Ирина Каренина

Пинап: эротический портрет на фоне эпохи


Pin-up – пожалуй, один из самых интересных и привлекательных феноменов массовой культуры, который до сих пор ставит в тупик искусствоведов своей неясной жанровой принадлежностью.
Пинап, на момент зарождения в США, в 20 – 30-е годы ХХ века, был красивой журнальной иллюстрацией и не нес в себе иной нагрузки, кроме как поднять настроение и привлечь покупателя. Фотографические изображения тех лет были недостаточно качественны, чтобы уважающий себя издатель печатал их в своем журнале, поэтому за дело брались художники. Кроме того, большая часть американцев не имела возможности покупать картины или бывать в музеях. Единственным доступным для них видом искусства была иллюстрация. Жанр, задумывавшийся, как сугубо прикладной, быстро вышел за предложенные ему рамки, и началась настоящая пинап-истерия…
В разгар американского биржевого кризиса, за которым последовала Великая Депрессия, популярный журнал Life разместил на своей обложке изображение красивой и привлекательной девушки – вне всякой связи с содержанием. Номер разлетелся моментально, и вот уже другие журналы – The Saturday Evening Post, Liberty, Ladies Home Journal, Cosmopolitan, Vogue, Esquire и даже солидный Time (на обложке которого в 1941 году появился портрет кинодивы Риты Хэйворт) постепенно пошли за ним. Кроме того, выходило множество именно пинап-журналов – в 20 – 30-е годы развлекательные издания вроде Film Fun, Screen, Gay Book, Tattle Tales были наполнены изображениями полуобнаженных звезд кино, популярных певичек и танцовщиц из шоу. Не отставали и литературные журналы – от тех, в которых печаталось легкое чтиво, до культового Metropolitan.
Если начать спрашивать ценителей пинап, кто же был основоположником жанра, вы всякий раз услышите разный ответ. Чарлз Гибсон и Говард Кристи, Джордж Петти или Джил Элвгрен, которому любила позировать Мэрилин Монро, – всё зависит от того, работы какого художника больше по душе тому, кому вы задали свой вопрос. На самом деле назвать какое-то одно имя невозможно. Рекламный трюк издателей в мгновение ока вознес иллюстраторов на вершину славы. Рольф Армстронг, Энох Боллз, Питер Драйбен, Эдвард Рунчи, Гарри Экман, Воган Басс, Альберто Варгас, Эрл Моран, Эдгар Эрл Макферсон, Билли де Ворсс, Элмер Баттерс, Рэндалл, Фриц Уиллис, Пайк, Янсен, Баллантайн, знаменитые женщины-художницы Перл Фраш и Зауи Мозерт…
Пинап неоднороден. Прежде всего, он изначально делился на рисованный и фотографический. Да и художники часто сперва фотографировали свою модель, а потом – уже по фотографии – рисовали картинку. Так что приведенные легкомысленный вид одежки и белье пинап-девушек – именно те, что носили в прошлом веке в годы 30 – 50-е.
Внутри рисованного пинап выделялись три основные линии: собственно pin-up, glamour art и pretty girl. Пинап в чистом виде – это сюжетные картинки, легкая и в основном «житейская» эротика, изображения девушек, загорающих на пляже, хлопочущих на кухне, принимающих ванну или попавших в пикантную ситуацию – задравшиеся юбки, лопнувшие резинки трусиков и недоуменная гримаска «o-ops!» на лице. Пожалуй, именно бытовой, узнаваемый фон – повседневная жизнь маленьких американских городков – и не позволял этому жанру скатиться в вульгарность и порнографию. «Веселые картинки» для взрослых делали лишь легкие намеки, будоражили фантазию и не более, никогда не открывая ничего лишнего, максимум – резинку чулка. Самой большой провокацией здесь было изображение красотки в нижнем белье. В культуре пинап большую роль играл элемент вуайеризма – художник как бы подглядывал за девушками, приглашая зрителя присоединиться.
Glamour art – это романтические образы женщин в вечерних платьях или экзотических костюмах, куда менее открытых, чем в пинап, или вообще портреты прекрасных дам в элегантных шляпках. Pretty girl – по сути дела, то же самое, но этот термин («прелестная девушка») применялся только по отношению к работам известных художников, например Рольфа Армстронга. Этот поджанр пропагандировали такие издания, как Cosmopolitan или The Saturday Evening Post. Здесь предлагалось любоваться красотой и совершенством недоступных кинобогинь – Хайди Ван Хорн, Кэтрин Хепбёрн, Брижит Бардо, Авы Гарднер и других звезд.
В годы Второй мировой войны пинап был поставлен на службу армии США. Спасти американских солдат от гомосексуализма – такой лозунг выдвинуло правительство страны. Glamour art был забыт – только пинап, только изображения обычных американских девушек (их называли «babe» – крошки) на фоне обычной мирной жизни: вот что сопровождало солдат всюду. Напоминание: где-то там, дома, за океаном, тебя ждет твоя крошка, это ее ты защищаешь, вернись к ней! Для пинап позировали лучшие и известнейшие – Рита Хэйворт, Бетти Пейдж, Мэрилин Монро, Клара Боу, Мэй Уэст, Бетти Грейбл, изо всех сил старавшиеся сделать лицо «попроще», чтобы соответствовать рамкам жанра. В эту блистательную когорту иногда попадали и действительно совершенно обычные девушки. Так, например, молодой художник Эдвард Рунчи был очень стеснителен и не решался сам искать себе моделей. На помощь пришла его энергичная итальянская матушка. Рядом с ней, за соседним станком на оборонном заводе, работала красавица Дженет, которую она сочла достойной позировать любимому сыну. Не прошло и полугода, как по Дженет сходила с ума вся страна. Пинап-гёрлз стали национальным достоянием.
ВВС США использовали пинап по-своему – расписывая изображениями красоток борта истребителей и бомбардировщиков. Когда проводились исследования средней «живучести» авиации во времена Второй мировой, выяснилось, что чаще всего в воздушных боях оставались целыми самолеты, на фюзеляжах которых были женские портреты или поясные фигуры одетых женщин. Сработала психология – немецким летчикам трудно было заставить себя стрелять в женское лицо, особенно в лицо блондинки. Меньше повезло тем, кто украсил свои машины изображениями обнаженных красоток – их старались сбить в первую очередь, так как пинап в Третьем рейхе считали порождением сионистской культуры и полагали, что в этих самолетах сидят экипажи, набранные из евреев.
Чаще всего на самолетах появлялись работы Альберто Варгаса – и название Vargas girls в сознании каждого американца намертво связано не только с журналом «Плэйбой», который они прославили, но и с военной авиацией. Использование пинап в военных целях иной раз доходило до абсурда – так, на атомной бомбе, сброшенной на Нагасаки, красовалось изображение Риты Хэйворт.  
В 40 – 50-е издательский дом Роберта Харриса сосредоточил в своих руках практически весь выпуск специализированных журналов для мужчин – легкомысленные журнальчики Beauty Parade, Whisper, Wink, Titter, Flirt с Бетти Грейбл на обложке и изображениями не известных никому шоу-гёрлз внутри, разлетались как горячие пирожки. Картинка на обложке порой составляла до трех четвертей бюджета всего журнала – и она должна была стоить этих денег.
Решающим моментом в культуре пинап стал постер – идея размещать в середине журнала изображение, которое можно, отогнув скрепки, вынуть и повесить на стену, появилась именно тогда. Но, в отличие от современных постеров, эти изображения вставлялись в рамку – как настоящие произведения искусства. В чем-то, можно сказать, так оно и было: пинап рисовали самые талантливые художники-иллюстраторы своего времени – еще не зная, что их имена так прогремят.
Производители различных товаров начали заказывать целые рекламные кампании с пинап-красотками, печатались календари с милыми потребителю изображениями для Coca-Cola и Lucky Strike, выпускались игральные карты. Карьера в пинап для художников и моделей стала престижной – издательство Brown&Bigelow платило по тысяче долларов за картинку, модели-актрисы получали половину этой суммы за сеанс. Молодые мастера эротической живописи быстро заработали свои первые миллионы долларов.
Пинап закончился в 1960 – 70-х – тогда, когда начала всерьез развиваться цветная фотография. Зачем рисунок, если можно смотреть на фото, к тому же максимально откровенное? Игривых крошек пинап сменили раскованные и полностью обнаженные плэйбой-гёрлз – причем «настоящие», на фото, не рисованные.
Какое-то время художники еще пытались конкурировать с фотографами, воспроизводя их приемы средствами живописи. Отличить пинап 60-х от более ранних образчиков жанра можно просто – по количеству обнаженного тела. И если в 60-е еще сохранялось какое-то подобие романтики и живопись оставалась живописью, то 70-е свели жанр к открытой порнографии, фактически уничтожив его главную основу: внешнее целомудрие и игривый намек. Веселые картинки ушли в прошлое и стали документами эпохи и предметом мечтаний коллекционеров.
Попытки современных художников рисовать в стиле пинап, как правило, оказываются неудачными: либо это слепое копирование «винтажа», либо… всё тот же порнографический рисунок 70-х – а в обнаженном теле с тех пор не появилось никаких новых деталей…