А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
 
  
Ностальгия. Стихотворения
Парадоксально звучит, но поэт Демьян Фаншель – старомоден. Авангардистские приёмы поэтического высказывания уже, кажется, превратились в привычно рутинные. Да как бы не так. Фаншель умудряется повторять эти зады авангарда с удивительной свежестью мировосприятия! Недаром же, пересчитывая языки, которыми владеет, поэт восклицает: «Русский не считается. Я на нём дышу…» И наслаждается звуковой игрой, превращаясь во взрослого ребёнка, дорвавшегося до весёлых затей, выстреливает метафорами, как мальчишка из водяного пистолета. Радуйся и резвись, читатель, вместе с автором. Но отчего чувство тревоги, отчего царапающая боль и беспокойная мысль проникают в наше сознание? Думается, от того, что Демьян Фаншель постоянно слышит этот гул времени, наполненный тоской и болью. 
                                                                                                            Д. Ч. 
  
 
 
НОСТАЛЬГИЯ                                  И немедленно выпил.                                Вен. Ерофеев. «Москва-Петушки»   Тоска. Мученье. Тяжкий крест. Беда. Течёт беседа вяло. Как Вий оглянешься окрест. Припоминаешь, как бывало:   Сперва стоят как истуканы (О, только б хорошо пошло…), Но вот – воздымутся стаканы И звякнут, звякнут тяжело!   Когда сосанья коньяка Постыла хитрая сноровка, – Граненые блеснут бока – Дзынь! – В настроенье рокировка.   Не зря чурается рука Бокалов, рюмок узких шеек. Дно видишь, солнце сквозь стакан. И гравировку: «5 копеек».                                                  1995     ГАДАНЬЕ   Кёльн, готика. Олени, нарты. Что было. Что сейчас. Что ждёт… Так погадать? Раскинем карты: Европы, Азии. Ещё.   У моря будешь ты рождён, У Чёрного, где жили-были. У Белого, где гибли-стыли, Живёшь, судьбою принуждён.   И это будет в миттельшпиле.   Ты всё узнаешь, всё подряд: Житьё забытое младенца, И скучный мат, и женский взгляд, И бегство, и любезность немцев.   Очнись Европы посреди: Значок колючий октябрёнка И знак гвардейский на груди. Сползает мокрая пелёнка.   Во лбу кокарда, герб имперский. Ремень, свинцом залита пряжка. Халат врачебный на тельняшке И алый галстук пионерский.   И будет не определить Ни смысл, ни логику событий. Всё тянешь, – тянется не нить – Какие-то обрывки нити;   Дела, какие-то дела, Что непредвиденно застыли – Подобьем жидкого стекла В аморфном, коматозном штиле.   Двина Архангельск рассечёт, С весла холодной каплей брызнет. И Кёльн стоит. И Рейн течёт. И книжек всех – наперечёт. И длится сон о моей жизни.                                                  1995     ПЕЙЗАЖ   Вниз,            в долину,                          в миры цвета хаки   Осторожно                     спускаются                                          яки. И в тумане                     не видно                                     совсем, Как за стадом                         старик                                     поспевает, Как копытца                        своё                                  выбивают: «Дао-дзэн,                    Дао-дзэн,                                     Дао-дзэн».                                                  1996     ДОМОЙ   Замкнутым кругом пошла голова. Круглые даты Олово солнца листает едва. Что ожидал ты?   Вот и родители снова детьми Стали – твоими. Что твоего ещё между людьми? Прежнее имя?   Аэропорт да буфет, да вокзал – Вечные блажи. Ты отмочил. Залучил. Доказал – Смену пейзажей.   Немы, качаясь, плывут за окном Те же леса. С той же дремотой, качанием, сном – Только ты сам –   Едешь. Автобус – неведомо чей. Чей и куда. Плечи попутчиков. Тряска плечей. (Где и когда?)   Лиц их не видно. Дрожанье плечей – Мельче, чем плач. Птиц трепетанье. Бренчанье ключей. Сумерки дач.   Плюс – над асфальтом, размытым слегка, Скошенным взглядом – Образ летящего двойника, Сидящего рядом.                                                                  1997     ПАМЯТИ¹ ФРЕЙДА                                  Чуждый чарам чёрный чёлн…                                 К. Бальмонт. «Чёлн томленья»   В рюмке – из варенья вишня. Наливай полночный ром... Медленно, со дна, неслышно Вместо сна всплывает – сом.   Ходит тёмной донной рыбой. (Не спеши, не пей до дна). И доходит – волос дыбом!: Их там много. Не одна.   Тёмен сом. Невероятно Близок. Не даётся в руки. Медленно, но непонятно Говорит на ультразвуке.   Что – неясно. Вспомни, cito!² Это, вроде, помнит кожа. Этот твой язык забытый Надо вспомнить. Но не можешь.   Перед тёмным сомьим ликом Должен вспомнить. Но не можешь. Ртом немым, беззвучным криком Бесполезно звать на помощь.   И – толпой медузьи бельма. Ближе, ближе рыбий зрак… Лишь огни святого Эльма – Сквозь туман и сон, и мрак.   Что – неявно там, сквозь вату, – Чёрным контуром нечётким? Тускло светятся на вантах Электрические чётки…   Всё отчётливей явленье, Всё понятнее огни. Потерявший управленье, Тут он – руку протяни.   Ухватись… На борт помалу. Всё на месте? Кнехт надраен? Встань спокойно за штурвалом. Не спеши. Здесь ты хозяин.   И над зыбью – к дому, к молу, К воле, к тверди, в порт, в покой. Пусть дрожащим, мокрым, голым, Но на палубе сухой.   Не до жиру, не до счастья, Но спокоен и спасён… Полным ходом, над напастью – Чуждый Чарам Чёрный Чёлн.                                                  1992
 
_ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ _
 
¹ В буквальном и переносном, и прочих смыслах
 
 
    МОЛЯЩИЙСЯ   Твой Бог состоит из букв. Звуков и знаков сплава. Блаженного взрыва глухого меж верхней и нижней губой. Невыразимой всуе Слова слепящей славы. Бездны, глотающей глыбы. Бешеной силы слепой.   Твой прок состоит из рая. Утерянного Израиля. Нездешнего Ерусалима, обещанного никем. Там родина наша вторая – нигде, на заветном файле – Купиною неопалимой, тяжёлой водою в реке…   Твой Босх состоит из ада: шипящих, дурашливых гадов. Кренящихся ориентиров – чаш страшных, скрипящих весов. Наивного неба-детсада, из верб вертограда, из сада. Да воющих ветров эфира – досады ручного Руссо.   Твой слог означает: «Logos!», «Бог». Голос звучит твой глухо. В ладонях, составленных плугом,               В щели меж пальцев больших:                                       «Во имя Отца и Сына, во имя Святаго Духа…» (Ужели и «Матери, Дщери»? И, может: «Во имя Души?..»)   Твой Бог состоит из слога, зеркального краткому вздоху… Что, в ужас пришедши, бездумно ты называешь своим, Со всхлипом ты мечешь, со смехом, – то собиралось по крохам… Но – поздно. Относится эхом. И множится: «Элохим!..»   Сквозь Троицы координаты – трёхмерный, трёхликий, понятный – (Все эти тихие трансы, раденья, запекшийся рот – Зачем? Песнопения наши – порывисто, дико, невнятно?) – Он слышит Моленье о Чаше, но только – наоборот.   В собраниях сводчатых, гулких, в закраинах, круглые сутки К прямому эфиру готовых, с печальной акустикой мест, Свечой освещаемый скудной, ты, в здравии полном, рассудке, Всерьёз, как суфлёр из будки, шепчешь наверх – Его Текст.   Сеть слов – но не для человеков; ловец не людей – бери выше!.. Что ты плетёшь там с надеждой, мукою на лице?.. А он ничего не слышит. А он берёт выше. Всё выше! На очень высокой ноте. Вот-вот перейдёт в фальцет.                                                                                 1999     ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ   Таракан ползёт – классически – в стакан. Тень Лебядкина зависла над общагой. Неестественным (чем кончится строка?) Странным образом марается бумага.   Как хотел – не по клише, но по душе ль, Под финал доставши контрамарку, Рисковать быть спущенным взашей По ступеням лестницы Ламарка?   По ступенькам, по углам, в чужих местах. Тридцать семь. Стреляться неохота. Таракан в гостях и я в гостях, Кто ему – облава и охота.   Чёрт-те что и вправду, сей же час Разберёмся с этим без прелюдий. Слишком поздно и не в добрый час Ты, старик, отправился в полюдье.   Тут себя, старик, совсем не зря Чувствуешь немного идиотом. Персонажем, правду говоря, Не литературы – анекдота.   Может, как подростки, дихлофос И себе плеснуть – чего уж, чтобы Завершить весь ряд метаморфоз Кафкианской, предпоследней пробы?..   Ни к чему химические средства. Наши здесь пересеклись пути. Я один. Всё тонет в мухоедстве. И стола уже не перейти.                                                  1993     * * *   Сон – это слон, Только с ножками цапли. С тем и надломлен он Первой же каплей.   Где-то там бродит, Плывёт как налим В памяти – вроде Картинок Дали.   Дождь на всём свете. Смурной выйдешь, сонный. Спичкой осветит Кусочек ладонный.   Здесь и дыши Никотином, озоном. Нет ни души. И гулять нет резона.   Слышишь, за городом, Глухо донельзя, – Там электричка Бьётся об рельсы.   Темень и дождь. Сигарета намокла. Лёгкая дрожь. Только мокрые стёкла   Дрожи вторят – Барабан да сурдинка, Врозь и подряд. Но – сухие ботинки…   Что от добра ещё Ищется снова? Слова какого, Зачем тебе слово?   Звуки и запахи Чувствуешь остро. Время ли, место ль Рефлексии? Просто   Лихо накличется – В самую пору де. Дождь в чужом городе. Ночь в чужом городе.                                  1993     ПРИВОЙ   Я всеми мыслями – на Запад. Я всей душою – на Восток. Мне сей отчизны сладок запах. Я – грубо срезанный росток.   Раздвоен. Помню свой шесток.   Я славно зажил, лучше вдвое. Я отдан был ножу кривому. Я – саженец, я – по живому. Я беженец. Я на подвое. Я вою.                                                      1993     * * *   Рассудку, смыслу вопреки, На что-то всё ещё надеясь, Сомкнув ряды, примкнув штыки, Когда «свиньёю» прёт что невесть –   Забывшись, закатив белки: Кричащий плебс, мычащий демос, – Читай. Лелей. Пиши. Реки. Знай: «Ubi lingua – ibi Deus»¹.
 
  Оно не каждому дано: По нёбу языком, по небу Определять на вкус вино, Слова на вкус. Не сеять хлеба.     Не сеять. Лыка не вязать. Почто латиницею, нерусь, Грешу. Пишу. Как знать, как знать: Быть может, всё же: «ibi Deus»?.   Всё зыбко. Гелиос в огне. Тектоникою дыбит Геос. Опоры нет нигде вовне. Лишь: «Ubi lingua – ibi Deus».   Что там во сне? – Квадрат. В окне – Сон. Чёрный ужас. Фобос. Деймос.²
 
Ночь подсознания во мне. И лишь лампадкой: «...ibi Deus».   Что у Иова-то отнять? Всё потерял – и водкой греюсь. И Слово велено понять. И передать. И – ibi Deus!                                                             1993
 
_ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
 
¹ Ubi lingua – ibi Deus (лат.) – Где язык - там Бог. (пословица собственного изготовления)
 
 
² Фобос (греч.) – Страх. Деймос (греч.) – Ужас. В астрономии – названия двух спутников Марса.
 
 
    АНКЕТНЫЙ ВОПРОС   Жилось ли, училось – а одна строка. Так уж получилось – знать три языка. Всё как полагается, читаю и пишу. (Русский не считается. Я на нём дышу).                                                              1995   
 
 РАЗМЫШЛЕНИЯ ЕВРЕЯ В НЕМЕЦКОЙ ПИВНОЙ  
 
  
  
 
 
                                               Credo quia absurdum¹.                                                               Тертуллиан
  
  
 
 
  
Вот город, когда-то – колония Рима². 
Вот кто-то, зачем-то, по имени Дима. 
Порой сам себе удивляешься: «Ты ли?» 
Ну что ж, эко диво. Здесь многие были. 
  
Два шпиля собора торчат терпеливо. 
Victoria? Или заказ на два пива? 
Пользительно спрыснуть вчерашние скорби: 
Для Urbi одно, а второе – для Orbi! 
  
Собор называется попросту Дом. 
Да город при нём. Да я живу в нём. 
Зачем я живу (в смысле – здесь ) непонятно 
Ни мне, ни соседям. Не правда ль, занятно? 
  
Я пью то же пиво, что пили когда-то 
Друзья-студиозы Фомы Аквината. 
Поскольку оно здесь вовек не прокиснет, 
«Два светлого!» – живо и ныне и присно. 
  
Чем хуже, позвольте узнать это, мы 
Отчаянно верящего Фомы? 
Вот – свежее, пенное… Сколько же дат 
Новых, с тех пор, как два года назад… 
  
Что там сейчас? Русский путч разливной? 
Положим, здесь тоже, вот в этой пивной. 
Не тот, чтобы дуром переть, озверев; 
Так, путч – в животе, в мочевом пузыре… 
  
Пожалста, – сосуд мне наполнить до края. 
Я здесь, в уголке мочегонного рая 
Не верю (какой умилительный тост!) 
Ни в зубы дракона, ни в хвост – Холокост. 
Я верю в погрома зажившие раны 
(Да, знаю, читал, кто такие мараны). 
Я верю, что беглые – все диссиденты. 
Тьмы истин моменту. В успех импотента. 
  
Я верую в город. В собор нерушимый. 
Я верую в голос народа фальшивый. 
Что толку мне здраво судить это. Мерить? 
Проверить нетрудно. А ну, как – поверить. 
  
Пускай безнадежно, неумно, подсудно, 
Я верую, верую, 
                       ибо – абсурдно. 
  
                                                               1994                                                                
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
¹ Credo quia absurdum (лат.) – Верую, ибо абсурдно.
 
² Colonia Agrippina – ныне  Кёльн.
  
  
 
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера 
 
  
 |