Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Спонсоры | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Виктор ЦеберябовОб авторе: Поэт, художник. Член литературного клуба «У... |
Александра КолосоваОб авторе: ... |
Анна ЦаякОб авторе: Член литературного общества «Немцы из России», Международной... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Галина МещеряковаКак времени пойти наперекор. ОчеркВещь, остановившая наше внимание, рождает идею. Так же, как идея рождает вещь. Мир идей – и мир вещей. Переход от одного к другому осуществляется через энергию Творения. Вещи, которыми окружает себя человек, несут информацию о культуре и обществе. О нормах поведения и отношениях между людьми. О ценностях, которые для них значимы. Творить красоту – создавать информацию – увеличивать разнообразие мира. А когда мы сталкиваемся с сотворённой красотой, рождается идея открыть её для мира.
Красота соединяет. Красота облагораживает. Красота поднимает дух. Что-то подобное произошло и со мной, когда я, казалось бы, совершенно случайно, натолкнулась на предметы из мастерской художника Петра Нилуса. А именно – его мольберт и хрустальные бокалы, шесть штук щерблённых бокалов русского старинного хрусталя. Пили из них – сам Нилус, Евгений Буковецкий, Иван Бунин, Алексей Толстой и, наконец, Валентин Катаев. Легенда? Возможно, в какой-то части, но подлинно то, что эти вещи действительно из мастерской П. Нилуса. Их бережно хранила семья художника Зайченко, который двадцать лет проработал в его мастерской. У меня дух захватило, когда я их увидела. Сработала энергия мёртвой культуры, так часто мощно действующей на живое, будя воображение. «Материя есть возможность, форма же – энтелехия», то есть воздействие. Это определение ввёл ещё Аристотель. И что же делать? Как быть? Это только вещи-реликвии. А деньги? Когда столько всяких «нужно». Очень долго я привыкала к мысли, что не удержусь, куплю. Меня в этой трате никто не одобрял, ни знакомые, ни близкие. И вот, приехала из Киева искусствовед Наталья Романова. Я ей всё рассказала – о мольберте самого Нилуса! И о бокалах с их щербинами тоже. Её ответ был однозначен: «Со щербинами? Брать обязательно». Это всё решило. Прочувствованная синхронность восприятия вещей, скорее – идей. Человек с чуткой интуицией всегда чувствует напряжённость информационного поля. Вещи в поле нашего зрения стимулируют воображение. «Вещи – тени идей», по Платону. И если идея совпадает с нашим творческим устремлением, то это уже процесс сотворчества. В какой-то момент мы соединяем себя с тем, что попало в поле нашего зрения, вернее, восприятия. Это уже коллективная идея творения. Давно замечена синхронность в совершении открытий. Напряжение мысли рождает определённую идею – образ. Он живёт, часто созданный способом независимого коллективного творчества. И тогда начинают происходить «чудеса». Со всех сторон на вас идёт информация об идее, возникшей в вашем воображении. Так было и с появлением этих предметов: мольберта и бокалов. Следом пришли два альбома – «Пётр Нилус», составленный искусствоведом одесского Художественного музея Людмилой Анатолиевной Ерёминой и «Письма из эмиграции» Петра Нилуса (составители – Л.А. Ерёмина, В.А. Абрамов и Н.С. Полищук). Всё это единовременно. Вот так – материализовалось из пространства. Ведь существовало оно уже, а пришло только сейчас. И, объединившись, дало идею воскрешения памяти этих многих, ушедших славных людей. Они жили и творили в нашем городе. Их работы представлены в Художественном музее: Нилус, Буковецкий. Фигуру одесского художника Евгения Иосифовича Буковецкого (1886-1948) можно с полным правом назвать одной из ключевых для культурной жизни Одессы конца XIX – начала XX вв. Его дом, где сначала по четвергам, а затем по воскресеньям в течение многих лет собирался цвет местной интеллигенции, был одним из самых значительных «культурных гнёзд» города. Мы как-то были в Ереване. Это единственный город, где на центральной площади располагаются правительственные здания и рядом, такой же громадой, музей. Где чтится память ушедших людей творчества – их мастерские превращаются в мемориалы. Доступ посетителей свободный в определённые часы и дни. Более того, опять-таки в определённое время, вы можете посетить мастерскую художника, чьё творчество вас заинтересовало. У нас, в Одессе – дома художников: Буковецкого на Княжеской да Степанова на Лидерсовском бульваре вполне могли бы быть такими мемориалами. Но нет в нашем городе ни одной мемориальной мастерской. Литературный музей сохраняет в своей экспозиции кое-какие вещи из дома Буковецкого. И это всё, что напоминает нам о жизни и творчестве этих художников. Вот оттуда, из тех далёких времён пришли ко мне вещи: мольберт и бокалы, и потянули за собой альбом Л.А.Ерёминой, и ещё книгу «Письма из эмиграции». Случайностей не бывает. Потоки ментальной информации в каждое мгновение многократно пронизывают пространство. «Мир есть текст. Мы живём внутри грандиозного текста». Уловить этот текст не просто. Но, вот иногда, в силу каких обстоятельств – непонятно, он сам собой раскрывается нам, и уже к первой информации подтягивается и всё остальное, дополняя, расцвечивая и осмысливая. Откуда-то пришло и стало нашим. Бунин творчески тесно связан с художниками Южно-Русского общества. Он жил в доме у Буковецкого. Общался с Нилусом и, думаю, пил из тех бокалов, что пришли из мастерской Нилуса. Из статьи В. Нетребского: «В 1918 году в альманахе “Творчество”, №2, был напечатан один из самых загадочных рассказов И.Бунина “Сны Чанга”: “…Возвращаясь с кладбища, Чанг переселяется в дом своего третьего хозяина – снова на вышку, на чердак, но тёплый, благоухающий сигарой, устланный ковром, уставленный старинной мебелью”. Такие чердаки случаются только в Одессе и только на Княжеской, тем более что третьим хозяином Чанга был проживающий на верхотуре в особняке Буковецкого, художник Пётр Нилус, создавший полотна “Лакей”, “На скачках”, “Пикник” и др. Но остановимся на “Пикнике”. Мог ли я, любуясь картиной в музее, полагать, что буду сидеть на нилусовском чердаке и пить вино из бокалов самого Нилуса, ставших собственностью замечательного художника В.А. Зайченко, ученика Мучника и Шовкуненко. “Инвентарь” Нилуса, так же, как и сама мастерская, достались художнику от Союза художников Одесского отделения». Бокалы и мольберт перешли сейчас уже ко мне от дочери художника В.А. Зайченко, Натальи Зайченко. На одном из натюрмортов «Интерьер квартиры художника» эти бокалы изображены Нилусом. На белой скатерти, среди столовых приборов – бокалы. Тогда они были ещё без щербинок. А в своё время их принесла директору Художественного музея женщина, представившаяся горничной Буковецкого и убиравшая мастерскую. Она передала бокалы с надеждой, что они попали в добрые руки и будут сохранены. Вот такой драгоценный подарок. «…Темнеет, камин полон раскалёнными, сумрачно-алыми грудами жара, новый хозяин Чанга сидит в кресле. Он, возвратясь домой, даже не снял пальто и цилиндра, сел с сигарой в глубокое кресло и курит, смотрит в сумрак своей мастерской. А Чанг лежит на ковре возле камина, закрыв глаза, положив морду на лапы…». Это из рассказа Ивана Бунина «Сны Чанга». Мастерская Петра Нилуса. Вспоминая Нилуса, Бунин говорит о нём как о «богато одарённом и прекрасном человеке». Как «о поэте в живописи». А вот впечатления искусствоведа Абрамова: «И вдруг в доме Папудовой, у знакомого, ставшего затем близким приятелем, писателя Александра Суконника – большая сине-чёрная загадочная картина. Она втягивала, завораживала, опьяняла таинством ночи, по-врубелевски нервной и по-сомовски эротичной. – Кто это? – спросил я, предполагая, что услышу имя кого-либо из петербургских мирискусников. – Конечно, Нилус. …В один из вечеров нас, одесситов, принимал крупнейший японский коллекционер. Достаточно сказать, что в его коллекции Роден и Майоль, Матисс и Пикассо… Не говоря уже о мастерах Востока – Японии, старого Китая. Я брал у него интервью и, естественно, спросил об одесской выставке. – Экселенс. Превосходно. – А если бы у вас была возможность приобрести, обменять какую-либо картину для своей коллекции, что бы вы предпочли: Кандинского, Костанди, Кузнецова?.. - “Ночь” Нилуса. Я думаю, она созвучна японской душе. Я улыбнулся. Дело в том, что я был уверен, что она созвучна душе Одессы». Воспоминания, воспоминания, впечатления… Вот как далеко может завести нас столкновение с вещами, принадлежащими временам давно ушедшим… Эта же ностальгия звучит в стихотворении Ив. Бунина: Отрыты окна в белой мастерской Следы отъезда: сор, клочки конверта. В углу стоит прямой скелет мольберта. Из окон тянет свежестью морской. Дни всё светлей, всё тише, золотистей – И ни полям, ни морю нет конца. С корявой, старой груши у крыльца Спадают розовые листья. И здесь мольберт… Возможно, тот же самый! К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеПортал "Мегалит" приглашает вас выбрать автора месяца из поэтической серии "Только для своих", изданных в феврале 2016 года. С книгами и авторами серии вы можете ознакомиться в разделе "Книги" или в спецразделе "Только для своих (см. меню на любой странице портала)ЖурналыЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |