Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Андрей ПустогаровОб авторе: Родился в 1961 году во Львове на Западной Украине. Окончил Московский... |
Оксана БутузоваОб авторе: ... |
Владимир ЕрмаковОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Евгений ЕвтушенкоВспоминая счастья и расплаты все. Стихотворения* * * Вспоминая счастья и расплаты все после стольких пережитых лет, что же предстоит ещё – расплакаться или улыбнуться напослед? Разве было кем-нибудь доказано: жизнь – она страшна иль хороша? И была ли до конца досказана хоть одна ушедшая душа? ВСЁ БЫЛО ПО ПРИКАЗУ Алексею Пивоварову – замечательному кинодокументалисту, с болью рассказавшему в своих фильмах о Великой Отечественной, о тех окруженных солдатах и офицерах, кого иногда называли «предателями и, когда они были вынуждены отступать без боеприпасов, а иногда и без оружия, их беспощадно расстреливали заградотряды. Предатель, не предавший никого, он знал – солдатам было каково. Всё было по приказу. Пуля в лоб, когда он отступал и пал в сугроб, и сам свои кишки в сугробе сгрёб, и всё-таки пошёл вперёд, качаясь, от собственного выхрипа отчаясь: «Я не преда...», - и с кровью - «Я не пре...», - чуть хрупнуло под Ржевом в декабре и очередью горло перере… Не надо слов о зле или добре… И вообще не надо больше слов. И упаси Господь от этих снов. ЦИРК НА КЛАДБИЩЕ Там, где Чёрная Речка впадает в лагерь «Вторая речка», тело Осипа Мандельштама не скажет уже ни словечка. Он теперь не попробует снова душистого «Асти Спуманте», говоривший про жизнь и про смерть с Хо Ши Мином, Сталиным, Данте. А воронежский цирк, словно кремовый торт, будто он из кондитерской Сталина спёрт, был решеньем обкомовским нелюдским здесь воздвигнут над кладбищем городским, И, смахнув и кресты, и надгробья при помощи разных махин, парк разбили поверх оскорблённых могил. Говорят, что под клумбой могила одна, до сих пор безымянных убитых полна – им в затылках оставили пули только дырочки-крохотули. Под цветами здесь яма. В ней – душа Мандельщтама, и цветами восходит она. А ночами бессонница мучает цирк, и взвивается визг обезьян, лошадиный разносится фырк, и затравленно мечется какаду, как в аду, и рычат, трюковать не желая на кладбище, львы, слыша стоны покойников из-под травы. Неужели, забыв свою гордость и честь, цирк на кладбище - это Россия и есть? ВОЗДУХ СВАДЬБЫ Ах, Англия, приёмная мать герценовская, гляди, как осенённая крестом, сияет пара кембриджская герцогская, возможно, королевская потом. В аббатстве так надушенном Вестминстерском и лорды даже чуть навеселе, и головы всем кружит весть всемирная о самой главной свадьбе на земле. Завидуем – как англосаксы сдержаны! Где грубости? Где крик «лей-не жалей!»? Во сне выходят на Руси все девушки за будущих английских королей. И где-то – в Оклахоме ли, Дижоне ли – утешат разве девичьи сердца десятки тысяч копий, так дешевеньких, для них недостижимого кольца? И вовсе не считается провинностью, что, словно символ редкостных минут, торговцы где-то в аглицкой провинции в бутылках воздух свадьбы продают. Я вспоминаю свадьбы сорок первого, как я плясал для плачущих невест, а смерть уже глядела, как соперница, на их забритых женихов отъезд. Хочу вкатиться в моё детство кубарем, чтоб в нём воскресла вся моя родня, и мы бутылку горькую откупорим с тем воздухом, что вырастил меня. ГОЛОС ОТЦОВСКИЙ Голос отцовский, читающий на ночь Гомера по-гречески, и колокольцы в Рязани, - как это всё так по-русски и по-человечески, будто из сказки грибы с глазами. Это не страшно, когда мы лишь нежные грешники, а вот когда подлецы, то подыщут для нас наказанье Кто? Да и голос отцовский, читающий на ночь Гомера по-гречески и колокольцы Рязани. Детушек ваших кормите и кашею гречневой, и воспитуйте стихами, спасительными, как образами, голос отцовский, читающий на ночь Гомера по-гречески, и колокольцы Рязани. Наша Россия опомнится и потихоньку подлечится, будет достойна свободы и новых сказаний, лишь продержись, русский голос, читающий детям Гомера по-гречески, и продержитесь и вы, колокольцы Рязани! НЕДОПРОЧТЁННОСТЬ От страха мыслить, просто лени, Недопрочтя веков дневник, мы совершаем преступленье недопрочтённостию книг. Недопрочтённость чьих-то судеб в не трогающем нас былом нас беспощадно после судит, и наказанье – поделом. Полупропущенные главы, где чьи-то слёзы, чья-то кровь, отмстят бесславьем вместо славы и кровь и слёзы будут вновь. Что, впрочем, блеск сокровищ книжных, когда сотрут лицо с лица недопрочтённость самых ближних, с недопрочтёностью Творца. К себе самим жестокосерды, в душе всё лучшее губя, мы - легкомысленные жертвы, недопрочтённости себя. ТОСКАНСКИЕ ХОЛМЫ Меня, конечно, радостью покачивало, когда в какой-то очень давний год, я получал в Тоскане премию Бокаччио, но ощутил – вина меня гнетёт. Не проступили на руках ожоги, но понимал я, что беру чужое, Я сбился вдруг. Меня все подождали, и я заговорил о Мандельштаме. Ведь нечто видел он поверх голов, нас, ещё агнцев, на плечах таская, «от молодых воронежских холмов к всечеловеческим, яснеющим в Тоскане». И на такой ли все мы высоте, проигрывая с бескультурьем войны, и получаем премии все те, которых лишь погибшие достойны? * * * Простить ли неразумную толпу, когда она, в раздумье не помедлив, к позорному лишь для себя столбу учёных волокла или поэтов? Что толку после в покаяньях лбом в пол биться? Запоздалая сумятица. Позорный столб становится столбом истории... Когда она спохватится. К списку номеров журнала «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |