Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Булат ШирибазаровОб авторе: Родился в Иркутске. Жил в Миассе. Журналист ГТРК «Югория» ... >>> |
Владимир Иванович НовиковОб авторе: Российский филолог, литературный критик и прозаик. Доктор филологических наук... >>> |
Александр БрятовОб авторе: Родился в 1961 году в Самаре. Живет в Рязани, работает системным... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Екатерина ГолубковаОктябрь-16ОСЕННЯЯ НОСТАЛЬГИЯ ЕКАТЕРИНЫ ГОЛУБКОВОЙ
В последние годы редко появляются новые публикации стихов Екатерины Голубковой. А жаль. Нелишне напомнить читателям о замечательной поэтессе из Николаева — авторе пяти сборников: «Акварели» (1973), «Звездный корабль»(1980), «По праву любви»(1984), «День летящий» (1987) и «Звезда в колодце» (2006), члене Союза писателей. Ее произведения в 70-80-е годы прошлого века публиковались в известных альманахах и журналах, получая восхищенные оценки читателей и критики. ***
В предисловии к одному из сборников поэтесса сказала о себе: «Писать стихи я начала довольно рано, но никогда даже не задумывалась о том, чтобы стать профессиональным писателем.
Я мечтала быть кем угодно, начиная от летчика и геолога и кончая химиком-органиком, а стихи - это было нечто, как бы само собой разумеющееся. ...Я не очень-то люблю сам процесс писания, т.е. вождения пером по бумаге, поэтому даже стихи я предпочитаю записывать только тогда, когда они уже сложились в голове окончательно, и их осталось просто перенести на бумагу...». Поэзия сопровождала ее всегда. «…Я родилась поздней осенью первого послевоенного года в небольшом поселке под Красноярском, – говорит о своем детстве поэтесса. - Тогда его окружала дремучая, еще не искалеченная человеком тайга, и однажды на прогулке наша детсадовская группа нос к носу встретилась с медведем-подростком. Дело было летом, и обе стороны при встрече отделались легким испугом. Юный медведь, пожалуй, нашего дружного визга испугался гораздо больше. Первые впечатления детства - деревья, настолько высокие, что как ни задирай голову, вершину все равно не увидишь; белые прямые столбы дыма из труб; сугробы чуть ли не до крыш, и в этих белых слоистых стенах прорублены траншеи-тропинки... В шесть лет я с мамой переехала в Николаев. Здесь поражало уже совсем другое. Черные, бархатные ночи, напоенные пронзительными ароматами цветущих растений; тротуары, мощеные гладкими, то светлыми, то черно-синими, слегка неровными плитами, такими приятными на вид, что их хотелось если не лизнуть, то хотя бы погладить; вечерние гуляния на бульваре с духовым оркестром и множеством веселых морячков в белых бескозырках и нарядных, смеющихся барышень... Так Николаев стал моей второй родиной, и я полагаю - уже навсегда». Маленькая девочка «прикипела» к суровому краю, повзрослев в нашем городе. Сначала она работала пионервожатой в школе, затем матросом, красила корабли на верфи, и потом, окончив Ленинградский университет, «подалась в социологию». Многие годы она руководила николаевскими литобъединениями («Стапель», детская студия «Секрет») - как бы учила писать стихи совершенно разных людей: детей и взрослых, гуманитариев и технарей, пэтэушников и профессоров. Учила честно, прекрасно сознавая, что «поэта научить нельзя через томительную мудрость правил». Стихи, по мнению самой поэтессы, «рождаются спонтанно», и проникнуть в эту лабораторию, чтобы посмотреть содержимое тигля, где варятся будущие строчки, невозможно. Действительно, из каких файлов позвоночной памяти рождается, например, такое: «О, дымная шерсть полуночного юга! Пронзительный запах цветущих растений, И ртутные волны (Ингула ли? Буга?), И черных деревьев хвостатые тени, Оркестр духовой на открытой площадке, Тягучая, вязкая темень бульвара (Душа замирает тревожно и сладко Под круглое эхо от плит тротуара), Листвы лепетанье и всплеск разговора, Таинственный запах прохладного ила... Таким я впервые увидела город, В который судьба меня накрепко вбила». Екатерине Голубковой удалось создать романтический образ родного города. Она пошла против «модного течения» в краеведческой литературе, где Николаев изначально предстает военной казармой, «застегнутой на все пуговицы». Для поэтессы «столица корабельного края» – целый мир, где всё и все родные. Этот эмоциональный посыл пронизывает лирику Екатерины Голубковой, являясь тем цементным раствором, что объединяет городскую общину в лихую годину и в праздники. Её поэзия делает нас лучше и помогает жить. Вот почему уже многие годы в Николаеве она остается читаемой, почитаемой и заучиваемой наизусть. Сергей Гаврилов
Екатерина Голубкова
ОКТЯБРЬ-16 * * * На дорожках прозрачного сада,
у темнеющей кромки воды — всюду птичьи следы листопада, всюду осени лисьи следы. Над асфальтом, блестящим и черным, крепко ветки сплетая свои, так доверчиво, так обреченно золотая природа стоит. И под небом, пронзительно-ясным, вдруг понятно становится нам, как она беззащитно прекрасна, как прощально нарядна она. В сад просторный, недвижный, покорный — нету сил — невозможно войти! Чей-то взгляд бесконечно спокойный бесконечно печален и тих. И не вынести этого взгляда, и не выдержать этой беды - эти птичьи следы листопада, эти осени лисьи следы... ВОЗВРАЩЕНИЕ Владимиру Топчему Во дворе, за забором, абрикосы, как прежде, висят, и, как прежде, пестры и копейчаты тени акаций... Здесь мы бегали в детстве от мамы тайком в Дикий Сад, чтоб, дрожа и ликуя, в запретной воде искупаться! А потом мы росли. Грохотали в ночи поезда. Уводила нас даль, и пускай нам бывало несладко, но над далью любою горела всё та же звезда, что из нашего детства за нами следила украдкой. Стали тверже ладони, прямей и взыскательней взгляд. Стала строже душа и, быть может, немножечко суше. Но когда мы устанем и вернемся в свой город назад - от любви и от нежности непривычно смущаются души. Как любимая песня, которую редко поем, как единственный друг и как памяти строгой соседство, ты навек, Николаев, останешься в сердце моем поцелуем соленым в таинственном шепоте детства! ПРИГЛАШЕНИЕ Живу, суечусь, ошибаюсь, куда-то спешу... Но только сегодня я суетность эту отрину, и сяду за стол, и друзьям своим так напишу: «Я в гости вас жду на родную мою Украину! Весной приезжайте, когда, отряхнувшись от сна, сады через край закипают вишневой метелью. Ах, если б вы знали, какая на юге весна! Вы б всё позабыли, и тотчас бы к нам прилетели. А можете — летом, когда созревают плоды и яблоки в полночь со стуком срываются с веток, когда тишина, как вода, заливает сады сплошным водопадом нездешнего лунного света. А лучше — под осень, когда не вмещают столы всего, чем богата осенняя наша природа, и утром пустынным без дела толпятся стволы роняя листву на седую ботву огорода. Но если зимой вам приехать захочется вдруг - пускай не сезон, все равно, невзирая на это, чтоб вас оградить от ветров, от метелей и вьюг, достанет у нас и тепла, и улыбок, и света! ПРОЩАНИЕ С КОРАБЛЕМ
Друзьям моим —
корабелам завода им. 61 коммунара
Когда встают, протяжны и низки,
торжественно-прощальные гудки, и лязг металла глохнет, словно в вате, мы молча застываем у реки и долго вдаль глядим из-под руки, как наш корабль выводят на фарватер Все просто — сдан еще один заказ. Не в первый раз, и не в последний раз, и новый день над миром торжествует... А мы стоим у старого моста, и заполняет душу пустота, как будто души вправду существуют! Будь счастлив, уходящий от земли! Тебя зовут моря и корабли, высокая судьба, большое дело... А мы вернемся к нашим стапелям, поскольку вновь растущим кораблям необходимы руки корабелов. Но в час, когда протяжны и низки, раздвинут даль прощальные гудки и трос стальной струной натянет катер, позвольте нам, застывшим у реки, в который раз следить из-под руки, как наш корабль выводят на фарватер. ***
Татьяне Карнаух
Осенние боги грустны и рассеянны,
зато их улыбка светла и добра. Бредущие вдаль листопады осенние, я — ваша сестра! В прилежной, в прибрежной осиновой рощице, впервые увидевшей - речка быстра, заблудшая музыка в душу к нам просится: я — ваша сестра! И рощица эта, познавшая таинство, сквозь неуловимую дымку утра вослед журавлям улетающим тянется: я — ваша сестра! Я знаю, что в мире тепла не убавится, какая бы там ни стояла пора! И осень застенчиво нам улыбается: я — ваша сестра! *** Ты выходишь смотреть,
как не падает медленный снег, как зима наклонилась над маленьким городом в белом. А в тумане ветвей — полутень, полусвет, полусмех... Ах, душа! Ты опять перед чудом зимы оробела! И уже не уйти, и не сдвинуться вбок или вглубь, не сойти с полотна убеленных домов и кварталов, и остаться на нем в незаполненном левом углу той единственной точкой, которой ему не хватало. *** Из-под пилы
такой сосновый запах, что на него, лохматый и живой, дремучий бор на деревянных лапах идет ко мне, качая головой. В нем на опушках притаились лани, в нем паутинки оплели кору, и птичий мир на все лады горланит о птичьем счастье - жить в таком бору. В нем дух грибной и пряный дух валежин, пчелиный, разомлевший звон жары, и по тропе за добродушным лешим - кипучий столбик юркой мошкары... - Ау, ау!..- Бор лапищи раскинул. - А ну, а ну!..- Азартный вой пилы. - Ау, ау!..- По свежему распилу ползет слепая капелька смолы.. * * * Ясны мои осенние леса,
недвижны их отчетливые тени, и небо, опустившись на колени, Целует землю в строгие глаза. Ясна моя недолгая судьба, как лист янтарный ясен против света, когда его разглядывает лето, откинув пряди с выпуклого лба. Ясны во мне слова и голоса, прозрачен час вечернего отлива... Как просто оказалось быть счастливой! Ясны мои осенние леса. САД ЗИМОЙ 1.
В коралловых ветках бесшумного зимнего сада
багряное солнце стоит, опершись на копье… А жизнь коротка (что, конечно, ужасно досадно!) Но так хороша, что прощаешь мгновенность ее! 2. Меж грядущих и прошлых эпох
этот мир ни хорош, и ни плох, он - прекрасен во всех своих видах! О, зимы очарованный вдох и серебряный выдох! Эта жизнь, это чудо взаймы - и не мнилось! О, невечной зимы мимолетная царская милость! * * * Тебе сегодня повезло:
ненаказуемое зло наказано, и жалкий хвост поджало. И потому твое добро меняет шпагу на перо и чистит фрукты дедовским кинжалом. Ты будешь счастлив день, и два, пока не высохнут слова, пока не выцветут зеленые чернила... И ты опять махнешь рукой и скажешь: "Я – такой-сякой, и справедливо все, что раньше было!" Не огорчайся, погоди, не все на свете позади, еще мы посмеемся, право слово! Еще на шпагах: "Раз, два, три! А ну-ка, что у вас внутри? я так и знал – мякина да полова!" А нынче, что ни говори, пора засесть за словари, чтоб развести добро и зло в первоначале. И улыбается заря нам со страницы букваря, и жизнь идет – не то смеша, не то печаля! *** Вот я, Господи, с просьбой какою.
Если выпадет мне уставать – дай мне только стремленье к покою, а покоя – не нужно давать! Если суетной жизни заботы встанут вдруг непроглядной стеной, опали меня жаждой свободы, но спаси – от свободы самой! И в любом моем слове и деле, наблюдая усердье мое, дай мне сил, чтобы двигаться к цели, но не дай – достиженья ее! |
ГолосованиеКак часто вы посещаете портал "Мегалит"?ЖурналыСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |