Константин Латыфич

Из таблиц Междуречья. Стихотворения


Таблица XI

                      
                                                       …отпускай хлеб свой по водам. (Еккл. 11, 2)

Человек не судит о пыли, которая падает на сандалии и рад, что они в песке
горячем – в полдень, и холодном  -  в полночь, и поэтому он на плач Гекубы
в далёкой стране, откликается как на близкий, и, рассеивая его в своей тоске
от пустыни перед глазами и пустыни в памяти, уже не в плоскости, но в кубе,
чьи грани подвижны и недостигаемы, видит, что к шедшей косяками треске
во всех океанах стремятся акулы. И соль мешается с кровью на каждом зубе.

Там аппарат, потерянный телескопами, сигнал подаёт и ответа уже не ждёт
на весть о планетах, синих и ледяных, на весть о калёных планетах красных.
О метановых грозах и серных ливнях, о том, как древовидная молния шьёт
коричневые облака. И каждый удар, совмещаем с мыслью о шаге властных  
царей по террасам садов, под которыми колесо вращают рабы, и воду льёт
из кожаных вёдер на принесённую землю - Смотритель, и цветение разных

кустарников и деревьев рассыпается белыми купами в чистый ультрамарин.
Их ветви стремятся вверх над каждым ярусом, над прямоугольным камнем.                                                                
Они полнят пейзаж изгибами, стирая в нём смерть, как снимает жар аспирин.
Так два слова: «прости меня» - утоляют боль, что размотана укором давним                                            
в мышце сердечной  - волокнами. И сразу не кислым становится мандарин
во рту, но сладким на вкус. И с гулким, размеренным боем тимпана ранним:

человек про себя произносит: «Там где, в  туннелях не распадаются костяки,
рядом глиняные птицы  взлетают с ладоней, и, хлопая в такт крыльями, цели                                                    
не ведают. Им всё равно каким будет берег, и какие маслины выросли у реки.
Для них небеса – ковчег, а облака изменяют ритмы для медленной ритурнели*
теней от них: на снегах Джомолунгмы, на травы саванн и степей, и богиня Ки**
их не притянет к себе». С чёткостью метронома и лёгкой точностью акварели                                                                                
они разгоняют темп кружения  дервишей в танце и, в такт с ним, всех стрекоз  
над оградами палисадников, мошек над керосинками и кисточек над оригами
И в хороводах столбы переходят в вожжи. И шорох метели с запахом тубероз ***                                                    
отливаются в слоги, которые,  будто сено с пастбищ, удерживаются стогами                                                                                                            
протуберанцев солнц, опаляющих Волопаса, что догоняет под самое утро Воз****
и продолжаются пульсом артерий: то ровно, то с аритмией, и своими шагами

тогда, каждый, кто пробует идти, измеряет судьбу как переменную величину
заключённую в квадрат кабинета, борозду на пашне, колею на ледовом круге
спидвея, до остановки, где, как в цезуре, возможно до конца любую свою вину
признать. Там опознают себя, касанием лба о лоб, засыпающие друг на друге.
И «Boing» перед посадкой выпускает шасси, субмарина на заданную глубину                                                                                                          
уходит, дважды два равняется четырём, и боевому всаднику форма подпруги

и седла для лошади ясна, как астроному понятен час взрыва сверхновой, краб
туманности от неё, и взлёт бабочки над абрикосами для рисующего иероглиф
на рисовой бумаге, там причина для до диеза «Лунной» сонаты, и там баобаб
вставшему под ветви его, исполняет желания, там по древесной коре апокриф  
и по камням погоду вслух читают волхвы; толкователь - шут, ясновидец- раб
-  цари над царями; железные столпы не заржавеют; силой льва и орла Гриф****

хранит тех, кто на стадионе ждёт гола, меняет деньги на деньги, и в аэропорт
на такси спешит, множит себя «В Контакте» и «Одноклассниках», и, забивая
новые номера в iPhone, надеется помнить о них, выходя и на теннисный корт.                                                  
Тех, кто карту в «Spa-центр» заказывает за три месяца, и, про себя повторяя
названия из каталога туриста, старается не перепутать их, чтоб фьорд и форт
остались фьордом и фортом, кто горд новым выбором Руководителей, кивая

на их последние рейтинги; всех, кто на параде военном, в сплошном строю
сводит каблуки единым щелчком, и кто на демонстрациях своим протестом
доволен, кто нефтяную скважину бурит среди барханов, кто на самом краю
Северной земли в заснеженной тьме зажигает фонарь, и кто доволен местом
на садовой скамейке у бани, с журналом кроссвордов, в близком своем раю.
И всех, кто, ступая на тени набухших почек берёз и лип, спасается крестным

ходом. Там, вера во всё то, что есть, заводит пульсары, и, ускоряя их оборот,
сжимает до ядер текучих, чтоб с каждым выдохом все они жгли повсеместно
пустоты, где ноль по Кельвину, чтобы словом живым полнилось горло и рот                                                                                                  
вслух мог говорить без страха быть неуслышанным, и, с хмелем или пресно
приготовленный, этот хлеб легко отпускался по водам, когда лодки - в порт                                  
от плотин плывут по Евфрату и Тигру, и когда баржам с кораблями не тесно



на Волге и Днепре, и к тем прибивался течением тихим и течением быстрым,
кто ищет его, путая скрижали с конечными правилами не им придуманных игр,
кто боится стать нищим и поэтому мечтает побыть банкиром или министром;
кто плутает по супермаркетам, где январские распродажи, словно слезу и сыр,
с будущим счастьем пытается совместить,  и для того по большим канистрам
разливает вино; и кто от грусти захлопнул зонт, и в плаще, протёртом до дыр,

под августовским ливнем хочет промокнуть. Для них тот, чей зёв окреп, в дар
единым глаголом: «быть» - удаляет возможный пробел, не оставляя для: «либо»
мест, и в этом глаголе не всё кончается, не остывает до льдов, и лесной пожар                                            
не настигает в нём никого, и поезда с полустанков  отходят в тайгу Транссиба.                                                                                           И кто повторяет его, тот полую сферу сам обращает в цельный и плотный шар.
И услышит тогда везде: «Это будет так», и в ответ напишет всегда: «Спасибо».

13.01.2013 г.




*Ритурнель - в танцевальной музыке — вступительный и заключительный инструментальный отрывок в танце. Часто звучит рефреном.

**Ки - в шумеро-аккадской мифологии — богиня земли, богиня-мать, супруга бога Энки.

*** Столбы - первая фигура хоровода. Действо, которое символизирует продолжение рода. Вожжи  - вторая фигура хоровода, когда его участники движутся змейкой с постепенно уменьшающейся амплитудой.

**** Созвездие Волопаса заходит в северном полушарии вслед за созвездием Большой Медведицы (Возом) под утро. Тому есть и литературное  свидетельство: «Вслед за Возами идет Волопас, заходящий под утро». (Арат Солийский, «Небесные явления».)

***** Гриф – одно из названий Грифона, состоящего из небесной(орёл) и земной(лев) сущностей. Эти существа в мифологии Месопотамии определялись как носители божества, впоследствии – херувимы.

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера