Александр Петрушкин

Область вдохновения

Область вдохновения: юбилейное издание в 2-х томах,
Челябинск, ЮУКИ, 2004.Т.1.,Т.2.

Не испытывая особого почтения к краеведческому и этнографическому акценту в литературе, должен признать что двухтомник с заданным в нашем заглавии именем – пожалуй, наиболее (из известных мне антологий такого рода) адекватен существующей южноуральской литературной ситуации. Было бы ошибкой называть это собрание – антологией уральской поэзии. Ошибкой – хотя бы, потому что сам термин «антология» предполагает срез достижений, своеобразное ВДНХ того или иного течения в прозаическом, поэтическом или любом другом искусстве. Основной же идеей «Области вдохновения» – книги, в определенном смысле коньюктурной, то есть обусловленной определенной датой (70 – летием области) – является идея дара, дара   литературы месту ее пребывания и осуществления. Скорее всего, именно подтверждением вышезаписанного постулата является, как кажется – чрезмерное, обилие наименований географических пунктов, мест, местечек малой родины или исторических фактов. Полноценный уральский орнамент, кружева в который не забыты ни (существующие абстрактную вечность) озера Сунукуль, Тургояк (список можете продолжить сами – не ошибетесь), ни свежераскопанный Аркаим, ни времена легенд соцстроек Магнитки, ни война с нацисткой Германией, ни … опять же можно продолжать и продолжать. Ценность этого труда – именно в орнаменте и только после этого захватывающего своей (нет, не объемностью (лично мне не хватало во время чтения имен нескольких авторов, имеющих отличный от составителя – Михаила Шанбатуева – голос), но панорамностью) плетения, начинаешь обращать внимания на персоналии, недостатки и достоинства. Недостатков, впрочем, не так уж много – по крайней мере, учитывая вектор, предполагаемый книгой.
О персоналиях. Где еще вам доведется прочитать раритетное «Посещение миясского прииска Александром I» Петра Падучева или «Горного инженера Аносова и его мечта о булате» Евгения Федорова?!. Хотя, публикация бажовского «Каменного цветка» – это все таки перебор, поскольку избранного направления было бы лучше всего придерживаться максимально последовательно, а так вектор чуть обозначившись, распадается. Распадается – потому что нарушена концепция. Не могу поверить, что у Павла Бажова нет произведений, которые либо вовсе не публиковались, либо единожды будучи опубликованы – не были более повторены ни в одном из многочисленных изданий. Радует и явственно простроенная вертикаль преемственности. Составителям и редакторам удалось избежать, так свойственного порой профессионалам, снобизма. И мы можем одномоментно наблюдать раскручивание всей южноуральской культуры и на уровне интуиции чувствовать – потаенные пружины, приводящие в действие литературные процессы. Нам даны произведения не только официально признанных метров, но и тех, кто формируется как самостоятельная творческая единица только сейчас, в которых укладывается и которыми развивается далее само понятие челябинской областной литературы. Назову несколько имен попарно: Сергей Борисов – Ирина Аргутина, Нина Ягодинцева – Ольга Колосова, Николай Година – Александр Петров, Наталья – Константин Рубинские. Списки можно множить бесконечно, но это занятие неблагодарное. В принципе, это издание – тот редкий случай, когда встречающийся местами дилетантизм нисколько не портит картинку, а только дополняет ее и значит – обнадеживает. И самое последнее, лично мне не хватило информации об авторах, а необходимость в ней возникает – особо, когда попадаются очень интересные авторы. Например, Владимир Белопухов: «… разберутся позднее, войну обвинят. / На табличке фамилия, даты. / Он же с сердца чеку, как с гранаты сорвал, / Перед смертью с последней гранаты». Но … поскольку юбилеи, причем и области, случаются, по крайней мере, раз в десятилетие – смею предположить, что составители найдут время и соберут справочный аппарат для продолжения этой книги. И тогда книга будет еще любопытнее.

К списку номеров журнала «УРАЛ-ТРАНЗИТ» | К содержанию номера