Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Сергей КуприяновОб авторе: ... |
Изабелла КротковаОб авторе: Образование — Тамбовское музыкальное училище и истфак ТГУ. Работает... |
Олег АбрамовОб авторе: Дважды автор был в лонг-листах литературных конкурсов: "Новая детская... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Даниил ЧконияОблака врассыпнуюРецензия на книгу Евгения Терновского «Саламандра»
Евгений Терновский. Саламандра. Книга стихов. – Франкфурт-на-Майне: Изд-во «Литературный европеец», 2022. – 119 с.
Евгений Терновский – живущий во Франции русский поэт. Наш журнал публиковал и его стихи1, и отзывы на его предыдущие поэтические книги2. Новая книга «Саламандра» – свидетельство того, что автор верен своему художническому восприятию мира, своей работе над словом. Терновский всегда интересен своей изобретательностью, с присущей ему свободой выражения, и легко меняет регистры своей стихотворной речи. Элегическая интонация его лирики органична:
Время складывать зимние вещи в комод, осыпая свитеры средством от моли, бормоча негромко под нос: как, мол, быстро август пришел! И не грезить о море.
Время думать о траурном октябре, что пробежит в рыжем облике лисьем, забывать о себе, вспоминать о тебе, отвечать на все письма (…но нет твоих писем…).
Светлая грусть, долгая печаль – эта лирическая нота проходит через всю книгу поэта. Но сказанное не значит, что стихи однообразны и монотонны. Сказывается манера письма Терновского, его стремление к свежему, неожиданному слову. И особенно надо отметить то, как поэт использует рифмы в своих стихотворениях. Сложные составные и сквозные рифмы придают тексту ощущение новизны и своеобразия:
Был я здесь сорок лет назад. Никакой перемены. Лишь у церкви, из-за дождевых осад, (или времени?) осыпаются стены.
Деревенька как точка мала, неказистая, но из точки появились храмы, замки и зеркала, славной Франции жизнь и источник.
Терновский верен себе, техника его работает безупречно и, как уже сказано, он умело варьирует стих, когда элегия уступает место тревожной интонации. Это отчётливо проявлено в стихотворении «1941, август, Москва»:
В ту августовскую ночь даров не приносили ни други, ни волхвы. Предвестием насилья, пустели топчаны, лежанки и постели. И школы, и вокзал, и улицы пустели.
Никто не видел свет, неведомо откуда спускавшийся к домам. От воя и от гуда, мгновенно пролетал, чернея в небе юнкерс, и прилетала смерть, и улетала юность.
Благодаря мастерству Терновского, перед нами возникает впечатляющая картина времени и момента, а вслед за этим – читательское сопереживание автору. Богатая звукопись стихотворений поэта приводит в восхищение. Благодаря ей, автор играет со словом, обеспечивая динамику и экспрессию на всём протяжении текста. Такие стихи хочется пробовать на вкус, перечитывая их вслух:
Облака врассыпную и кроны смяты. Ветер кличет: ко мне! (на вокзале как!). Небеса из лиловой и синей смальты, как мозаика.
Не сыскать земли прекрасней Амальфи. Здесь изменчиво всё, хоть и нет измен: Только горы и море, арии, арфы У крылатых змей!
Евгений Терновский работает продуктивно, он находится в состоянии творческого подъёма и остаётся только пожелать ему новых стихов и новых книг! 1 «Эмигрантская лира» № 3 (19)/ 2017. – URL : http://emlira.com/3-19-2017/evgeniy-ternovskiy/stikhi 2 Д. Чкония. «Камни, что источают жар». Рецензия на книгу Е. Терновского «Сицилиана». – «Эмигрантская лира» № 4(24)/2018. – URL : http://emlira.com/4-24-2018/daniil-chkoniya/kamni-chto-istochayut-zhar; Д. Чкония. «Я улетал – и знал, что навсегда…». О книге Е. Терновского «MCMLXXIV. (1974)». – «Эмигрантская лира» № 4(36)/2021. – URL : http://emlira.com/4-36-2021/daniil-chkoniya/ya-uletal-i-znal-chto-navsegda
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |