АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Валерий Мишин

Судьба и случай. Стихотворение

*   *   *


куда приведут
судьба и случай
не придется ли снова
густым гребешком
вычесывать из головы вшей
на обрывок простыни
с которым только что
привязав к шесту
шли сдаваться


отвлечение мысли
нечто среднее
между извлечением
квадратного корня
из многозначного числа
и извлечением зуба


в самый раз дантисту
приноровиться сохранять
удаленные зубы пациентов
чтобы после выставить их
на аукционе


с развитием стоматологии
люди стали злей и кусачей
зверь обеззубев
уходит на покой
а тут нет — был бы случай


трупы убитых
упаковывают в мешки
и складируют в подвалах
разрушенных домов


папе римскому
остается молиться
и писать письма




*   *   *

 

 


вот смотри что тебе лучше
вдеть две ноги в одну штанину
и потом скакать
или бегать нагишом
что лучше
всунуть обе ступни в один ботинок
и потом прыгать
или бегать нагишом
ты сам выбрал
но от тебя все равно потребуют
соблюдать колонну или шеренгу


оставим ноги
вспомним про голову
стоит например неосторожно
заглянуть в кастрюлю
и кастрюля уже на голове
посмотри кто ходит по улице
почти на всех либо кастрюля либо ведро
даже умывальник или чайник без дна
все ходят степенно
ни на кого не глядя
только иногда могут невзначай
ударить друг друга


никогда бы не обратил на это внимания
пока меня ни задел один чайник
тут же снял с головы ночной горшок
и врезал ему по носу




*   *   *

 


у бабочки на крыльях
нарисованы глаза
чтобы кто-то испугался
и не клюнул


однако клюнешь
и испугаешься
нос в пыльце
рот в пыльце
а бабочка улетела




*   *   *

 

 


позвонили в дверь
не открыл


по квартирам ходили соседи
собрали деньги
на стерилизацию дворовых кошек


собрали
стерилизовали
и на каждой парадной
вывесили отчет


денег собрано столько-то
кошек обработано столько-то
поездок в медсанчасть столько-то
остаток такой-то
немного
но на одну-другую
хватит


однако если во двор заглянет
какая-нибудь некастрированная
не скажу что приму
но подумаю




*   *   *

 

 


в вечном городе риме
думаешь о вечном
скульптуры и живописи
в риме не меряно
новоделу приткнуться негде
появись даже мастер
размаха буонарроти
он будет здесь лишним
в риме понимаешь подоплеку
актуального искусства
сделал инсталляцию
устроил акцию и в утиль
освобождай место
художники на тротуарах
продают туристам картинки
крашенные как пасхальные яйца
ночью приснился
знакомый маэстро
сидит за ноутбуком
сочиняет кроссворд
для вечерней газеты




*   *   *

 

 


искусство ренессанса
совершенно но преизбыточно
мастера часто забывали
известный принцип
руки в брюки ноги в траву
штудируя натуру до мизинца
время разобралось с антикой
убрав детали и повторы
лишние складки
даже носы и уши
приблизив шедевры
к истине и вечности
искусство нельзя реставрировать
школярство и усердие ваятелей
лучше опустить
а живопись
иногда не в меру крашенная
под лессировкой времени
обретает непостижимый колорит




ПОСТАВЛЕННЫЙ ГЛАЗ

 

 


вагон был полупустым
возможно поэтому
из-за отсутствия объекта
на котором можно остановить взгляд
пассажир сидящий напротив
стал меня внимательно разглядывать


взгляд тяжелый
проникающий внутрь


когда-то я мог
вступить с кем-либо в поединок
кого-то пересмотреть
нынче отвожу глаза
даже если чувствую что не уступлю
не хочется напрягать человека


но этот сцепился вполне серьезно
поначалу я смутился
потом думаю
уж нет прости
ты настырный а я что


один глаз подслеповатый
оперированный
с искусственным хрусталиком
смотрит невозмутимо
как карл цейс
я сам глядя на себя в зеркало
вздрагиваю
второй глаз с поставленным зрением
художникам ставят глаз
как музыкантам голос
приучая смотреть не в точку
а охватывать все поле зрения сразу


больной глаз я навел на него
зафиксировал фокусное расстояние
другой направил по кругу
включив сидящего напротив
в общую картину
как неодушевленный предмет
выдержку поставил на бесконечность


гляжу мой визави стал моргать
потом отвел взгляд
а на остановке вышел из вагона
извини дорогой не хотел


тем не менее считаю
что мне повезло
ведь он мог подойти и спросить
чего уставился
в глаз что ли хочешь




*   *   *

 

 


— тебе нужно делать операцию

    иначе ослепнешь


— поздно стар уже
    лучше быть слепым но живым
    чем зрячим и мертвым


— разве мертвый видит


— не видит потому что ему закрывают глаза
    живые не выдерживают
    пристального взгляда умершего
    опускают веки
    чтобы тот смотрел в самого себя
    в мире теней
    ходят на ощупь
    вытянув вперед руки
    и постукивая тростью
    иногда мы слышим
    этот странный звук


— возможно


— видишь солнечного зайчика на стене


— вижу


— он похож на мерцающую точку

    в аппарате для измерения поля зрения
— вероятно


— это зайчик от стекла автомобиля
    мне пора


— удачи


— тебе тоже




*   *   *

 

 


в россии было два великих поэта
и оба писали прозой
николай гоголь
и венедикт ерофеев
каждый написал по одной поэме


оба глубоко страдали
гоголь от дураков и дорог
ерофеев от безвременья
точнее времени
от закрытия магазина
до открытия магазина


дураки и дороги
и нынче проблема россии


тот кто решил что он не дурак
при первой возможности
быстро уехал
уехав осмотревшись выждав
вдруг решает что дурак что уехал
возвращается обратно
на его место едет другой недурак


а что дороги
их не было нет и не предвидится
цель дороги стратегическая
любой приезжающий почти враг
он должен не дойти не доехать
увязнуть в болоте
даже без помощи ивана сусанина


проблему ОТ и ДО
частично сняли
открыв магазины 24 часа


однако есть другие ОТ и ДО
со временем от 17-го года до 91-го
как-то разобрались
время от ельцина до путина
сменилось временем
от путина до путина
ДО заменили на ОТ
время ОТ до ОТ


дураки дороги безвременье
и новых великих поэтов нет




*   *   *

 

 


взглянул и усомнился
картина — это окно в мир
или фрагмент мира
приставленный к окну
перевел взгляд в сторону
на мир не обрамленный
композиционно не выстроенный
с плохим освещением
нечеткой проработкой деталей
с зияющими пустотами
и невольно представил себя
на месте художника-самоучки
он только постигает азы письма
и метод построения перспективы
тайну составления колеров
наивно следит за светотенью
пытается поймать кончиком кисти
солнечный блик
легче поймать муху в полете
с досады впору напиться
свалиться с лестницы
и уснуть под лестницей
потом будет говорить (буду говорить)
что ему (мне) приснился марк шагал
к которому пришел
показать свои работы
у шагала — красавица дочь
преодолев робость стал свататься
не подбивать втихаря клинья
как колышки в подрамник
а открыто сказал
— марк я очарован вашей дочерью
и хочу на ней жениться
— замечательно ответил шагал
я не против но вам дорогой
следует еще поработать
над колоритом и композицией
этот сон был системным
повторялся из разу в раз
потом однажды исчез
так и не знаю
как бы сложилась моя судьба
если бы женился на дочери шагала
смотрю на мир
ограниченный полем зрения
и внутриглазным давлением




*   *   *

 


комар нажрался
летит
еле-еле перебирает крыльями


отогнал его от стены
чтобы стену не пачкать
подставил ладонь
и другой — бамз —
нет комара


сказал ей
она в ответ
— зачем убил комара
выходит он зря напился крови
не дал ему
как следует поблаженствовать


— ну да — говорю
кровь-то моя
ведь ты не спала со мной
этой ночью




ТАМАРЕ БУКОВСКОЙ

 

 


принято считать
что у мужчин
указательный палец
меньше безымянного
у женщин наоборот


посмотрел на свои руки
на правой так и есть
на левой оба пальца одинаковы
нет ни мужского начала
ни женского


обратился к ней
— покажи руки


у нее на обеих руках
указательный палец
и безымянный
одного размера


неужели ошибка природы
нет
поэт существо среднего рода
не мужчина
не женщина


она настоящий поэт
а я только на одну руку




*   *   *

 

 


прелесть велосипедных прогулок в лесопарковой зоне
в том что ты только что был на берегу пруда
через минуту-другую уже в лесу
у пруда рыболовы приучают рыбу быть бдительной
в лесу у людей разные стратегические задачи
с трудом подлежащие дифференцированию
тем не менее как только заедешь в лес
сразу чуешь запах поджаренного мяса
у пруда ухой не пахнет а тут вон по всем направлениям
почему так выводы не берусь делать
на берег ведь тоже можно принести рыбу и сварить уху
неужели я должен думать что в лесу бандеровцы
подлавливают загулявших зевак и поджаривают их на костре




*   *   *

 

 


в последнее время
многие стали поругивать ахматову
мол старомодна и холодна
как правая туфля с левой перчаткой
и прочее прочее
должен заметить
ругать ахматову
значит упрекать амадео модильяни
в бесталанности и безвкусице
попросту унижать гения


вы взгляните — какая линия
какой изгиб бедра
и как соблазнительно
одним легким касанием
намечена лодыжка
про горбинку носа молчу
какой изумительный букет духов
и как благоухает молодая кожа
да-да линия это все передает
и как элегантны простые
величественные рифмы


о амадео
я прикусываю язык
окститесь господа




ВЛАСТЬ

 

 


российский интеллигент традиционно не любит власть
даже когда власть сподобливается на добрые дела
не любит и все
не говорим о некоторых подлипалах
создателях гимнов и кинопродукции
причин несколько
главная — инстинкт самосохранения


в романе замятина МЫ фигурирует поэт R-13
сочиняющий хвалебные стихи во славу Единого Государства
наградой за это на общегосударственном форуме
происходит акт его физического перевоплощения
акт превращения в Ничто


власть может пригреть приласкать
но она же тебя и уничтожит
будь ты демьян бедный горький или маяковский
попытка поэта кривулина войти во власть
закончилась провалом
возможно боженька уберег
да и не может поэт быть властью
он ведь сам себя будет недолюбливать
у российского интеллигента волчье чутье недоверия
именно по этой причине волки не поддаются приручению
интеллигентов в россии мало
они пытаются самосохраниться




*   *   *

 

 


будете меня учить —
ничему не научитесь сами
учить меня дело безнадежное
нужно учить долго-долго
за это время
в мире произойдут
глобальные изменения
задержавшись возле меня
пропустите много важного
и существенного
попросту отстанете от жизни
правда я мог бы вам
кое-что подсказать
но вы не слушаете
потому что учите меня
не надо меня учить не надо




Валерий Мишин — поэт, художник. Родился в 1939  году в Симферополе. В 1968 г. окончил ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. С 1978 г.  — член Союза художников. С 1990 г. — член Международной федерации  художников ЮНЕСКО. Работы Валерия Мишина демонстрировались на выставках в  Санкт-Петербурге, Москве, Калининграде, в Польше, Чехии, США, Швеции,  Бельгии, Франции, Мексике, Англии. Персональные выставки проходили в  Санкт-Петербурге. Издатель-редактор журналов «Акт», «Словолов».  Печатался в журналах «Арион», «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зинзивер»,  «Крещатик» и других. Живет в Санкт-Петербурге.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера