АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Валерий Кириченко

Балет души твоей. Театральная рецензия

Чуть приоткрыв дверь небольшой артистической Морихиро ИВАТА во Дворце культуры нефтехимиков Ангарска, я постучал. Морихиро – художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета, сидевший на ковровом покрытии на растяжке перед предстоящим спектаклем, увидел меня, приветливо улыбнулся, ловко и аккуратно поднялся, дружески подал руку. Мы тепло поздоровались. Но времени в обрез, зрительный зал уже стремительно наполнялся ангарскими балетоманами. И я, без лишних объяснений, подал Морихиро литературный журнал «Северо-Муйские огни» со своей театральной рецензией «Глыба сценического искусства» на постановки прошлого сезона в Ангарске.


Ивата был искренне впечатлён, нежно прикоснулся губами к красочной обложке журнала, выходящего в Бурятии, и с японским ритуалом поклонился мне как автору и редактору отдела критики. Мы пожелали друг другу взаимного успеха. Ведь на этот раз ангарскому зрителю предлагался необычный спектакль, состоящий из балетного ассорти – отрывков из всех постановок театра как визитная карточка труппы. Момент чрезвычайно ответственный и для самого Морихиро – это его дебют перед ангарским зрителем как бывшего солиста Большого театра, единственного японца, принятого в московскую труппу за всю его историю.


Но «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Морихиро Ивата, заявленный в программе вечера, отложен из-за отсутствия лауреата государственной премии Бурятии Анастасии Цыбеновой (она недавно родила ребёнка), и на театральную сцену дворца первыми выходят заслуженные артисты Бурятии Елена ХИШИКТУЕВА и Виктор ДАМПИЛОВ. Зал замирает в недоумении – первый выход вечера с адажио (медленным танцем) из балета «Красавица Ангара», который мы уже лицезрели в июне прошлого года, а на Викторе сценический костюм… «обвис». Для бурятского театра, отличающегося изысканным дизайном и вкусом пошивочного искусства, это нонсенс, но ангарский зритель доброжелателен и встречает и провожает дуэт сдержанными аплодисментами. Зато потом все два часа зал восторженно гудит нескончаемыми «браво» и бурными, нестихающими рукоплесканиями.


По реакции зрителя явно замечаешь, что ангарчане хорошо ориентируются в тонкостях балетного искусства, особенно в поддержках – новинках, иногда граничащих с риском для танцовщиц. Как это было явно заметно в концертных номерах «Весенние воды» и «Лунный свет» в исполнении народной артистки Бурятии Вероники МИРОНОВОЙ и заслуженного артиста Бурятии Булыта РАДНАЕВА, покоривших ангарского зрителя ещё в прошлом театральном сезоне. Хотя должен заметить, что для Булыта затруднённое дыхание на сцене, мне кажется, становится проблемой. Ему нужно, наверное, менять партнёршу или принимать качественные меры личного характера, если это не поздно.


Неожиданной особенностью вечера балета стало отсутствие симфонического оркестра под управлением дирижёра Валерия Волчанецкого, к которому мы уже привыкли. Однако музыкальные записи, сопровождавшие все постановки номеров, были так органично вплетены в хореографию арабских и персидских танцев, плясок и па-де-де, что красота балета нисколько не пострадала. Например, романтическое «Хочешь» под незабываемую теперь уже классику всенародно полюбившейся Людмилы Гурченко в балетной интерпретации Лии БАЛДАНОВОЙ и Баира ЖАМБАЛОВА вызвало бурю эмоций зрителя и ритмические, казалось, нескончаемые аплодисменты. В течение вечера этот дуэт появлялся на театральных подмостках неоднократно и неизменно сопровождался гулом «браво».


Фишкой вечера в Ангарске стали партии японцев Харуки УЭМУРЫ, Мицухиса САЙТО, Тэцуя ИМУРЫ и Мидзуки УЭНО. Необычайно интересно было восприятие их иного национального рисунка сольных исполнений в па-де-де и джиге из балетов «Сатанилла», «Талисман», «Дон Кихот». К ним в дуэтах хорошо вписывались Наталья АЛЕКСЕЕВА, Оюна КЫНЗЫБЕЕВА, Илья НИКОЛАЕВ, Буян ОЮН и Михаил ОВЧАРОВ.


О Михаиле Овчарове следует сказать особо. Именно он стал «гвоздём» незабываемого вечера балета до выступления самого Морихиро Ивата. Михаил Овчаров в па-де-де из балета «Талисман» стал просто эстетическим открытием красоты элегантной мужской фигуры в сочетании с нежным облегающим дизайном сценического костюма. Публика просто «ревела» от восторга. А в «Узнике» в хореографии М. Ивата Михаил Овчаров создал такой собирательный сценический образ узника, такую изобразительную метафору своего героя, что зрители были приятно ошеломлены его собственной трактовкой хореографии. И как только Михаил Овчаров появлялся на сцене, зал гудел восторженными коллективными междометиями «У-у-у!», «А-а-а!». В ответ Михаил посылал зрительному залу сердечные поклоны и воздушные поцелуи. Забыть это единение зала и артиста ну никак невозможно!


Ещё одной изюминкой вечера явилось выступление Анны ПЕТУШИНОВОЙ и Артемия ПЛЮСНИНА с отрывком из балета «Пенелопа» в хореографии П. Базарона. Мы привыкли к укороченным древнеримским туникам, подчеркивающим красоту мужского тела, а здесь перед зрителем неожиданно предстали удлинённые до пят древнегреческие туники. Казалось, такие туники непременно будут затруднять танец в дуэте, но этого, к счастью, не произошло. Плюснин и Петушинова мастерски передали зрителю образное восприятие древнегреческой мифологии Гомера «Одиссея», в их искусстве танца сомневаться не пришлось.


Прекрасную форму на вечере балета показали Баир ЦЫДЫПЫЛОВ, Евгения ЦЫРЕНОВА в па-де-де из балета «Жизель» и Вячеслав НАМЖИЛОН  в «Арабском танце» из балета «Щелкунчик». Но всё же апофеозом балетного представления стал сам виновник сценического торжества Морихиро ИВАТА. Его хореографический изыск на бардовскую вещь Владимира Высоцкого «Ещё раз!» потряс зрителей. Солист балета в образе всенародно признанного поэта был настолько адекватен тексту и образу, что зрительный зал встал в едином порыве и рукоплескал ритмично, не переставая. И Морихиро понял, что успех его самого и всей его труппы в Ангарске 19 июня был оглушительно признан.


В конце вечера мы встретились с Морихиро за кулисами. Он сиял от восторженного приёма ангарской театральной публикой, обещал бывать здесь снова и снова, а нашему литературному журналу «Северо-Муйские огни» и городской газете «Время», где опубликованы мои рецензии на спектакли театра, пожелал процветания. Я ему ответил тёплой взаимностью: вечер стал балетом моей души.


 


Июнь 2016                 

К списку номеров журнала «Северо-Муйские огни» | К содержанию номера