АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Александр Моцар

Чёрный квадрат Времени



Я никогда не считал «Черный квадрат» Малевича живописью в полном смысле  этого слова. Когда о «Квадрате» говорили, что это манифест, трибуна,  генератор идей, я соглашался. Но и хулители объекта, меня никогда не  раздражали, ведь и они, по своему, были правы в оценке такой живописи.  Впрочем,  к ним я не относился никогда.    
Я с равным интересом прислушивался  и к философам, которые на теме  «Квадрата» формировали социальные и мистические доктрины, и к историкам,  которые рассматривали его, как некую культурно-историческую парадигму  определенного исторического этапа. У меня был даже знакомый футуролог,  который пытался заглянуть в будущее человечества, глядя, по его  выражению, в это «окно». Словом, тема.
Часто обращаясь к «Чёрному квадрату» я, на каком-то этапе решил для  себя, что сам по себе квадрат – скорее всего   перформанс, нежели  живопись,  т.е. в свое время Малевич подготовил, загрунтовал холст, на  котором ничего не изобразил, оставив его для художника будущего. Своё  мнение я никогда и нигде не озвучивал, считая его недостаточно  оригинальным  в отличие от мнений  профессиональных художников и  арт-критиков.
Нет смысла в очередной  раз упоминать, сколько было воздвигнуто  всевозможного  качества концептуальных идей на плоскости «Квадрата».  Также бессмысленно описывать воздействие магии этого полотна на  последующее искусство. Напомню только, что «Чёрный квадрат», в свое  время был объявлен «иконой» т.е. «святым» неприкасаемым объектом,  который наделён сакральным, мистическим смыслом.
Недавно, блуждая по бесчисленным лабиринтам Интернета, я, опять,  совершенно случайно, наткнулся на «Квадрат», датированный  маем 1929  года (всего их четыре). Будто притягиваемый магнитом, я стал внимательно  рассматривать полотно. Внезапно передо мной открылась некая космическая  панорама, наполненная осмысленным действом. Люди и животные сплетались в  хороводы и пляски, отмеченные  жизнью и смертью, смеялись и радовались,  ссорились и убивали, рушили и воздвигали, взывая о своем существовании.  
Стряхнув с себя внезапное видение, я неожиданно для себя понял, что  всего лишь рассматриваю кракелюр – трещины, которое оставило время на  полотне. В этот момент мне показалось, что я понял замысел художника.  Оставив черное пространство, Малевич, предоставил рисовать на нем  другому художнику – Времени. Все мировые катаклизмы,  войны, победы,  прозрения, безумие, тоска и ликование запечатлены на этом гениальном  полотне. Я увидел панораму ХХ века, нарисованную Временем и  подписанную   Казимиром  Малевичем.
В качестве приложения оставляю несколько увиденных мною фигур. Все они  выбраны случайно и продолжать этот ряд я не вижу смысла. Пусть каждый  увидит в «Квадрате» то, что должен увидеть.  
28.02.2011 Киев














К списку номеров журнала «ЧЕРНОВИК» | К содержанию номера