Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Евгений Александрович ШкловскийОб авторе: Окончил филологический факультет (1977) и аспирантуру факультета журналистики... |
Евгений Михайлович СолоновичОб авторе: Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков... |
Зинаида Владимировна ЛинденОб авторе: (урожд. Ушакова) родилась в 1963 году в Ленинграде, окончила ЛГУ по... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Евгений СтепановПоэты вдали от мейнстрима: Ольга Исаченко.Век компьютерных технологий, Интернета отчасти выравнял коммуникационные возможности московских и провинциальных поэтов. Редакции становятся виртуальными, каждый автор в состоянии создать собственную web-страницу и, как минимум, опубликовать и сохранить свои стихи. Возникает вопрос: а что дальше? Как твое слово отзовется? Кто его услышит? Какие и кем на него будут написаны отзывы? И в этом смысле в поэтическом пространстве дихотомия «столица — провинция» по-прежнему сохраняется. Потому что отсутствует адекватная рецепция на происходящее в поэтическом пространстве. Значение целого ряда имен преувеличено, а многим первоклассным поэтам (прежде всего, из регионов России) внимания уделено не много.
До сих пор нет обстоятельных литературоведческих статей, посвященных творчеству наших талантливых современников: Ольги Подъёмщиковой, Сергея Белозерова, Валерия Прокошина, Нины Огневой, Веры Котелевской, Марины Саввиных, Юрия Беликова, Владислава Дрожащих, Андрея Санникова, Сергея Ивкина... Все перечисленные поэты — из русской провинции. Не слишком известна и Ольга Исаченко, одна из наиболее значительных поэтесс современности. Ольга Исаченко (Горицкая) родилась в 1953 г. в Верхотурье. Окончила химический факультет Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Работала на Челябинском металлургическом заводе и в природоохранных организациях Свердловской области. Стихи публиковались в журналах «Урал». «Уральская новь», «Уральский следопыт». Автор книги стихов и переводов «И человеку и листу» (2006). Участница второго тома антологии «Современная уральская поэзия». Живет в г. Краснотурьинске Свердловской области. Кроме журнала «Дети Ра», в центральной московской периодике Ольга Исаченко не публиковалась ни разу. Между тем, это поэт сложившийся, своеобразный, работающий в рамках классических традиций, но чувствующий нерв современности, умело соединяющий в своей просодии стих и прозу. Ольга Исаченко как наследница музы Анны Ахматовой четко сформулировала свое поэтическое кредо: «Поэзия — дело мужское, кровавое». Г. Русаков Поэзия, может быть, дело старух, Чей палец под вдовьим колечком опух, И зубы железные слово Жуют вместо праха мясного. И прошлое с будущим путает дух — И жизнь возвращается снова. Им, как пролетариям, не фиг терять — Приблудную кошку, очки да тетрадь, И нет с них казенного взыска, И внука заботит прописка. И перья мусолит старушечья рать, И Муза склоняется низко. 1 В современной отечественной поэзии есть, как мне кажется, два типа авторов. Одни хотят запутать читателя, шифруют свои нехитрые мысли, усложняют простое, аппелируют к вечности. Другие — наооборот, упрощают сложное, говорят предельно простым (зачастую неграмотно) языком, размышляют о дне сегодняшнем. И получается следующая картина: одни поэты пишут так, что никто их сочинения кроме них самих и нескольких критиков понять не может, другие пишут так просто и примитивно, что читателю это неинтересно. В итоге с читателем г о в о р я т очень немногие поэты, те, которые филигранно владеют версификационным мастерством и, вместе с тем, не стесняются выражать своим мысли доступным, понятным языком. Среди таких немногих поэтов — Ольга Исаченко, которая высказывается о времени, в котором живет, честно и безапелляционно, показывает нас сегодняшних такими, какие мы есть. Корыстными, тщеславными, суетными, бегущими за внешними атрибутами успеха. Поэтесса, точно врач, ставит литературными средствами диагноз обществу. Диагноз неутешительный. Идет стандартной поступью — Ликует бес в кости — Такая прости господи, Что Господи прости! — Поскольку все позволено По нашим временам, Поскольку все отмолено — Престижен ныне храм, Поскольку все оплачено, Поскольку спрос высок, Поскольку жизнь потрачена — Шагреневый кусок... Метафора, сравнение, аллегория — излюбленные стилистические тропы и фигуры поэтической речи Исаченко. И, вместе с тем, ее речь проста, внятна, доступна читателю. Здесь нет метафоры ради метафоры. Ольга Исаченко развивает традиции акмеизма и советской (замечательной!) поэтической школы. Среди поэтов, которые оказали на нее плодотворное влияние, можно назвать, помимо уже упомянутой Анны Ахматовой, Александра Межирова, Владимира Корнилова, Татьяну Бек. Показательно в этом смысле следующее замечательное стихотворение: Тем и отличается верблюд, Вышедший в аскеты самоучкой, Что из всех известных миру блюд Он вполне обходится колючкой. Недоступен жизненный курорт — Есть иные точки для опоры. Лис хвостом, верблюд горбами горд — Все с собой — и рюкзаки, и горы. День-деньской нагружена спина, И одна в башке верблюжьей дума — Среди многих нош еще одна Не труднее жажды и самума. Что ему тюков хозяйских вес И барханов сгорбленная пена, Если мнится музыкой небес Бубенец, звенящий у колена — Бедуина выдумка ловка! — Но порой вскипит в верблюжьей глотке Бешеное варево плевка — И опять глаза библейски кротки. Это поэзия мудрости, философского осмысления жизни. Разве приведенное выше стихотворение только о верблюде? Это стихотворение о россиянине ХХI века, о всех нас, живущих в чудовищно-расслоенном обществе, сводящих концы с концами, довольствуюшихся своей колючкой (пайкой), тянущих свой непосильный воз забот и проблем и лишь иногда вскипающих в протестных настроениях. И, конечно, как любой подлинный поэт, Ольга Исаченко — философ, мудро и немножко иронично взирающий на суету сует земной жизни. Дихотомия «земля — небо» очерчена резко и недвусмысленно. И в этом смысле поэзия Ольги Исаченко приобретает черты религиозно-философской лирики — неспешной и одухотворенной: Зачем воевать за места Земные, минутные эти? Мы все — с полугода до ста — У вечности вечные дети. На скаредной грани ухода Нам поровну видеть дано Распах наградной небосвода И почвы гончарное дно. И поровну мы не узнаем, А может, узнаем — Бог весть, Какие потемки за краем, Какие сияния есть. Примечание: 1 Здесь и далее стихи цитируются по рукописи стихов Ольги Исаченко. ![]() |
ГолосованиеКак часто вы посещаете портал "Мегалит"?ЖурналыРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |