АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Дмитрий Рябоконь

«Собрание стихотворений» Виктора Смирнова


Виктор Смирнов. "Собрание Стихотворений", издательство "Кабинетный Ученый", Екатеринбург-Москва, 2014, ТО "Уральский Меридиан", Екатеринбург, 2014. Тираж 500 экз. Руководитель проекта Евгений Касимов. Предисловие Олега Дозморова.

 

"Под стеклянною мухой,

                с бритвою в легких сожженных..."

 

Вторая книга поэта Виктора Смирнова (род. в 1957 г.),- "Собрание Стихотворений", включающая его стихи 1977- 2001 годов из шести книг,- книга Мастера. В ней есть все, что отличает настоящую, большую Поэзию: абсолютный слух и поэтический вкус автора, великолепная, порой "неправильная"  строфика с примесью "шероховатостей" языка и т.д. Но, главное,- яркая поэтическая индивидуальность. Отличительные черты поэтики Виктора Смирнова - доверительная, теплая, "домашняя" интонация, образная структура, вобравшая в себя все, близкое автору из Русской и Мировой Поэзии, выбранные темы, которые неразрывными узами связаны с природой, неточные рифмы- всегда срабатывают на 100 %:

 

Пейзаж с крестьянином в родстве,

французским, в солидольной кепке,

что с забродившим счастьем всех

стакан рукой сжимает крепко.

 

И радуга - расцветки шарфа

или кашне полушерстяного,-

а он дорогу долго шарит

и пьет из фляжки своей снова.

 

И мясо, молоко, картофель

поставит он на стол сосновый,

устав от трудных заготовок

неразношерстных разносолов.

 

          12.09.79

 

Но и это еще не все. Яркая поэтическая и, добавлю, человеческая индивидуальность проявляются в огромной доброте и незлобливости автора. Как известно, поэт - это "нерв великого народа", "через сердце поэта проходит трещина мира" и т.п. Поэтому, Виктору Смирнову, как поэту, особенно тяжело переносить неизбежно возникающие жизненные проблемы и мучения, связанные с ними. Иногда эта "жизни мука" настолько невыносима, что у него прорывается: "засраный", "распроблядский", "срака"... Но, тем не менее, поэт не злоупотребляет подобными словами. Он умеет вовремя остановиться, взять себя в руки. А от этого его стихи, да и книга в целом,- только выигрывают. Безупречный поэтический вкус и природная незлобливость, безусловно, как всегда, помогают Виктору. Жизнь для него становится "сестрой". Он принимает жизнь такой, какая она есть, со всем ее адом и раем. И снаружи, и изнутри,- в своей душе и в своем сердце. И, в конце-концов,- устанавливается Поэтическая Гармония, которая благотворно примиряет все низменное и высокое:

 

УЛИЦА КРИСТИН

 

Помешал недосып. День засраный,

понедельник на улице пыльной.

Я отправил по почте посланье

в перерыв от своей лесопильни.

 

Чу, размер! - он идет для элегий,

когда плачут за рюмкой в Бердянске,

когда из под глубокого снега

говорят навсегда до свиданья.

 

АЛЛИЛУЙЯ, КАК СИНЯЯ ПТИЦА,

запах горький, любимой сирени...

Это МАЙ-ВЕСЕЛЬЧАК веселится,

сапоги растоптав, обзеленив.

 

          13, 17 мая 91

 

Кроме того, читая стихи Виктора Смирнова, видишь, что он - поэт, впитавший в себя огромный пласт Мировой Поэзии, включая Великую, лучшую из лучших, Русскую. То и дело слышны его переклички с китайско-японской и греческой поэзией, с Калевалой, Байроном, Кольриджем, Эдгаром По, Галчинским, с Русской Поэзией восемнадцатого века, Фетом, Заболоцким, Пастернаком,- любимым поэтом автора. Так, например, из китайской классической поэзии он унаследовал образ лисы, которая мелькает в его ранних стихах довольно часто:

 

Окончился мороз.

Остались боль в висках,

похмелье тубероз,

твой рыжий хвост, лиса.

 

           24.04.81

 

Но, если говорить о взаимосвязях Виктора Смирнова с английской поэзией, в частности, и с Англией, в целом,- нельзя не упомянуть и о том, что знаменитая ливерпульская четверка "Битлз", ее музыка и тексты, также, не прошли для него бесследно и оказали немалое влияние на его творчество. Прочтите, хотя бы, такие его стихи, как "Элеонор Ригби", "Памяти Джона Леннона", или - "Памяти Линды Маккартни",- самого моего любимого стихотворения Виктора. В котором образ Линды Маккартни самым удивительным и органичным способом переплетается с образом Офелии Шекспира и с образом Офелии Фета, который Фет взял у того же Шекспира:

 

ПАМЯТИ ЛИНДЫ МАККАРТНИ

 

Как жаль, что она умерла,

умерла в расцветном апреле;

и, Господи, воля твоя,

и хвалу ей Ангелы пели,-

 

но здесь ее нужно, здесь,

ах, здесь ее не хватает.

По весенней большой воде

отсюда она уплывает.

 

А верной, вечной своей любви

Она не забыла, конечно,-

и мокрой розы живой изгиб,

и свой наряд подвенечный.

 

          23.04.98

 

И, что для меня самое удивительное, благодаря поэзии Виктора Смирнова, я больше начал любить родной Урал, который раньше, мягко говоря, временами вызывал у меня много негативных эмоций. Благодаря таким стихотворениям Смирнова, как "Со своей верхотуры я увидел сирень...", "Поминания", "Новый Панегирик Нижним Серьгам", "Веток яблоневых и вишенных...", "Я хвост кошачий тополиной пряди...", "Где дождь на Новый год заплакал...", "УПИ. Зимняя Сказка" и многих других,- Урал и Екатеринбург, в частности, становятся не только ближе, но и вовлекаются в орбиту Мировой Культуры. И я, как житель этого края, испытал неподдельную гордость за свой "Каменный Пояс". Что, опять же,- говорит о высочайшем уровне поэтического мастерства автора этой книги:

 

ПОМИНАНИЯ

 

1) 1981-1993 В память А.А.С.

Пусть Серебряное Копытце, бабушка, будет с тобой,

сполох самоцветный осветит тебе дорогу –

все выше и выше, к Готимне, к тем

райским цветам (а ты любила цветы).

Пусть Ангел небесный расскажет тебе дивные сказки:

про волшебников, про лису и медведя,-

и заступится за тебя перед Господом.

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И Господь пожалеет тебя, похвалит

и воздаст за ласковую душу,

за великую твою любовь земную

и за милую нежность.

 

5.03.93

 

В завершение моего разговора о "Собрании Стихотворений", хочется привести строки из "Стансов На Тему Восемнадцатого Века". Хотя эти стансы и посвящены Г.Р. Державину, несомненно, поэтическая и жизненная концепция "певца Фелицы" идентична поэтической и жизненной концепции Виктора Смирнова:

 

"На кифаре он играл,

мирт он пел, не кипарис..." *

* Мирт - символ любви, а кипарис - смерти.



К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера