновременно
Пронзительности существования
Всего сущего.

***
Ты хочешь все понять,
Как я живу?
Я не живу – я тихо умираю,
Но только чуть помедленней,
Чем раньше.
Ты сохраняешь мое тело,
Остатки духа помогаешь сохранить.
Но помни, реставратор первый,
Кто выясняет - подлинник погиб,
Когда снимает груды наслоений.
Так моя жизнь растает без сомнений,
Когда разрушится последний миф.

***
Ты – не соблазн, не искушенье.
Ты – замануха, кидалово и западло.
Ты –вечно юный в своем разрушенье,
И временно, пока ещё есть волосы, седой.
Навеки дворовым и беспризорным
Остаться умудряешься,
Хоть тьма желающих тебя.
Мальчишка озорной,
Король пиковый
Для любимых женщин,
В колоде некомплектной,
Не моей рукой
Ты выдернут и смят
Жестоким алкоголем.
Я лишь приглажу твой
Ершистый хохолок,
На зтом свете не являюсь Богом…
Но… если б ты хотел,
То Он тебе б помог.
Потомок Яфета,
Магог и Гог с тобой.
Кортасар правильно,
По Борхесу диплом,
А Маркес этот – Чехов,
Только их, латинов.
А «молодыми быть»заманчиво
Согласна я с тобой.

***
Первенец – бубенец,
Златоглавый венец:
Подведение жизни итогов,
Возведение в сан –
Имя «мама»
Присвоение высшего ранга,
Совершенно другая программа.
Первый, первенец – для второго
В языке нет отдельного слова.
Изменение сути,
Завершенье забавы
Той, что личною
Жизнью казалась,
И начало её – этой жизни серьёзной
И простой – без искусной,
Как хорошая проза.

НЕ ОТПУЩУ

Семицветный лепесток –
Ярче радуг мой росток,
Моё лёгкое дыханье…
Берегиней стать заранее
Не сумела, но смогла.
Я у самой чёрной бездны
Эти сутки провела…
Зла не держишь, шею тоже,
Только слёзы на глазах –
В них огромная обида,
Моя кровная вина,
Что кровиночку родную
Я так плохо стерегла.

В них отказ, отказ смиренный
От невыносимой боли,
От тяжелой детской доли.
Таешь тихо, словно свечка,
Как же лихо, как же лихо
Ребятёнку моему.
Только я не отпущу!
Только я не отпускаю
На тот берег, где Господь
Всех нас любит,
Всех нас ждёт.

***
Такая долгая осень, так много грязи,
Не грязи – неприкрытой земли,
Нагой, бесконечно замерзшей и скорбной,
Как мы.
Наконец, снега трижды за неделю
Накрывали усталость осеннюю.

***
Не предназначен мне,
Не предназначенной тебе.
Мерцанье голоса в
В искристой тьме.
Дыханье запирать слова
Не будет.
Мы не доставим торжества
Амёбам буден.
Движенье словно бы навстречу
Биенью чресел,
Мы отказались друг от друга
Только по личным интересам?

***
Бог Яхве, Бог Саваоф, Просто Бог
Зачем Богу имя, если он Бог.

Богу достаточно быть Богом,
В этом его суть.
Если ему дают имя
То он не Бог чуть-чуть,
Уже среди других
Без имени б затерялся,
Их, богов с именем
Сонмы на Капитолии и Олимпе,
А Бог одинок
И единственен, как Бог.

Так и  Любовь без эпитетов.
Это потом, раскаиваясь, её умаляют
До сочетаниё: первая, страстная, роковая…
Любовь становится упакованной,
Взвешенной этими оправданиями
Перед глупыми индивидами.
А разве можно запаковать
Безмерность и объяснить тайну –
Тайна перестаёт быть,
Безмерность отказывается плыть
В руки, качать на волнах,
И возносить в небеса.

Жалкие голоса сознания
Зачем вы хотите
Всему придать
Законченный и товарный вид,
Бога продать –
Это значит предать,
Не говоря о любви.

***
Человек не может расстаться,
С самим собой.
Впрочем, может,
Но никогда не узнает об этом.

***
Я взрослею.
Умнею.
Дичаю.
Страннею.
Перестаю быть бездной
Неизвестной.
Становлюсь относительно
Известной бездной.
Но недоверчивой к исследователям,
Уже не ручной и ласковой
Детскою сказкой,
Не прямолинейною сагой,
Не мерноударной былиной.
Я становлюсь загадочным,
В чем-то потерянным миром:
Планетой «blood»,
Где неживые живут;
Живые туда попадают редко –
Она ничьим мирам не соседка,
Висит себе в совершеннейшей пустоте
Эдакая астральная тень.

***
Ты меня не напрасно ревнуешь:
У меня есть любовник – НЕБО.
Всеобъемлющий и безмерный,
Он меня уведёт навсегда
И я стану через года
Его полностью неотъемлемой частью.
Только брак этот называется СМЕРТЬЮ.

Так и каждая свадьба отчасти --
Это смерть предыдущей жизни,
Изменение всей свободы,
Иногда и утрата отдельного смысла.
И явление нового существа
Под названием странным
Семья – «7Я».
Были взяты 2 ингредиента –
Индивиды, ты и я,
А на выходе с алхимического алтаря –
7 уже ипостасей:
3 с половиной меня,
3 с половиной тебя?
А может меня 2 (до и после),
А тебя 5 разных особей,
И каждая по-разному
Относится к разной мне.

Любовник мой НЕБО
Меня понимает тысячью звёзд,
Ласкает сотней разных ветров,
Говорит облаками, дождями, снегами,
Улыбаясь рассветами и закатами,
И принять всю меня готов.

К списку номеров журнала «ПРЕМИЯ П» | К содержанию номера