АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Борис Кутенков

Литературные журналы haute couture: зима–лето 2010


«Дети Ра» и другие: юбилей Ковальджи

Кириллу Владимировичу Ковальджи, поэту и наставнику поэтов, из чьей студии при журнале «Юность» вышло в своё время немало крупных авторов, 15 марта 2010 года исполнилось 80 лет. Событие это получило резонанс и совпало с выходом новой книги мэтра «Литературное досье», а в Малом зале ЦДЛ, где отмечался юбилей, яблоку было негде упасть. «Толстые» журналы сочли своим долгом отметить эту немаловажную для литературного процесса дату: так, журнал «Дружба народов» № 3 за 2010 год открывается стихотворной подборкой Ковальджи под названием «Палитра», своим вниманием поэта не обошёл журнал «Арион» (№ 1 за 2010 г.), где опубликована подборка его стихотворений и отдельно — переведённые им стихи румынских авторов, а в четвёртом номере журнала «Дети Ра» творчество Ковальджи представлено во всём многообразии: поэзия, проза, эссеистика. В номере также опубликовано интервью с Кириллом Владимировичем и воспоминания коллег о нём.

«Дети Ра» представляют современную русскую поэзию в её единстве и разнообразии. Это и Екатерина Горбовская — преимущественно силлабо-тонический стих, стилизованный под народный, с намеренно простыми рифмами; и похожий в этом на неё — Евгений Лесин, с помощью народного стиха, окрашенного «фирменной» авторской иронией, вовлекающий читателя в социальный водоворот; и стилистически примыкающие к ним — Елена Баянгулова с подборкой «Живая трава», Александр Вепрев — «Земля становится небом». Даже рецензии, кажется, подобраны «в такт» художественной задаче журнала — сочетанию профессионального мастерства и исконной народной традиции: Олег Хлебников, поэзию которого Андрей Коровин характеризует как «сохранение человека как биологического вида с человеческим лицом или, точнее сказать, с человеческой душой»; «социальный иронист» Всеволод Емелин и Светлана Василенко, книга которой — «Проза в столбик» — причудливый синтез жанров — поэзии, прозы и эссеистики.


«Урал»: коллективная поддержка
и камчатский голос вне формата


Уральские журналы осваивают традиции поддержки премий и Интернет-порталов своего региона. Так, по словам Василия Чепелева, куратора премии «Литературрентген», «редакции „Урала“ и мне как куратору, готовившему эти публикации, показалось логичным совместить в одном большом корпусе поэтических подборок мэтров, представителей среднего поколения и дебютантов, причём не отдавая особого предпочтения кому-то из них, скажем, по объёму публикации». Поэтому в мартовском номере «Урала» представлены подборки стихотворений Андрея Абросимова, Алексея Александрова, Алексея Афонина, Павла Гольдина, Данилы Давыдова, Насти Денисовой, Дмитрия Зернова, Никиты Иванова, Ивана Кожина, Николая Кононова, Демьяна Кудрявцева, Ильи Манилова. Эту традицию подхватил и журнал «День и ночь», который начиная с третьего, июльского, номера отводит специальную рубрику для публикации авторов Евразийского литературного портала «Мегалит». В разделе «Евразия-2010» журнала «Урал» конкурс драматургов представлен монологом Андрея Крупина «Луна и трансформер».

Очень интересную рубрику в «Урале» ведёт Василий Ширяев. Называется она «Голос с Камчатки, или Критика вне формата». В переводе с камчатского «Рецензия-словарь на антологию Новая русская критика. Нулевые годы / Сост. Р. Сенчин». Василий, не так давно дебютировав на Форуме молодых писателей в Липках, а позже отметившись яркими статьями в «Литературной России», «Урале» и других изданиях, уже успел привлечь к себе внимание писательского цеха — прежде всего ярким языком, намеренно стилизованным под «падонковский». И вот уже приходится слышать как восхищённые, так и критические реплики в его адрес: например, одна поэтесса, которой я показывал наш с Васей диалог о литературе, сейчас ожидающий своей очереди в журнале «Урал», написала: «…что касается Васи, он, на мой взгляд, слишком уже заигрывается. Помнится, была в своё время такая популярная журналистская аксиома: «К читателю обращайся как к умному человеку, но не забывай, что он идиот».— Вот Вася эту аксиому «зеркалит»: обращается к читателю, как к идиоту, при этом несколько самодовольно оперируя культурным кодом, понятным образованному человеку. Если так будет продолжаться и дальше, он рискует превратиться в заезжего камчатского комика. А ведь он и умнее, и тоньше». Действительно, мои — вполне литературные — реплики несколько диссонировали со своеобразным стилем Васи. Однако, приглядевшись к этому критику, находишь в его речах и эрудицию, и ум, и чувство юмора. Впрочем, то же самое можно сказать и о Всеволоде Емелине. При чтении его сборника «социально-политической лирики» «Спам» я испытывал одно лишь желание — отложить книжку в сторону и больше никогда не возвращаться к этому поэту. Но, увидев недавно его «живое» выступление в московском «Театре.doc», больше похожее на театрализованное представление, прочитав рецензию Андрея Коровина на книгу Емелина «Челобитные», я понял, что недооценивал Емелина.


«Арион»: верлибризация поэзии


Журнал «Арион» продолжает традицию верлибризации русской поэзии. Известно, что за семнадцать лет существования поэтический альманах приобрёл статус безусловного авторитета в этой области. На недавнем мастер-классе журнала в «Булгаковском доме» главный редактор Алексей Алёхин сказал, что несёт ответственность за все стихи, и напечатанные в журнале в разные годы, и каждое из них перед тем, как быть отданным в печать, прочитывается им… не больше, не меньше, 17 раз! До этого редактор упоминал и то, что не любит «средних поэтов», отбирая для журнала только то, что добавляет что-то к современной поэзии; «просто хорошие стихи» им отсеиваются. Об этом и многом другом — статья Леонида Костюкова «Провинциализм как внутричерепное явление» в 4-ом номере «Ариона».

Автор статьи классифицирует стихи на «хорошие сами по себе» и те, которые «хоть самую малюсенькую детальку добавляют к отечественной поэзии, что-то на свой ряд интонируют, преломляют». Костюков приводит примеры и тех, и других стихов, не называя их авторов. По его мнению, в «графоманской поэзии» ничто не ново, она не даёт приращения смысла.

Впрочем, думаю, если судить стихи таким образом, можно легко обмануться. Так, в том же «Арионе» по-настоящему сильные стихи (Олеси Николаевой, Ильи Фаликова и др.) чередуются с откровенно слабыми. Что, например, добавляет к поэзии такой стишок:

    * * *
    уличное кафе
    пустые столики
    опрокинутые стулья
    лето кончилось
    воробей
    второпях подбирает
    августовские крошки

И что здесь вообще от лирического стихотворения? Похоже на вялый, немотивированно разбитый на межстрочные паузы прозаический отрывок, не требующий усилия формы…

Склонность к афористическому верлибру зачастую подводит «арионовцев». Однако «мусор» в журнале вполне гармонично оттеняется жемчужинами. Например, удачен «маргинальный» цикл Владимира Зуева из первого номера за 2010 год. Любой редактор, отбирая стихи, ориентируется ещё и на то, будет ли интересно стихотворение читателям или его равнодушно минуют как нечто скучное. А шедевр Зуева, даже несмотря на возможные упрёки в «засорении языка» (которое мне кажется здесь мастерской стилизацией), наверняка не оставит читателя равнодушным:

    * * *
    Зёма, пёхай за гаражи…
    Так, покурим… да чё ты, на?!
    Нет курёхи? ну, на, держи,
    опа… опа… у нас одна…
    Ну, покурим на всех одну,
    ты куда так скакал, олень?!
    На учёбу?! Ну, ты загнул…
    Ты, в натуре, не порти день…
    Есть мобила напозвонить,
    чисто, маме «привет» сказать …
    Да не ссы ты, не будем бить!
    Нет мобилы? Прости мне, мать!
    Нет мобилы?! Реально, лох?
    А бабули, лавэ, бабло?
    За стипендией шёл? да по х…
    Нам конкретно с ним не свезло,
    С хреном этим… Давай рюкзак…
    Книги только… Чего? Стихи?!
    Ты, в натуре, олень, мудак!
    Мать, прости мне мои грехи!
    Чё ты шепчешь? Какой, на, Фет?
    Афанасий? Чё, кореш твой?
    На районе такого нет,
    отвечаю своей башкой…
    Афанасий поэтом был?
    Типа Круга?! Силён чувак!
    Я не сразу, прости, вкурил,
    что ты наш… Ну, бывает так…
    Не в обиду, удачи, зём!
    Если чё, подходи, зови!
    На районе ж одном живём!
    Мы ж, в натуре, одной крови!

В последних номерах «Ариона» читателю будут интересны рецензии Яна Шенкмана, Евгения Абдуллаева и Марии Галиной на книги Веры Павловой, Александра Переверзина и Ани Логвиновой соответственно (рубрика «Свежий оттиск»), статьи о поэзии Александра Величанского и Ирины Ермаковой, об Иосифе Бродском, статья Владимира Губайловского «О профессиональной поэзии», новые стихи Бориса Херсонского, Геннадия Чернецкого, Юрия Ряшенцева и других.


«День и ночь» и «Мегалит»


Журнал «День и ночь», как известно, позиционирует себя как издание, предназначенное «для семейного чтения». А семейное чтение предполагает и стихи, и прозу, и очерки, и даже социальную публицистику. Так, отцам семейства наверняка придётся по душе то, что первый номер за 2010 год открывается монологом Николая Печуркина «Наказы-пожелания сибиряка президентам двух сверхдержав» — письмом к президентам США и России с подробным анализом политической ситуации, цитатами из академика Сахарова, Джона Кеннета Гэлбрейта, рассуждениями о солидаризме и торговле оружием… Напрямую связан с современной социальной ситуацией в стране и мире философический «Манифест человека» Льва Роднова. Андрей Канавщиков в рубрике «ДиН память» рассказывает о творчестве и жизни татарского поэта Энвера Жемлиханова в контексте поэзии «рубцовского призыва». Воскрешать в памяти читателей полузабытые, но достойные внимания имена — традиция, без сомнения, благородная. Конечно же, рассказ был бы неполон без подборки стихотворений Жемлиханова, продолжающей традиции «лагерной», тюремной литературы.

Стихотворные подборки в номере, как всегда, отличаются разнообразием. Это, своего рода, разновекторный срез современной поэзии порою в полярных — эстетических, социальных — её образцах. Приятно и то, что журнал старается как открывать новые поэтические имена, так и публиковать уже состоявшихся авторов (выражаясь научным языком,— текстоцентричный, а не автороцентричный подход). Так, обрадовали стихотворные подборки сразу двух моих коллег — студентов Литературного института Дмитрия Иващенко и Алексея Чернеца (оба — с семинара Сергея Арутюнова). Ирония и присутствие особого поэтического зрения — основные черты творчества Алексея Чернеца. Многоплановость и обилие культурных аллюзий создают неповторимую атмосферу лирического пространства, где Пётр Первый «выходит в маленький дворик», раздаются «хрущёвые артритные шаги», и в каждом городе по-своему «лается отчизна».

В противоположность стихам Чернеца — произведения Дмитрия Иващенко сдержанные, мужские, тяготеющие преимущественно к монологу: цикл из семи стихотворений «Стройплощадка» о рабочем труде — полноценная поэма, в которой наряду с основной темой проводятся и другие, вечные — любовь к женщине, природа, Родина… Всё, впрочем,— без высокопарности, на негромкой интонации, точных деталях: «Мои заботы непреложны: на всю семью бюджет итожить да по ночам, когда уснёшь ты, беречь дыхание твоё…».

Метафизическая поэзия, основанная на интересных семантических связях, иногда трудноуловимых ассоциативных рядах — так можно, пожалуй, охарактеризовать представленные в номере стихи небезызвестной Аси Анистратенко, редактора сайта «Сетевая словесность». Историческую традицию продолжает поэма «Чалдонская тетрадь» Анатолия Вершинского (название невольно отсылает к «Воронежским тетрадям» Мандельштама). Пожалуй, среди стихотворных отделов «толстых» журналов «ДиНовский» — самый весомый и обширный по объёму и количеству представленных авторов.

Скромно озаглавлено историческое исследование главного редактора журнала Марины Саввиных — «Записки провинциальной учительницы». Между тем, под этим названием кроется большой труд о Пушкине, содержащий интересные наблюдения. И за учительским столом, готовясь к очередному уроку, оказывается, можно провести оригинальное сопоставление стихотворений Александра Сергеевича и Михаила Юрьевича, опираясь при этом на всем известные исторические факты, но при индивидуальной и наполненной смыслом их трактовке. Погружению читателя в русскую историю способствует и очерк Георгия Листвина о генерале Колчаке, и републикация известных стихотворений Бориса Пастернака, посвящённых Цветаевой и Брюсову, а также специальная рубрика «Мы и Чехов» к 150-летнему юбилею писателя… Тут, пожалуй, сделаю небольшую передышку в анализе первого номера, ибо все 250 страниц охарактеризовать непросто. Скажу лишь с уверенностью: журнал, в отличие от многих других «толстяков», старается не предлагать читателю свою субъективную версию литпроцесса, а освещать культурное пространство с различных сторон — как представляя современную литературу, так и сохраняя верность традициям.



Портал «Мегалит», возглавляемый Александром Петрушкиным, также старается держаться на волне литературного мэйнстрима и как можно более объективно освещать литературный процесс страны.

В первом номере питерского журнала «Зинзивер» за 2010 год лидирующее место занимают рецензии: Татьяны Хофман на книгу Игоря Клеха «Хроники 1999 года» и Алексея Давыденкова на книгу Дмитрия Строцева, а также Петра Казарновского, Ольги Валаамовой и Елены Зейферт на книги Аркадия Бартова, антологию «Актуальной поэзии на Пушкинской-10» и Владимира Рецептера соответственно… Интересно также переложение сказки о Синей Бороде Нины Алексеевой, оформленное в жанре электронных писем с фигурированием сказочных и пелевинских героев в фэнтезийном контексте. Из стихотворных подборок в номере наиболее яркие — Анастасии Афанасьевой, Жени Лаптевой, Бориса Лихтенфельда, Александры Соболевой и др.

Журнал «Новая реальность» № 14 почти целиком состоит из стихов. Галина Рымбу — молодой поэт из Омска — тяготеет к акцентному и свободному стиху. Тем интереснее выглядит в подобной подборке попытка единственного полностью рифмованного «чистого» ямба, что говорит о безупречном владении любой техникой. Повторы создают ощущение «рассеянности» пространства и одновременно — монотонности ожидания:

    в пол-января на тёмных станциях
    большая теплится земля.
    ты на вокзале пишешь стансы и
    всё пишешь, видимо, не зря,
    поскольку снег и снег просеивать
    устало небо лишь на треть,
    и дядька с улицы бассейной,
    сосредоточенный на смерть…

«Зрелость смотрит в микроскоп / Мимо Бога, мимо чёрта / Ибо это между строк / В окуляре — мелочовка»,— писал в одном из своих стихотворений Дмитрий Быков. Ощущение метафизического, высшего смысла в сочетании с вполне прозаическими земными деталями есть и в стихах Бориса Херсонского — одного из самых обсуждаемых поэтов последнего времени:

    носишь разный хлам в квартирку чтобы не пустовала
    напеваешь песню которую мать напевала
    кружевные салфетки китайские покрывала
    ничего что всё меньше места среди разнородных
    предметов выпуклых плоских холодных
    никому не нужных господу не угодных

В подборке Стаса Картузова, в этом году заканчивающего Литературный институт, находит отражение литинститутская атмосфера — поэзия, творческие семинары, Тверской бульвар, упоминания великих… Одно из стихотворений выглядит аллюзией или своеобразным ответом на похожее Бориса Рыжего о Рейне («Рейн Евгений Борисыч уходит в ночь…»):

    Рейну стихи я писать
    бы не стал —
    велик пьедестал.
    Рыжий Борис
    (когда они в каком-то кафе собрались)
    всё уже написал
    и междустрочно подписал:
    «Стасичка, крепись»,
    я хнычу, платок доставая:
    «Мне бы такой шрам,
    чтоб на лице будто
    красивая вторая мировая,
    будто разрушенный храм…

Также стоит обратить внимание на стихи небезызвестных в литературных кругах Наталии Черных, Марии Марковой, Анны Голубковой (её подборка называется «Стихи о тяжёлой жизни непопулярных поэтов»).



Журнал «Контрабанда», выпускаемый главным редактором и создателем сайта «Точка зрения» Алексеем Караковским, можно поздравить с дебютом: это его первый номер вообще и на «Мегалите». Идея журнала родилась в 2007 году на Форуме молодых писателей в Липках. Наиболее интересные материалы в номере — статья Андрея Моисеева о поэтических сообществах Живого Журнала (будет полезна всем начинающим поэтам), литературоведческая статья Кирилла Ковальджи о «загадочном» стихотворении Пушкина («Как счастлив я, когда могу покинуть…»), интервью с Алексеем Караковским, главным редактором издания. К материалу Моисеева примыкает исследование Елены Бондаренко «Врунет: прозаики» о кочках и подводных камнях сетевой литературы и рассказ Сергея Алхутова об авторском праве. Что касается собственно беллетристики, то редакция журнала старается соблюдать нейтралитет между её «элитарностью»» и «доступностью». Однако, большая часть публикаций удерживает планку качества. Стихотворения Алексея Шмелёва можно условно подразделить на «лирические» и «юмористические». Первые — настраивают читателя на меланхолический лад, вторые — полны иронии, оптимизма, иногда эротических откровений, но и те, и другие одинаково интересны.



Рассказ Веры Эвери «Дом с привидениями», рассказ Марины Дробковой «Я — ромб», в котором действуют геометрические фигуры, и стихотворения поэта-ирониста Юрия Козлова (продолжающего традицию И. Иртеньева, В. Вишневского…) дополняют картину «художественно-развлекательного» направления «Контрабанды».



Центральной темой 5-го номера журнала «Альтернация» стало творчество Бориса Поплавского. Почему именно в этом номере — не совсем ясно, возможно, потому, что в этом году исполняется 75 лет со дня смерти крупного русского поэта-эмигранта. В разделе «Архетекст» можно прочитать стихотворение «Тёмен воздух. В небе розы реют», а попытку литературного осмысления творчества Поплавского сделали Эдуард Лукоянов, Александра Володина, главный редактор журнала Дмитрий Дзюмин.



Журнал «Ликбез» оправдывает своё название, на протяжении восьми номеров перепечатывая по частям «Войну и мир» Толстого наряду с произведениями современной литературы. А следом журнал планирует републикацию полного собрания сочинений Достоевского. Что ж, весьма неплохая и даже оригинальная идея — может быть, хотя бы таким способом читатели перечитают или даже прочтут впервые великие произведения, до которых прежде у них руки не доходили.

К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера