Юлия Подлубнова

Просто?

Андрей Торопов. Просто: Книга стихотворений. www.promegalit.ru. (Поэтическая серия «АРеаЛ»)


 


Мне очень жаль, что книга Андрея Торопова, в которую вошли избранные стихотворения , выглядит непрезентабельно: выходные сведения не содержат ни указания на город, ни обозначения года издания. Книге присвоен ISBN, она приятно оформлена, но всякому берущему ее в руки вряд ли понятно, кто ее издал: портал ли «Мегалит» (ссылка на который находится прямо на обложке) и курирующий проект Александр Петрушкин, или это инициатива Андрея Торопова, заручившегося поддержкой раскрученного интернет-ресурса. Принципиально не стала обращаться за разъяснениями ни к тому, ни к другому, тем более что сложилось хорошее впечатление от прочитанного.


Если же отвлечься от эмоций, то стоит заметить, что сама по себе эта книга стихотворений может считаться безусловным явлением в современной уральской литературе, равновеликим таланту ее автора, поэта интересного, хотя порой и предсказуемого, как бывает предсказуема самовоспроизводящаяся поэтическая традиция. Издание включает стихотворения, написанные с 2000 г. по наши дни, состоит из трех разделов, каждый из которых по-своему репрезентует Андрея Торопова: вот избранные стихи до 2009 года (перепрочтениереинтерпретация, моделирование обновленного образа автора), вот попытка поэмы «Мария» (никакая это не поэма, вас обманывают), вот самое новое, перекрывающее по объему остальное. Все это в совокупности дает представление об особенностях творчества Андрея Торопова, и можно смело утверждать, что книга с нарочито незатейливым названием опрокидывает стереотипы и читательские ожидания от поэзии этого автора.


В частности, составитель книги и создатель предисловия Дмитрий Рябоконь указывает в качестве важнейшей характеристики «Поэтической Системы» (оставляю прописные буквы, как в предисловии) Андрея Торопова «поэтический наив», связанный с установкой на продолжение традиции обэриутов, которые кроме «зауми» «писали и простые, наивные стихи», вспомним поэзию Николая ОлейниковаТороповские подборки, которые ранее мне попадались, а также его выступления наразличного рода мероприятиях (кстати, немногочисленные), привели к формированию похожих, если не сказать тождественных представлений о его творчестве. Да и название книги эти представления отнюдь не сводит на нет. Однако — и тут сделаем небольшое отступление — порой случается так, что поэт, решивший написать что-либо о стихах другого поэта, не только и не столько характеризует объект речи, сколько обосновывает свое «поэтическое зрение». Например, Юрий Казарин, который, о ком бы ни писал (а предисловий из-под его пера вышло множество), пишет пора­зительно однотипно: он всегда говорит о самом сокровенном, не распыляясь. Так вот, установка на простоту и поэтический наив более всего характерна как раз для текстов Дмитрия Рябоконя, а потому, как это нередко бывает, он несколько экстраполирует.


Да, пара-тройка текстов действительно наивных в «Просто» найдется, их наивность не игровая, а, скорее, неосентименталистская, идущая от эмоциональной непосредственности автора, осознанно выносящего ее на всеобщее обозрение: это и художественный прием, и одновременно декларация субъективности, исповедальность.


 


Мне не больно! — кричу. — Мне не больно!


Мне не больно — как хочешь живи…


Я оставил тебя в этом поле


Умирать без меня и любви.


 


Далее в книге нашла один игровой концептуалистский текст, который вполне сродни текстам Вс. Некрасова: «Водки бы бутылку — одну или две» (повторяется 5 раз). Шутки шутками, но этими строчками очерчивается пространство частного человека, кстати, единственно возможное в поэзии Андрея Торопова. Отсюда и популярная в книге алкогольная тематика, предполагающая уход героя от социального зла в бытовой гедонизм, — проверенный теми же Николаем Олейниковым, концептуалистами, некоторыми уральскими поэтами и сто раз задекларированный в литературе способ эскапизма. Это позиция неучастия, самоустранения — этическая, и хотя зло здесь не называется злом и с ним никто не борется, но и оправдания ему нет, его вообще по-буддистски исключают из жизненного сценария. Отсюда же иобэриутско-концептуалистское «Детское», замаскированное под детский стишок.


Природа заявленной автором и составителем книги «простоты» довольно сложная и уводит к нескольким источникам. Так, для Торопова важен поэтический опыт Осипа Мандельштама начала 1930-х гг., о чем, например, свидетельствует стихотворение, открывающее книгу и восходящее к знаменитому «Жил Александр Герцевич…» 1931 года.


 


Ах, Андрей Николаевич,


Алкоголик чаевич.


 


Что же тебе не пишется?


Что же тебе не дышится?


 


Старая песнь избитая —


Та клевета ядовитая.


 


Просто поешь, как дышится,


Просто живешь, как пишется.


 


Кроме очевидной декларации поэтического метода (пишу, как дышу) и жизненного кредо (живу, как пишу), которые во многом созвучны методу и кредо позднего Мандельштама, текст содержит оценку времени и условий существования поэта. Страх, тревога и их преодоление, и снова страх, тревога, и снова преодоление — гармония не достигнута, и вряд ли ее достижение возможно, — вот о чем пишет Андрей Торопов. В книге есть по-мандельштамовски скрытое, зашифрованное отчаяние, которое иногда вырывается из пределов всех шифров, опрокидывает их, проговаривается, становится почти надрывом, однако за отчаянием у поэта следует спокойствие, недолгое, зыбкое, какое есть. Мандельштам Андрея Торопова иногда превращается в эмигрантского Георгия Иванова, внимательно читающего, любящего Мандельштама, но уже не подражающего никому.


 


Только страшная рифма зеркальная


Возвращает обратно меня


В бесконечное и обручальное,


Что всегда ожидает меня.


 


Экзистенциализм «парижской ноты» и простота Николая Олейникова — на выходе получаем «Просто» Андрея Торопова. Или же: Олейников минус игровые стратегии обэриутов плюс обостренное ощущение экзистенции и интертекстуальность (от Лермонтова, Чехова и Анненского до Тарковского, Бродского и современников)…


Все бы было именно так, если бы эта книга вышла этак в середине ХХ века, например, в ленинградском самиздате (Ленинград — устойчивый топос, даже символ стихов Андрея Торопова) или в эмиграции. В наши же дни «Просто» невозможно читать вне контекстов поэзии русского постмодерна, опыта лианозовцев и концептуализма, который, как уже отмечалось, учтен и зачтен Андреем Тороповым. Можно добавить сюда прочитанного Губанова, но Губанов — это разрыв нормативных жизненных сценариев, а автор «Просто» не идет на резкие разрывы, потому все-таки опыт концептуализма с его осознанно маргинальным героем, но безжизнестроительных практик превалирует.


Поэт охотно погружается в быт, рассматривая под увеличительным стеклом детали, частности, любуясь ими, но без излишней эстетизации и вообще безэстетизации, а по-детски, с готовностью поделиться своими наблюдениями и маленькими открытиями с кругом самых близких людей. Быт в таком случае становится только поводом для самого важного разговора о жизни и судьбе.


 


Он кофе пил под Rolling Stones


И на работу выходил,


Садился по субботам в поезд


И ехал к дочке. Так и жил.


 


Это напоминает также творческий метод позднего Тимура Кибирова, выросшего из концептуализма в поэта экзистенциальной напряженности.


Наконец, еще один контекст, без которого нельзя читать книгу Андрея Торопова, — Уральская поэтическая школа. И здесь я вижу целый ряд пересечений со старшими современниками автора. Например, «Восьмистишия зимы 2008–2009» — большой привет Юрию Казарину. «Ленинградский цикл» заставляет вспомнить Бориса Рыжего. В книге есть посвящение Олегу Дозморову. Где-то в текстах мелькает Михаил Выходец. Про Дмитрия Рябоконя я уже сказала. Собственно, все названные имена, их творчество — мощный пласт почвы, без которой не было бы Андрея Торопова, это понятно. Однако хотелось бы избежать упрощений даже в случае с напрашивающейся на них своим названием книгой.


Если смотреть типологически, то тороповская поэтика созвучна тому, что делают два таких не похожих друг на друга уральских поэта, как Санников и не очень известный, но интересный тагильский поэт Алексей Миронов. Простота здесь — именно отсутствие лишнего, засоряющего поэтическое восприятие мира. Отсюда и некое рассеивание зрения: перед нами вроде бы конкретные детали окружающего, но вроде бы и мираж, который в любой момент готов исчезнуть.


 


Может быть — это ад


и я умер уже, —


как мне это узнать


в собственном мираже?


 


Может быть, это ад,


может быть, это рай


собственный ленинград… —


Больше не умирай.


 


Поэзия в таком случае становится разговором не только о жизни, но о жизни и смерти, не без банальностей (сильная укорененность в традицию, которой посвящена чуть ли не вся рецензия), но все-таки с той «последней прямотой», столь необходимой именно настоящей поэзии.

К списку номеров журнала «УРАЛ» | К содержанию номера