АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Наталия Лихтенфельд

Марк Уральский. Небесный залог. Портрет художника в стиле коллажа


Марк Уральский, «Небесный залог. Портрет художника в стиле коллажа»
М.: Вест-Консалтинг, 2013

Марк Уральский — в прошлом активный участник литературно-художественной группы «Мансарда», московского Клуба Поэтов и литературного семинара при журнале «Юность», автор книг «Камни из глубины вод» (2007 г.), «Немухинские монологи: портрет художника в интерьере андеграунда» (2011 г.), «Избранные, но незванные: историография независимого художественного движения» (2012 г.), опубликованных в издательстве «Алетейя», продолжает свой разговор о неофициальном искусстве и его представителях книгой в жанре литературного портрета «Небесный залог. Портрет художника в стиле коллажа» (издательство «Вест-Консалтинг», 2013).
Это не просто биографическое повествование о жене писателя — Анне Розановой, но и рассказ о ее творческом пути на фоне истории советского андеграунда, эпохи перестройки и 4-й волны эмиграции из России. Это книга о судьбе русской художницы и судьбе русского искусства в его эстетическом инакомыслии. Благодаря личному знакомству героини и автора книги с выдающимися людьми, имена которых вошли в историю мирового изобразительного искусства, литературы, театра, читатель узнает много интересных фактов, доселе неизвестных, из их биографий.
Это Владимир Немухин, с которым Анна Розанова познакомилась в 1998 году, живя уже в Германии; Лев Кропиивницкий — известный художник и поэт андеграунда, представитель «лианозовской школы» как и Генрих Сапгир; А. Парщиков, В. Кузьмин, А. Ерёменко, И. Кабаков, Д. Пригов, В. Некрасов и многие другие.
Художница Анна Розанова, много занимавшаяся коллажем в 90-х, сама становится объектом литературного коллажа, так как портрет ее представлен в переплетении с воспоминаниями о людях, оставивших свое слово в искусстве, что, в какой-то мере, подтверждается цитатой из Генриха Сапгира, приведенной Марком Уральским: «Жизнь — скорее густая жидкость, чем твердое тело. И все явления не имеют четких границ и несколько перемешаны, при этом очертания все время меняются: одно затекает на другое. Любое определение и схема условны».
В книге множество репродукций с живописных работ Анны Розановой и других художников. Привлечет любителей искусства авторское исследование различных художественных направлений и школ в рамках авангарда — от изобразительного искусства до умозрительного.
Не только интересны, но и уникальны фотографии с выставок, дискуссий, вечеров, дружеских встреч. Фотография Г. Краузе «Прощальный танец на проводах в Германию: Анна и Лев Кропивницкий. 1992 г.» настолько фактурна, что с нее можно было бы написать картину.
Книга обильно снабжена цитатами (Г. Сапгир, А. Самарцев, Э. Лимонов, Д. Пригов, В. Тучков, В. Некрасов), гармонично дополняющими литературные портреты и отражающими дух времени, нонкомформизма. Есть стихи и самого автора — Марка Уральского, который в книге скромно именует себя «муж Анны» и старается отстраниться от повествования. Несмотря на отстранение, мы не можем не заметить его непосредственного присутствия, участия почти во всех событиях, которые касаются не только главного персонажа — Анны Розановой, но и ключевых моментов времени, искусства.
Перенасыщенность именами и событиями, о которых говорит в послесловии А. Самарцев, можно считать, скорее, достоинством, чем недостатком данной книги, так как коллаж — технический прием в изобразительном искусстве, а в данном случае — в литературе, уже подразумевает перенасыщенность фактами, вытекающими один из другого, переплетающимися, но в то же время представляющими к рассмотрению свой отдельный, увлекательный, эксклюзивный мир.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера