АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Марк Найдорф

Анализ парадокса

Статья посвящена одному из аспектов анализа, применяемого в ходе культурологического (культур-антропологического) исследования для тех случаев, когда предметом анализа является укоренённость артефакта в соответствующей ему культуре. 

Исходное предположение состоит в том, что культурологически значимым является человеческое действие, порождающее артефакт и запечатлённое в нем. Тогда анализ должен быть направлен на выявление тех свойств артефакта, которые могут свидетельствовать о культурно обусловленных целях и мотивах его индивидуального или коллективного творца.

В данной статье на нескольких примерах показана процедура такого культурологического анализа.

Ключевые слова: анализ, артефакт, парадокс, мотив, цель, деятельность.

 

Mark Naydorf. Analysis of the paradox. On the methodology of cultural analysis

This article discusses one aspect of cultural analysis employed in research about the embeddedness of artefacts in their respective cultures. It is based on the assumption that what is significant for cultural analysis is the human actions that give rise to the artefact and that are imprinted on it. This type of analysis should unveil those characteristics of the artefact that reveal the culturally conditioned goals and motives that have directed an artefact s individual or collective creator. Drawing on several examples, the article demonstrates the procedures for conducting this type of cultural analysis. 

Key words: analysis, artefact, paradox, cultural motives and goals, activity. 

1.

В простейшем смысле текст, то есть специально организованная совокупность значимых элементов, будь то личная записка или служебная инструкция, роман или кинофильм, скульптура или праздничный концерт и т.д., которая является адресату как вещь, созданная человеком и вброшенная им с какой-то целью в мир. Точно так же люди вбрасывают в мир вещи иной природы: выращивают цветы, строят здания, демонстрируют акробатические номера, вырабатывают электроэнергию и т.д.  За каждым из таких действий лежит мотив, побуждающий действующего человека придать своей природной энергии упорядоченность, подчинённую определённой созидательной цели.

В большинстве случаев мы понимаем мотивы и цели людей, действующих вокруг нас. Обычно, мы можем сказать, хотя бы предположительно, почему тот или этот человек строит дом, ради каких целей выращивает цветы, сочиняет стихотворение или пишет заявление на отпуск. Но в иных случаях мы сталкиваемся с непониманием движущих людьми мотивов и целей – так бывает, если мы обсуждаем поступки людей, живших в другое время и в другом месте, хотя непонимание мотивов нередко разделяет даже современников и сограждан.  Испытывая озадаченность, мы компенсируем её предположением об исключительных личных свойствах человека («надо же, взбрело человеку в голову», скажем, строить дом без окон, выходящих на улицу), либо, если случай не вписывается в версию индивидуального отклонения, мы обосновываем иное представление о цели (целеполагание) иной культурой.   Обратимся к примеру.

Для разрешения данного парадокса, то есть для правильного понимания логики этой «невозможной» истории, следует предположить, что Ксеркс привык иначе смотреть на свойства окружающих вещей и отношения между ними, по-иному представлял себе мир и своё положение (место) в нём. Похоже, что он не делил все вещи мира на одушевлённые и неодушевлённые. Он, вероятно, допускал, что море способно действовать произвольно, иногда заботливо, иногда губительно для моряков.3 Другим мотивом этого легендарного поступка Ксеркса могло быть его представление о себе как божественном владыке, могуществу которого должен быть покорен весь зримый мир. Так, без сомнения, думали о Ксерксе все те, кто жил рядом с ним и исполнял его волю. 

18

Чтобы следовать голосу неустановившейся новой культуры требуется определенный склад характера. Эта культура нуждается в авантюристе и, поэтому, производит его. Аббат ведет рискованную игру и выигрывает. Более того, в этой новелле его выигрыш делает счастливей всех, кто с ним связан – каждого по-своему. И даже крестьяне из деревни Ферондо рады, поскольку получили новое подтверждение своей вере в чудеса.  Всем этим косвенно выражен авторский взгляд на положение вещей в мире: авантюризм не вреден, он полезен, как бы говорит текст новеллы.

Джованни Боккаччо был свидетелем возрожденческого перелома в европейской культуре, он склонен был приветствовать новый антропоцентризм, видя в нем источник энергии и предприимчивости, с которым связывал надежды на обновление земного мира силами людей, побуждаемых человеческими мотивами ради земных же целей.  

 

6.

В термине «культурологический анализ» важны обе его части. Анализ – это специально сконструированная процедура различения, технология которой прямо зависит от того, что подвергается анализу и что предполагается выявить. Но, если анализ делается в интересах культурологии, то его содержание зависит от того, какой феномен связан в сознании исследователя с именем «культура». 

Например, если «культура» определяется в оппозиции к «природе», то анализ должен быть сконструирован так, чтобы способствовать различению «культурного» и «природного» в одном объекте. Различение этих двух сторон, скажем, в феномене породистой собаки может уточнить, что в этом феномене является собственно артефактом. Если культура понимается как система принятых в обществе регламентаций, то культурологический анализ должен быть сконструирован так, чтобы адекватно различать механизмы культурной регламентации.

Если культуру понимают, как инструмент социальной памяти, то анализ должен ответить на вопросы о различении элементов в её составе, например, ритуала и обычая, канона и кодекса, традиций и парадигм и т. п. В соответствии с сугубо различительной направленностью, культурологический анализ ограничен в своей применимости феноменами, которые в данной культуре признаются разложимыми. В иных случаях различение имеет смысл только в рамках сравнительных крос-культурных исследований. Дело сравнительного культурологического анализа19также – исследование сходства и различия, противопоставления и унаследования в культурах

Предметами культурологического анализа могут быть любые различимые феномены, присутствующие в человеческом мире – вещи или идеи, но, если они взяты не сами по себе, а в качестве артефактов, т.е. свидетельств о человеческом действии, их породившем, о намерениях человека, его мотивах и целях.  Ибо культура – не вещи и идеи, и даже не люди сами по себе. Культура – это коллективно порождаемый порядок, который организует природную энергию людей, обосновывает смыслы и цели их жизнедеятельности.  Этот культуропорядок невидимо присутствует в человеческом мире, стоит за спиной и направляет руку каждого из нас. Эта жизнеорганизующая сила, парадоксально обладающая одновременно ясной функцией и загадочной онтологией, присутствовала в истории людей всегда, но именовалась по-разному, а сегодня именуется культурой.

 

 

 

 

 

 





1 Продажа и покупка церковных должностей, распространённая в средние века в Западной Европе

 





3 Те или иные анимистические представления об одушевлённости природных вещей были знакомы всем раннекультурным обществам тысячелетиями раньше Ксеркса. 

4 Ле Гофф, Жак. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. - СПб., 2010.

5 Там же, с. 49.

6 Мейстер Экхарт, Духовные проповеди и рассуждения. - Пер. М.В. Сабашниковой, М., 1912, перепечатка. -  М., 1991. 

7 Найдорф М. И. «Герой культуры» в картине мира: к теории культурологического исследования // Вестник РХГА. - СПб. 2013.- №4, с. 300.

http://rhga.ru/publications/vestnik/archive/Vestnik_2013_04.pdf

8 Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Основные понятия культурологии. – Одесса, 2005, с. 39. https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/main_notions/glava-2

В диссертации В. А. Куклиной "Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна"(2002) эта идея выражена довольно ясно на материале рекламы: (http://www.dissercat.com/content/multimediinaya-reklama-kak-reprezentativnyi-yazyk-kultury-epokhi-postmoderna#ixzz3OJWHB6cr).

9 "Понятие культуры предполагает формирование определенной концептуальной системы, коллективных знаний, характерных для конкретного сообщества людей, в том числе языкового сообщества". - Болдырев Н.Н. Проблемы культурологического анализа //Научный ежегодник Института иностранных языков. 2009. Вып. 2. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. С. 34-39. http://boldyrev.ralk.info/dir/material/194.pdf

10 Боккаччо, Джованни. Декамерон. День третий, Новелла Восьмая.

11 О традиции см.  Найдорф М.И. К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации// Вопросы культурологии, № 10. - М., 2008. - С.4-7.

https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/theory-articles/k-probleme-kulturologiceskoj-terminologii

Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Основные понятия культурологии (Одесса, 2005).  Глава 3. Мотивирующие механизмы культуры.

https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/main_notions

12 Догмат о чистилище был постепенно сформирован в католицизме в XIII—XV веках, в частности в трудах Фомы Аквинского. Церковное учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году и Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году. Окончательно учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе.

13 Об этом, например, обстоятельно пишет Жак Ле Гофф в книге Средневековый мир воображаемого. - М. 2001. Сетевая версия есть на сайте Гумер.

14 Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990. - С. 136, 158.

15 Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992 г., с. 144.

16 Там же, с.103.

17 Тальберг Н.Д. История христианской Церкви. СП"Интербук", 1991. Репринтное изд. -С. 336

18 Но дело зашло далеко, о чем можно прочесть в четвертой главе «Эстетики Возрождения» А.Ф. Лосева. - Лосев А.Ф Эстетика Возрождения. – М., 1978. – С. с.122. http://royallib.com/book/losev_aleksey/estetika_vozrogdeniya.html

19 Сравнительный анализ понятия «virtus» сделан Н.А. Носовым в книге: Носов Н.А., Виртуальная психология. - М., 2000.

 

К списку номеров журнала «АРТИКЛЬ» | К содержанию номера