Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Алексей ГиршовичОб авторе: ... |
Элина СуховаОб авторе: Окончила Историко-архивный институт (РГГУ), Литературный институт им. Горького... |
Галина ПалагутаОб авторе: Родилась в Донецкой области (Украина). Окончила Горловский институт иностранных... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр КорамысловДрайверам личных газенвагенов, желающим перестать беспокоиться и начать убиватьПредуведомление от редактора: В новой рубрике «Полигон» редакция публикует материалы, которые представляются нам спорными (или о которых принято говорить «мнение редакции может не совпадать с мнением автора). В общем, есть тема для споров.
АП. _ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Поэты бывают разные. Зелёные, белые, красные. Голубые, в конце концов. Во всяком случае, по поэтической «одёжке». С ранних до поздних творческих периодов упорно гнущие (или упорно ведущие) свои разноцветные линии. К сожалению, бывают и поэты, поначалу рядящиеся в христианские (читай – православные) облачения, а некоторое время спустя сбрасывающие их и – с минимальным преувеличением – втаптывающие в своё подножное и подноготное. А избранную в молодости линию Света ныне теряющие в кромешном Мраке… Речь пойдёт об одном из таких стихотворцев и о его, по моему частному мнению, творческой инволюции. Итак, Алексей Сомов http://www.promegalit.ru/autor.php?id=264. Автор, начинавший с православных по форме и содержанию стихов, чья первая, увы, так и не напечатанная, книга стихотворений – под характерным названием «Заутреня» – ещё в начале 2000-х готовилась к выходу в ижевском издательстве «Удмуртия»… Личный язык свой – как известно, враг любого человека. Поэта, позволяющего себе, мягко говоря, «неосторожные» высказывания – тем более. Сомов в одной из последних своих подборок подтвердил это конкретнее некуда http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#22: я хочу от русского языка ровно того же самого чего хочет пластун от добытого языка связанного дрожащего ссаного То есть, буквально это можно с самыми серьёзными основаниями перевести так: русский язык – мой враг. Самого ли Сомова враг, лирического героя ли его (далее – ЛГ) – уже неважно. Признание сделано – и оно практически равно высказываниям «Слово – мой враг» – и, по христианской логике: «Бог – мой враг». А с врагами оба они (АС и ЛГ) церемониться не привыкли: добыли нужные сведения – и в расход… Полагаете, чересчур? Но вот продолжение текста: замерзает не долетев до земли плевок а я ж тебя паскуда всю ночь на себе волок электрической плетью по зрачкам - говори все как есть выкладывай или умри все пароли явочки имена а потом ля голышом на морозец на посадить бы тебя как генерала карбышева на лёд очком чтобы яйца звенели валдайским колокольчиком чтобы ведьминой лапой маячила у лица партизанская виселица ламцадрицаца чтоб саднила подставленная щека чтоб ожгло до последнего позвонка а потом глядеть не щурясь на дымный закат оставляя ошметки мертвого языка на полозьях саночек что везут через всю деревню на скорый нестрашный суд По-моему, откровенное добровольное признание – хотя и из серии «нас пугают, а нам не страшно». После него следующий пассаж из той же серии http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#20: У бурлеск-массажистки Анечки больше нет головы. У младшего менеджера по продажам офисной техники А. Пушкина больше нет головы. У домохозяйки Натальи Семеновны больше нет головы. У поэта ЭльСомова больше нет головы и т. д. Поголовная декапитация населения, каждый в свой черед. Россия, вперед! – воспринимается как должное и естественное. Ну, хорошо, допустим, у поэта Сомова нет головы. Но сердце-то, сердце поэтическое – как будто должно остаться. Однако, судя по строфе http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508: Ласковой отеческой рукой отоприте золотую дверцу, вырвите из слабой грудки сердце. Съешьте сердце. И придет покой. – его сердце (или сердце его ЛГ) – уже действительно вырвано «из слабой грудки» – и съедено. Кем же или чем же? Ставить диагнозы не в моей компетенции, но личное предположение всё-таки есть: собственными страстями и страстишками. К недорогим эффектам, например... Невольно вспоминаются строки АС, написанные им в его ранний, «светлолирический» период – в том же метре и ритме и с той же схемой рифмовки, но совсем без упомянутых эффектов: Просто прикоснись к моей груди Тёплыми подушечками пальцев. Засыпай со мной и просыпайся. Больше никуда не уходи. Увы, ныне ЛГ Сомова сам ушёл, просто-таки убежал «семимильными шагами» из области светлой и легко дышащей лирики в зону (как выражается сам Сомов, небольшую сучью зону http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html#10) такой поэтической и духовной темноты и духоты, что рядовому читателю делается физически дурно http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#2: ТВОЙ ЛИЧНЫЙ ГАЗЕНВАГЕН Не коси, товарищ, выдавленным глазом. Не свисти, товарищ, порванной губой. Подыхать – так с музыкой, да еще под газом. Личный газенваген едет за тобой. Личный газенваген – хитрая машинка. Он в кошмарах липких снится по ночам всяким там изгоям, разным, бля, меньшинствам, жидомарсианам и другим хачам. Ну а нам-то хуле, мы же из народу, из родной канавы, от кривой сохи. Вспомним мы пехоту, перегар и рвоту, выпьем и прочтем Сережкины стихи. Мы еще дадим говна, уголька и газа, мы еще послужим Родине-стране, что стоит, качаясь, пьяная зараза, в православном ветхом шушуне. За любовь и веру! Удаль и отвагу! Навернем пельмешков, и опять в забой. ...А за нами едет личный газенваген, Черная машина с жестяной трубой. Рядовому читателю даже, мягко говоря, несколько странно себе представить, что это написал автор вот такого раннего стихотворения http://www.netslova.ru/somov/father.html#10: Так и бывает: волны и облака, плеск, фейерверк над рекою, петарды, шутихи. Кончится праздник - жизнь обреченно легка, только и выдохнешь: "Свете мой тихий..." ...Так и бывает: лодка качается на волне, к берегу лодку волной прибивает. Свет пребывает в тебе и во мне. Свет прибывает. Или такого, восьмилетней давности http://www.netslova.ru/somov/father.html#5: СЧАСТИЕ Сны расцвечивать алым и в дождь плясать нагишом... Господи, как мало. Боже, как хорошо. Быть влюбленным и глупым чужой беде не в укор. Обрывать городские клумбы ленивой рукой. Плакать, шататься, драться, чувствовать боль. Говорить "здравствуй" той, что проснулась с тобой. Стирать пеленки, купать Илью. Проявлять фотопленки, где синий июль. Еще судьба не устала, еще не время, еще... Господи, как мало. Боже, как хорошо. Или таких строк http://www.netslova.ru/somov/father.html#11: Христос воскресе, яблоня и тополь! Воистину - и ветерок в лицо. Весь этот день, раскрашенный и теплый, круглеет, как пасхальное яйцо... А нерядовой читатель начинает догадываться (возможно, ошибочно), что за обращением «Ты» в недавнем стихотворении http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508: Это Ты, обитатель безглазых икон, високосное облако, радуга, копоть, побивающий первенцев, льющий огонь в города и окопы. Только Ты не забудь, только Ты нам зачти все, что было до времени скрыто – ногтевые отметки, слепые значки на полях манускрипта. – похоже, скрывается Некто, отличный от Бога так же, как от ладана бес. То же относится и к так называемому «Господу» отсюда http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html#1: Разочтясь с судьбой привыкая быть публичным неминуемо обзаводишься чем-то лишним жировыми складками наглым еблищем френдами что грозят судом Линча а ты такой счастливый и немного косой наблюдаешь вдумчиво и любовно как Господь отрезает от жизни еще один кусок улыбаешься и шепчешь а мне не больно Если же допустить, что Господь здесь – настоящий, то это пацанское «а мне не больно» вместо благодарности Ему – нелишний раз свидетельствует о духовной (и, по всей видимости, интеллектуальной) незрелости персонажа или/и автора. Они бы, такие счастливые и немного косые, вдобавок нафантазировали, как Господь отпивает у них ещё один глоток из Им же данной чаши… А вот в следующем стихотворении адресат назван прямо http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#13: РОЖДЕСТВО В АДУ не знаю когда это будет в стране победивших берез без плача отпразднуют люди Твое деньрожденье Христос. в домах соберутся под вечер закусят помянут икнут пять тысяч рождественских свечек в рождественский тортик воткнут. начнут изумляться и ахать о вере триндеть и о зле и в полночь узрят патриарха верхом на крылатом осле. Тебе и не думалось даже в запале последних минут каким Тебя жиром измажут какой хуеты наплетут. А в небе не звездочка светит рождественский пляшет салют и снова жестокие дети подставят Тебя и сольют. Только, по здравому размышлению, автор или его ЛГ – сам из этих «жестоких детей», подставляющих и сливающих Христа. Потому что, вообще-то, обещанного Им Его Второго Пришествия – в Силе и Славе – покуда никто не отменял – да и кто бы смог это сделать?! Так что, поразмыслив далее, становится понятно, каким силам выгодны эти странные фантазии про «Рождество в аду» и пять тысяч рождественских свечек (как же не знаешь, когда это будет? – хочется спросить автора – посчитай свои свечки поштучно…). Вот уж действительно, Ему и не думалось даже, каким Его жиром измажут, какой … наплетут некоторые очевидно бывшие Ему поклонники. Кое-кто (из среды профессиональных литераторов) поговаривает об онтологической инакости АС. Полноте, дамы и господа: нынешний ЛГ Сомова демонстрирует «не более чем» просто ужасающее для любого христианина поклонение своему ветхому человеку с его повреждённой природой – и всяческое ему угождение http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508: Это искусство: носить недорогие шмотки с таким видом, будто ты король в изгнании и единственный не догадываешься об этом, делать одни и те же ошибки при заполнении важных казенных бланков, наблюдать за развитием облаков при помощи некоего инструмента, спрятанного в мозжечке, бесить самим фактом своего существования бухгалтеров во всех редакциях, забывать о человеке, как только он выпал из поля зрения, принимать подарки не кобенясь, лгать любимым с улыбкой, глядя в глаза просто и ясно, каждой весной умирать от счастья, перед каждой женщиной открывать невидимую дверь, прятать от себя ножи и прочие колюще-режущие предметы, редко просить, а если просить, то таким голосом, что отказать невозможно, разговаривать с маленькими детьми как с очень важными персонами (может быть, тоже царской или ангельской крови), памятуя об их месте в иерархии Луны, наслаждаться алкоголизмом, говорить «спасибо». Тут не спасает даже финальное «спасибо» – ибо непонятно, кому оно адресовано. Очевидно, помянутому ветхому человеку – а это, извините – фи… Некоторые поклонники самого Сомова ставят ему в заслугу нынешнюю «жёсткую честность» его текстов – и, говоря о процитированном стихотворении о русском языке – хотят видеть в нём «безобидные» любовные пытки – либо, на худой конец, хирургию, при которой не предусмотрен наркоз. Однако, на мой взгляд, всё гораздо хуже. И здесь приходится вспомнить «киношное» понятие снафф (англ. snuff movie, snuff film) – кино- или видеозапись настоящего убийства человека (обычно женщины), сделанное с целью последующего распространения для развлекательных целей. Так вот, по-моему – это вербальный snuff в «чистом» грязном виде (не случайно же одна из последних подборок Сомова http://www.promegalit.ru/publics.php?id=438 именно так и называется). Снафф без прикрас явлен и вот в этом «милом стишке» http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508: Я помню год когда так неохотно накрылась льдом вонючая река на тонком льду под выкрики и хохот мы убивали черного щенка Два ангелочка в школьных пиджаках в ладонях потных кирпичи и палки и чем-то сладким и знакомым пахло а сверстники кричали Сдохни падло с румянцем некрасивым на щеках Мы проходили некую проверку И кто-то важный наблюдал за нами сверху Я помню этот взгляд и этот хруст и как сочилась розовая пена Никто из нас не оказался трус Вот только кто скажи ударил первым А говорят мол ангелы как дети Но мнится хороши и те и эти Не могу не заметить: мало того, что концовка откровенно слаба, так она ещё и демонстрирует грубую подмену понятий. Ибо всякий мало-мальски знакомый с Православием человек знает, что как раз дети (и только до 7 лет) приравнены к ангелам (являющимися «всего лишь» служебными духами) – но никогда наоборот. И таковая подмена, по-моему, добавляет ещё один точный и чёткий штришок к портрету героя этой статьи, ещё относительно недавно, повторяю, рядившегося в христианские облачения… Да, пока это литературно-зоологический snuff. Но, «потренировавшись» на «четвероногом брате», скоро ЛГ Сомова, похоже, возьмётся за братьев (и сестёр) двуногих. Оба они (ЛГ и автор), очевидно, уже приготовились – не случайно же АС безо всяких стеснений озаглавил подборку якобы «шуткой над Дейлом Карнеги» – «КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ УБИВАТЬ» http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508. Меня могут спросить (и правильно сделают): неужели поэзия и поэты не должны (не имеют права) развиваться? Ну, почему же. Право имеют. Должны. Скажу больше: поэт Алексей Сомов, кажется, изобрёл (во всяком случае, для самого себя) новый тип русской поэзии – снафф-поэзию http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#11. Только вот не слишком ли дорогой ценой – а именно ценой подмены «обычной» человеческой совести – «личным газенвагеном», подмены Живого Христа – поэтическим снаффом? И кому этот «весь этот добрый снафф» http://www.netslova.ru/somov/snuff.html#5 адресован – драйверам личных газенвагенов, желающим перестать беспокоиться и начать убивать – или нормальным современным читателям русской поэзии, хорошо её знающим и любящим? И чего стоит такая «жёсткая поэтическая честность», если поэт, за последние годы не единожды изменив Христианству (читай – Православию) де-факто – в своих текстах, до сих пор не покаялся в этом – либо не отказался от чести именоваться христианином де-юре – опять же в собственных текстах? Вопросы открыты. И лично мне, как читателю (несмотря на то, что Алексей Сомов в последней на настоящий момент его подборке (характерно поименованной «Родина-тьма» http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html) довольно трогательно «попрощался» со своими ридерами («Чмоки всем в этом чате. Далее – без меня» http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html#14)) – искренне хотелось бы получить на них его внятные поэтические ответы. Желательно – достойные одного из ранних – и действительно лучших, на мой взгляд, его стихотворений http://www.netslova.ru/somov/opyty.html#7: ...Знаешь, вечное бремя забот и сует брать с собою в дорогу - плохая примета. Только радость и свет, только радость - и свет. Только радость и свет - ничего, кроме света. Что ж ты губы кусаешь и хмуришь чело, и опять обреченно взыскуешь ответа в этом мире, где вечного нет ничего, в этом мире, где нет ничего, кроме света... К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |