Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Андрей Геннадиевич ПоляковОб авторе: Русский поэт, прозаик, филолог. Окончил филологический факультет... |
Василий ЛомакинОб авторе: (настоящее имя Андрей Степанович Золотухин, англ. Andrei S. Zolotukhin)... |
Анри Гиршевич ВолохонскийОб авторе: Русский поэт, прозаик, философ, переводчик. Родился 19 марта 1936 г... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Андрей ТавровСтихиМЕТАМОРФОЗЫ
перед прыжком конь – стекло в форме кошачьей головы, набитой мячиками для пинг-понга, таблетками, шариками льда. после препятствия грузнеет, превращается в картофель, в быка на льду. внутреннее крыло схвачено подмороженной кровью льва. в тумане он похож на прохожего, когда тот уже перешел ров, еще подходя ко рву. Номус сидит со свитком на плоской крыше, Азия, глушь. фаюмские глаза его повисают на воздушной доске, в них смотрит с той стороны с полдюжины мертвых душ, руки втекают в себя, как рога улитки. тело как фаллос в руке повисает. и крылья бабочки расплескиваются, покрыты очами кота средь цветущих груш. день. и пока он охотится на кабана, она как стеклянные банки с горящим спиртом в него впилась. богиня - это всосанная небом плоть и еще стекло. щетинистый гнутый снаряд ударяет в пах. он отделяется от себя, переходит себя как ров со вчерашним днем, изо рта выпадает цветок, всасывая упавшее тело в ссадинах и венках. ручей журчит, свиваясь, как коса вокруг головы. он прозрачен лежит, потому что шакалы страсти уже ушли. череп плющится и срастается в клюв, служанка подливает масла в ночник, ноги и руки втягиваются как тающая звезда изо льда, он становится устрицей, плоской и равнодушной, как тяжкий снаряд дискобола. а Метелла, влезшая в шкуру тигрицы расставляет белые ляжки в дыму чулков, номус-бабочка в шкуре тигра нанизывает на себя ее вазелин, как воздуха горсть, она визжит, царапает камень, икает, портит воздух, обнажает клыки и кость, и плющится белыми розами по стене – целомудренными девами стариков.
неприметно все возвращается в аквариум огненной пневмы. становится выдохом вдох. и вдохом становится выдох. никто не разбрасывает камни и не собирает камни, не говорит, не молчит. никто не открывает объятья, не уклоняется от объятий не лечит, не убивает. снежный барс и вода - это одна и та же вода без воды, когда ты прошел.
БАЛЬЗАК
По мере того, как этот переодетый человек, похожий на кипу слежавшихся листьев, слушал музыку, она плотнела. Сначала она оплотнела как Бальзак, а потом, как здание с многими этажами, куда проникали его руки, тело и глаза. Они проникал и в Бальзака, но в здании они двигались быстрее, словно бы сбивая из масла сыр – из воздуха снег. Бальзак был без рук, как и ника, как и все, кто хотел обнять друг друга, потому что никто не может никого обнять, и, когда Анна провожала мужа на войну, она и тогда была торсом с отбитыми руками, и только сердце бежало вдоль ребер на мелких кровавых ножках и несло с собой всю правду. Оно знало, что обнять невозможно, что одиссей провалился в мать и не обнял ее в аду, а потому и наверху никто никого не обнял - ни мать, ни отца, и безрукий торс, похожий на сердце делал свою работу, обнимая жизнь изнутри каждым своим толчком, как тот пульсирующий атлет в ватикане, вокруг которого в дерьме и слезах простаивал Микеланджело, заглядывая ему под кожу, где пряталось объятье анны. Бальзак никогда не видел свою голову, потому что она уходила в небо мельче горошины, но он любил снег и еще одну деву, про имя которой он забыл, а если бы вспомнил, дева пропала бы в своей польше навсегда. Я помню бальзака. Однажды в детстве я его встретил, и тогда он состоял из одних родинок, а всего остального не было. Были родинки – красные, выпуклые, неправильной формы, мелкие, как снежная крупа, но я все равно знал, кто это, когда он шел и напевал куплет про крысу и магнолию. Он был похож на стаю мошкары, только из меди и мягкого языка высунутого как-то набок, будто у пса. В музыке, которую слушал переодетый человек, летали ангелы, похожие на чаек, и чайки, похожие на смертных безгрудых дев, оттого, что они так и не смогли крикнуть, потому что когда кричит музыка, то воздуха не набрать. Он был тяжел как гиря с кровью и жиром, но все равно ничего не весил и состоял из неба и колокола. А говорил он так: бу-бу, бу-бу, и понимала его одна Люпа, которая как-то сломала ногу Витьке-Уркагану, катая его в строительной тачке по бортику пустого бассейна, и тот, когда нога срослась, избил ее так, что она стала невменяемой. Еще между родинок все время кто-то рос и летал – жирное белое существо, и это не был бальзак. Обьятье нельзя раскрыть правдиво, как дающую руку, но все тело можно однажды раскрыть так. И тогда бальзак свистит свою тихую песенку, и все умершие вздрагивают и шевелят землю, словно она муравейник.
КАМЕНЬ
Я поднял камень, а камень поднял меня. Я ощутил его под пальцами – зернистость и холод, а он ощутил меня под моими пальцами. Я взвесил его в ладони, а он взвесил меня моей ладонью. Я подбросил его вверх, а он меня вниз. Я положил его в карман, а он окружил себя моим карманом и мной и положил меня вне. Я подумал о его тяжести, а его тяжесть подумала обо мне. На самом деле нет ни меня, ни камня, но есть одно существо, состоящее из меня и камня. Но не только. Это существо состоит, в зависимости от направления внимания, из меня и лодки, меня и птицы, меня и горизонта. Если идти дальше, я – это метаморфоза, могущая быть лишь собой и другим, но также способная быть существом и единством всех вещей и всех форм мира. Это и есть новая земля.
ИЛЬЯ-ПРОРОК
четырехлапый пожар. втягивает землю, как когти. дом горит, опрокинут внутрь тебя, лев – Лондон от дирижаблей пылал твоим рыжим мочалом. все пожары втягиваются в тебя, как в чистилище. твои локти оторваны от земли. ты ползешь сквозь себя, чтобы найти выход для нового льва, новой антилопы – паузу между чужим завершеньем и своим началом. ноги идут пятками назад. как рак, Илья лежит на сухой земле, умирать – это продираться. ангел идет и ворон – один как овраг света, другой как овраг, в котором тьма. сам себе вложен в кулак нерожденной девой. они уходили от взгляда и в телеге везли огонь, уходящий от взгляда, как рождение или смерть – огненные кони, раскаленный до льда свет, кинутый в Солнце гнутый снежок. ночью в любой стране эти кони состоят из тебя. зеркало ума надо протирать от пыли, - это монах, ожидающий передачи печати. второй по дороге в зал увидел луну, сидит и смотрит. ни луны ни монаха. утром возвращается и пишет, шевеля иероглифы, вместе с вещами – ни зеркала нет сознания, ни пыли, ни отражения – нечего протирать. с матерью он стоит напротив горящей прачечной. ночь. медведь в руке, огонь, со сна все кажется продолжением того, что снилось, сарай во тьме громоздится драконом. мы живы или все еще спим, где продолжение этого короба из огня, сгорающего с тихим, беззвучным стоном?
БОРИС И ГЛЕБ, СТРАСТОТЕПРЦЫ
Едва друг из-за друга выступая, как сдвинутая карта иль страница из-под страницы, смысл приоткрывая, два всадника уходят из столицы.
Как будто сдвинули собою реку и поле с черным деревом и птицей, как будто бы пора открыться снегу из-за горы и уток вереницы.
Как будто бы пора уже открыться не только красной гриве из-за белой, но высвободиться и проявиться душе из-за натруженного тела.
Блаженной – из-за смертного, как роща, как колокольня смотрит из-за клена, мужчина из-за девы, как пороша из-за окна, простор из-за полона. Лучи к земле идут слегка наклонно, вниз головой, как бабочка из темной выходит куколки и как дитя из лона приходит в мир прозрачный и огромный.
Два князя скачут, жизнью выступая друг из-за друга, кровом из-за крова, как кровь и роща, цветом совпадая, и телом отделяя речь от слова.
Так выступает смерть из краткой жизни, и небо из-за купола простого далекий брод из-за глубокой сини, Единорог из бора золотого.
Так едут пристальной стеклянной рощей, и Днепр блестит, словно спина дракона. Двоятся буквы, их сливает почерк, и тень одна спускается со склона.
*** Л. З.
Стай птичьих мученик стекловидный! Куда отлетаешь лучом боковым убогим небо ль тебе желанно или другие формы в колбочках света вес перераспределяя
Он парус и крен, мученик власозвездный на луч нанизан как на жемчуг лесы рыба бьется на нитке но слов ни стона не скажет сгорает в срубе осенней в землю ушедшей рощи птичьим оком косит, пугливым, в сребре горячем
Брат мой, пилот рукокрылого самолета в одни мы крылья вросли в один клюв онемевший в одном запутались небе, кварцах его и глине одним живы словом, грудным, закостным
*** Сокол за пазухой в клетке грудной слогом заласканным поговори со мной
в ветре разросшемся мяукая и крича крутишься каруселью из синего кирпича
воздух под корень и вдох как косе трава на крючке висит твое небо моя голова
чумные слова говоришь – взлетишь не взлетишь чай не заяц в гостях, а кто – выговоришь сгоришь
вот летает он грудью по кругу косой звеня воздух в клюв положив – выговори меня
Эх сошлись кувыркнулись в нем с половицею потолок что за птица – не птица а крови грудной глоток торкаешь дергаешь в ледяном роднике неба ходишь один сам с собой льдинкою налегке что стрелец в расписном сапоге
кто ты птица кривая – палач или пришлый врач отчего что ни слово то крик то ль заплечный плач
отчего тебе клюв пока жив не вызволить из огня крыло на сердце положив – выговори меня
Говори со мной проживи со мной краешком да пером лезвием-топором речкой-речью кривой да головой живой.
*** Мертвый коршун – неба расправленное плечо упор коромысла в ключицу чтобы качнулись семь в равновесье сфер чтобы в распор еще восходил небом странник сдвигая упором синь
сверкнут озера монеткой и лоб раздвинутый зрит как двигает око холм забыв про носилок труд но грунт вошел под крыло и в вираже стоит загребая за свет, собираясь в разжатый круг
целуй подругу свою со спины чтобы ждала воздушной ямы в лопатках вообще ножа ах, ходят по речке яхты как по небу сокола все ищут крыла из света да верного крепежа
ЛЕБЕДЬ
Кто тебя создал, кто тебя сшил, влил в раковину ушную, там заморозил, взял, выпустил комом из заплаканных в снег жил, снова расширил, как люстры щелчок – в зал
с белой стеной, с заоконной звездой в бороде. Кто тебе клюв подковал и глаза золотил? В печень кто коготь вложил, сделал, что бел в воде среди черных семи в черепах филистимлян крыл?
Кто приставил лестницу к боку, чтобы наверх, вниз ангелы шли, пропадая за облака, исчезая в тебе и сходя упавшему ниц на затылок с косой, черным чудом грозы – в глаза.
Кто пламя зажег и вложил, как бензин, в рот, кто ракушки внутрь, чтоб кололись, гудя, зашил, чтобы ахнул ты ими, как полный от эха грот, постигнув, что за святой внутри у него жил?
На худо ли, на добро из левой Творца руки – к сердцу ближайшей, в отличие от остальных, – ты вышел на волю, словно в знаменах полки, кренясь и стреляя из пушек, мортир, шутих.
И кто из вас больше по весу, меру, числу, по свету фаворскому, по совести за края, святой или ты? Какому свезти веслу одного – без другого! – воскресшего, за моря?
Кто наносит больше в себя – тишины, огня, кто взаправду Христов один неразменный брат? Кто мертвую воду в ночи зачерпнет для меня, живую кто в губы вольет, как свинец, свят?
Потому-то и растопырена первая страсть, ночь, крыльями на весь мир, словно лебяжий брак, завалить чтоб не голым телом, а перьями смочь наполнить, чтоб дальше шла, в черепах овраг.
ТЮРЬМА НА ОСТРОВЕ
Рыбью кость вложи мне в рукав и глаза развяжи, и раздвинь этот остров ладонью, сырой, как ночь, выручалочкой-палочкой перестучи этажи, отломись, как земля, как краюха, не уходи прочь.
Звери чудные там за решеткой – Артем да Иван, плавники остры, как слюда, небрита щека, и грызут они воздух, как кость, словно град Ереван, и лакают луну, и роняют слюну, как река.
Ходят вдоль, поперек и хобот в окошко кладут, дотянуться чтоб легче до костяной травы, а за спинами их, как крыло, загубленные растут, мальчики, девочки, девы – из муки, из муравы.
Они живы тем, что им принесешь, – тобой. К ним лестница с неба ведет о семи ступнях. Сходит к ним ангел с отрубленной головой да Божья Матерь на убиенных конях.
Еще сходит ангел-губитель и Страшный Суд, ломает череп, как нижнюю к ним ступень, – он с кольцом в носу и черви его везут, что вскопали могилы окрестных семи деревень.
Пахнет хлоркой и потом, лекарством с мочой и тем ангельским лугом, что, будто бы зверь, живет глубоко сам в себе, а все, что снаружи – тень от его пожара, от белого дня сирот.
Он придет и взвалит на плечи остров с зверьми и пойдет отмывать, а потом к себе позовет. Поцелует в лоб, чтоб больше в крови не утоп, и в орлиные крылья, словно быка, впряжет.
Чтобы небо пахать да звезду называть не зря, чтобы плуг на земле мертвецов отворял в ответ. Чтоб втянула когти и пошла к водопою земля, и лакала из рук их черный, как бивень, свет.
К списку номеров журнала «БЕЛЫЙ ВОРОН» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |