Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Спонсоры |
![]() Центр |
Александр ИверскийОб авторе: поэт, родился в г. Кишиневе, в 1955 г. закончил Политехнический институт... |
Юлия ВольтОб авторе: поэтесса, прозаик. Родилась в Новосибирске. Окончила юрфак Томского... |
Валерий ПайковОб авторе: доктор мед.наук, профессор (Санкт-Петербург). Автор девяти поэтических... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Иван Жданов«Фоторобот золотой эпохи…»*** Тихий ангел – палец к губам – оборвёт разговор, и внезапной свободой мы повиты, как руки немых, завершающих спор точкой схода. И кому не хотелось хотя бы на время такой стать неслышимой речью, пролетающей паузой между словами с тоской по молве человечьей. Но страна, как и речь, то по чёрному ходу идёт, то уходит из дома. Одеяние с ангела, пялясь изнанкой, спадёт, словно молния с грома. Там грохочет музыка на стыках раздолбанных нот нулевым пересчётом. Там для суммы важнее не то, что считают, а тот, кто поставлен над счётом. Прозревай в слепоту и с нечётной ноги воскресай, догоняя безногих по дороге хромой в заповеданный рай, ставший адом для многих. Молча яблоко рта разломи молодым языком пустоцвета. Ветер ширму повалит с пейзажем ночным, но не будет рассвета. Вечность – миг, неспособный воскреснуть давно, и от ангельских крылий, как в минуту молчанья, на сердце темно. Так мы жили. ПОРТРЕТ Ты можешь быть русой и вечной, когда перед зеркалом вдруг ты вскрикнешь от боли сердечной и выронишь гребень из рук. Так в сумерки смотрит на ветви, в неясное их колдовство, чтоб кожей почувствовать ветер, прохладную кожу его. Так голые смотрят деревья на листья, упавшие в пруд. Туда их, наверно, поверья листвы отшумевшей зовут. И гребень, и зеркало рядом, и рядом деревья и пруд, и, что-то скрывая за взглядом, глаза твои тайной живут. Ты падаешь в зеркало, в чистый, в его неразгаданный лоск. На дне его ил серебристый, как лёд размягчённый, как воск. Искрящийся ветр, перешитый, навек перестроенный в храм. И вечный покой Афродиты незримо присутствует там. Улыбка её и смущенье твоё озаряют лицо, и светится там, в отдаленье, с дрожащего пальца кольцо. Ты вспомнишь: ты чья-то невеста, чужая в столь зыбком краю. И красное марево жеста окутает руку твою. *** Мелкий дождь идёт на нет, окна смотрят сонно. Вот и выключили свет в красной ветке клёна. И внутри её темно и, наверно, сыро, и глядит она в окно, словно в полость мира. И глядит она туда, век не поднимая, – в отблеск Страшного суда, в отголосок рая. В доме шумно и тепло, жизнь течёт простая. Но трещит по швам стекло, в ночь перерастая. Это музыка в бреду растеряла звуки. Но кому нести беду, простирая руки? И кому искать ответ и шептать при громе? Вот и всё. Погашен свет. Стало тихо в доме. БАР Откуда нам было заметить, что в трёх километрах отсюда, от этого бара чумного, куда нас судьба занесла, в полях полковые зарницы, питомцы армейского зуда, нам веерной сталью маячат сквозь толщу пивного стекла? Откуда нам было дознаться, что это за нами следила гремучая ветка рябины, с полыни сдирая слюду? Но звёзды в продольном разрезе сплела телефонная жила, и все предрешённые встречи запутались в ней на ходу. Не лопнет струна гороскопа, пока номера телефона полярными буднями диска из будки глазеют в окно. Трепещет ли нитка в рубахе, рябину ли гнёт Персефона, а звёздная нить расставанья укромное рвёт полотно. Ещё не готовые к встрече, но годные к убыли мерной, мы здесь, за дубовым окопом, повитые хмелем, замрём. Но как обесточить зарницы? В их удали цепкой и нервной нацелено что-то такое на нас дальнобойным ядром. Пускай электрической плотью себя одевает рябина, пусть ночь остаётся на месте, а почва плывёт из-под ног! Отечество – ночь и застолье, а всё остальное – чужбина. Мы – верные граждане ночи, достойные выключить ток. БАЛЛАДА Я поймал больную птицу, но боюсь её лечить. Что-то к смерти в ней стремится, что-то рвёт живую нить. Опускает в сердце крылья, между рёбер шелестит, надрываясь от бессилья, под ладонью верещит. А в холодном клюве воздух – шарик ртутный, уголёк, надпись тусклая на звёздах, слов безудержный поток. Не намеренно – случайно этот воздух пригублю и открою чью-то тайну, что-то заново слеплю. … Вот по плачущей дороге семерых ведут в распыл. Чью беду и чьи тревоги этот воздух сохранил? Шестерых враги убили, а седьмого сберегли. Шестерым лежать в могиле, одному не знать земли. Вот он бродит над землёю, под собой не чуя ног. Паутину вяжет мглою снегопада паучок. Снегопад бывает белым и не может быть другим. Только кто же мажет мелом в сон свивающийся дым, если в мире, в мире целом только он и невредим? Он идёт, себя не пряча в исчезающей дали, потому что тех убили, а его убить забыли и случайно сберегли. Сберегли его, не плача, память, птица, пар земли. *** Мороз в конце зимы трясёт сухой гербарий и гонит по стеклу безмолвный шум травы, и млечные стволы хрипят в его пожаре, на прорези пустот накладывая швы. Мороз в конце зимы берёт немую спицу и чертит на стекле окошка моего: то выведет перо, но не покажет птицу, то нарисует мех и больше ничего. Что делать нам в стране, лишённой суесловья? По нескольку веков там длится взмах ветвей. Мы смотрим сквозь себя, дыша его любовью, и кормим с рук своих его немых зверей. Мы входим в этот мир, не прогибая воду, горящие огни, как стебли, разводя. Там звёзды, как ручьи, текут по небосводу и тянется сквозь лёд голодный гул дождя. Пока слова и смех в беспечном разговоре – лишь повод для него, пока мы учим снег паденью с облаков, пока в древесном хоре, как лёд, звенят шмели, пока вся жизнь навек вдруг входит в этот миг неведомой тоскою, и некуда идти, – что делать нам в плену морозной тишины и в том глухом покое безветренных лесов, клонящихся ко сну? *** Этот город – просто неудачный фоторобот града на верхах. Он предъявлен цифрой семизначной как права на неразъёмный страх. Фоторобот золотой эпохи застеклён и помещён туда, где ему соседствуют пройдохи и иные, впрочем, господа. Как лунатик, множимый ногами, пропуская в бездну этажи, город-призрак заблудился в раме. Ложный страх сильнее страха лжи. Бродит он по улицам старинным, сам себя нигде не находя, где домам, прохожим и машинам легче быть пустотами дождя. Но составлен фоторобот страха, и морозом дорисован лес – рыбья нота или ночь-рубаха в нём живут, не ведая чудес. *** Камень плывёт в земле, здесь или где-нибудь, – скол золотых времён, сторож игры и толп, но из-под ног твоих он вырывает путь и отсылает вверх, чтобы горел как столб. Я не блудил, как вор, воли своей не крал, душу не проливал, словно в песок вино, но подступает стыд, чтобы я только знал: то, что снаружи крест, то изнутри окно. Не разобьёшь в щепу то, что нельзя унять, и незнакомый свет взгляд опыляет твой, и по корням цветов гонит и гонит вспять цвет золотых времён будущих пред тобой. Ближе, чем кровь, луна каждому из землян, и по числу людей множится лунный род. Видишь: над головой улиц или полян лунных пейзажей клин поднят, как в перелёт. *** Ты, как силой прилива, из мёртвых глубин извлекающий рыбу, речью пойман своей, помещён в карантин, совместивший паренье и дыбу. Облаками исходит, как мор и беда, отсидевшая ноги вода. Посмотри: чернотой и безмолвием ртов, как стеной воронёной, зачажённые всплески эдемских кустов окружают тебя обороной. И, своею спиной повернувшись, луна немоту поднимает со дна. Даже если ты падать начнёшь не за страх – не достигнешь распада. Ты у спящего гнева стоишь в головах, как земля поперёк листопада. Сыплет ранами чёрной игры листопад, блещет сталью своей наугад. Ты стоишь по колено в безумной слюне помрачённого дара, разбросав семена по небесной стерне как попытку и пробу пожара, проклиная свой жест, оперённый огнём, и ладонь, онемевшую в нём. Не соседи, не дети твои – эти сны, наяву ли всё это? Ты – последняя пядь воплощённой вины, ты – свидетель и буквица света, ты – свидетель, привлёкший к чужому суду неразменную эту беду. Оттого ли, что сталь прорастает ножом и стеной обороны, завернувшись внахлёст двуязычным ужом, словно причет и плач похоронный, – ты, как рану, цветок вынимаешь из пут недосчитанных кем-то минут. *** Ты, смерть, красна не на миру, а в совести горячей. Когда ты красным полотном взовьёшься надо мной и я займусь твоим огнём навстречу тьме незрячей, никто не скажет обо мне: и он нашёл покой. Рванётся в сторону душа, и рябью шевельнётся тысячелетняя река из человечьих глаз. Я в этой ряби растворюсь, и ветер встрепенётся в древесном шёпоте моём и вспомнится не раз. Ты, смерть, красна или черна, не в этом вовсе дело, – съедает мартовский туман последний мокрый снег. И в смертном шёпоте моём уже не уцелело ни слов для совести моей, ни берегов для рек. А над оттаявшим прудом весна не городская, на деревянном островке вчерашний снег уплыл. Там, клюв упрятав под крыло, как будто замыкая себя в осеннее кольцо, когда-то лебедь жил. Я вспомнил лебедя, когда, себя превозмогая и пряча губы в воротник, я думал о тебе. Мне так хотелось умереть, исчезнуть, замыкая в себе всё прошлое моё, тебя в моей судьбе. О, если б вправду умереть пришлось мне в то ненастье, то кто послушал бы меня и кто б сумел помочь мне вытравить себя из глаз, пророчащих участье, неумолимых, как и ты, и обращённых в ночь. Всю память выжечь о себе, сгореть, лишиться крова. Кричать: забудьте обо мне, меня на свете нет! Что будет, если я умру? Меня оттуда снова, оттуда вытащат опять просматривать на свет? О, если б камни, что мои хранят прикосновенья и в них живут, как в скорлупе, растаяли, как дым! О, если б всё ушло со мной: вся память, все мгновенья, в которых я тебя любил отчаяньем моим! Где зеркало теперь моё? Бродячим отраженьем, не находя ответных глаз, по городу бреду. Грозит мне каждое окно моим прикосновеньем. Мне страшно знать, что я себя нигде не обойду. Я натыкаюсь на себя и там, где не был даже, весь город мною заражён – повержен в колдовство. Люблю, боюсь, зачем, кого – слова подобны краже. Туман съедает мокрый снег, мне не спасти его. *** В пустоту наугад обоюдоогромный вникнет луч напрямик и повиснет, застыв, и разломится вдруг, и из бездны разлома брызнет озера сильный и слитный порыв. И, рядясь в берега, это озеро станет прозревать от равнин и провидеть от гор, и зверино и рыбно задышет, и втянет в тяготенье своё беспредметный простор. И тогда ты припомнишь, что миру начала нет во времени, если не в сердце оно, нет умерших и падших, кого б ни скрывало от морей и от бездн отрешённое дно. Никого на дороге: ни мира, ни Бога – только луч и судьба преломиться ему. И движеньем своим образует дорога и пространство и миг, уходящий во тьму. Что там видится, что остаётся в начале, что уходит сквозь пальцы по пыльным шоссе? Это вестник без вести, пропавший в печали, за рассказом растаявший в светлой росе. К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеПортал "Мегалит" приглашает вас выбрать автора месяца из поэтической серии "Только для своих", изданных в феврале 2016 года. С книгами и авторами серии вы можете ознакомиться в разделе "Книги" или в спецразделе "Только для своих (см. меню на любой странице портала)ЖурналыЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |