Платон Беседин

Богатые тоже плачут: Алексей Слаповский. Большая книга перемен. – М.: АСТ, «Астрель», 2011. – 640 с.


Беседовать с людьми начитанными, конечно, всегда приятно, но с теми, кто книги в руки берёт реже, чем избирательные бюллетени, говорить тоже весьма любопытно. Можно, например, наглядно исследовать трансформацию сознания современного потребителя, захлёбывающегося в море информации и страшащегося быть с головой накрытым волной новых знаний.
Распространённый ответ: на чтение не хватает времени. Веришь в это с трудом, особенно глядя на скучающие, постные лица пассажиров метро, блуждающих по рекламным наклейкам и лицам попутчиков ленивым взглядом, в котором порой проскальзывает надежда, что вот сейчас он наткнётся на нечто особенное, но нет: всё те же мины, всё те же объявления.  Дело даже не в отсутствии времени (его вполне хватает на сёрфинг в соцсетях и гипноз телевизором), а в том, что книга утратила статус не только авторитетного источника информации («пишут всякое»), но и объекта досуга, развлечения. Между тем, по исследованиям британских учёных, чтение – лучший способ снять стресс. Но в когда-то самой читающей, а ныне самой смотрящей стране в мире, особенно в провинции, чтение превратилось в элитарную забаву, придурь, а книга – в бесполезный атавизм.
Поэтому находчивые писатели адаптируются. Отсюда и обилие книг-сценариев, мода на которые зародилась в США, где авторы, живущие на экранизации, стали изначально создавать книгу как сценарий к будущему фильму. В современной русской литературе один из ярких примеров такой прозы – произведения Алексея Слаповского. Пример, надо сказать, удачный.
Алексей Слаповский - писатель плодовитый: выпускает минимум по роману в год, а есть ещё рассказы и пьесы, не говоря уж о сценариях (например, к «Иронии судьбы-2»). Объяснение такой завидной работоспособности дал сам автор, живущий по принципу «ни дня без строчки». На вопрос, как привлечь музу, Слаповский со свойственной ему иронией отвечает: «Ну, я же сел за стол, куда ей деваться?».
«Большая книга перемен», последний роман автора, напрямую перекликается с китайской гадальной Книгой перемен. Каждая глава не только носит название одной из гексаграмм И-Цзин, но и во многом сходна с ней по содержанию. Любопытно, но в названии скрыта ещё одна перекличка – с национальной премией «Большая книга», в финал которой вышел роман Слаповского.
Чтение этой книгу – процесс увлекательный. «Большая книга перемен», которую сам автор, считает своим лучшими трудом, действительно, немаленькая, и в ней, правда, достаточно перемен. Неожиданных развязок и поворотов сюжета хватит на десяток других произведений – в общем, чудеса на писательских виражах от Алексея Слаповского.
Место действия – провинциальный город Сарынск (слово «сарынь», кстати, разбойное, так что бандитов в романе хватает). Провинциальный журналист Илья Немчинов получает заказ от Максима Костякова: за приличный гонорар написать книгу о его старшем брате Павле, ныне депутате и хозяине города, а в прошлом классическом бандите девяностых со шлейфом сомнительных дел и делишек. Например, есть слух, что третьего Костякова, Леонида, братья утопили в реке, потому что тот возжелал жену брата своего.
Таких историй и предысторий в «Большой книге перемен» великое множество, такие себе провинциальные «Богатые тоже плачут».
Кстати, с числом три в романе связано многое. Есть ещё три друга, бывшие одноклассники, любившие в школе одну девушку. Теперь она смертельно заболела, но зато есть её дочка, чувствами к которой – история повторяется – воспылали не только трое друзей, но и большая часть мужского населения Сарынска.
Персонажей в «Большой книге перемен» Слаповского множество, вся книга - калейдоскоп судеб и жизненных историй, которые переплетаются друг с другом в единый витиеватый сюжет, за который читателю, как за нить Ариадны, нужно цепляться, чтобы выбраться из лабиринта пластов текста. Сделать это, в принципе, не сложно, интерес постоянно подогревается новыми поворотами повествования.
Метафизика в романе сведена к нулю; Слаповский предпочитает действие в лучших образцах американской прозы; на ум приходят произведения Нормана Мейлера, написанные в восьмидесятых годах прошлого столетия.
Однако главная судьба, выписанная Алексеем Слаповским в «Большой книге перемен», – судьба постсоветской провинции, которая, как картинка дефрагментации жёсткого диска, медленно рушится, осыпается, умирает. И вместе с ней рушатся судьбы и жизни людей и поколений. Разворовано. Продано. Пропито. Сломано всё.
Несмотря на кажущуюся простоту, Алексей Слаповский написал роман не столько эпохи, сколько территории. При этом  читается он легко, увлекательно. Сомневаться в том, что по нему снимут фильм, не приходится, но это будет в ближайшем, дай Бог, будущем, а пока «Большая книга перемен» – отличная альтернатива сериалам.