Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Арусяк ОганянОб авторе: Родилась в 1975 году в Ереване. Окончила Ереванский Государственный... |
Вачаган ПапоянОб авторе: Родился 5 августа 1962 г. в г. Гюмри, член Союза писателей Армении. Автор... |
Славик ЧилоянОб авторе: Славик ЧИЛОЯН (Чило) (1940—1975) — поэт и переводчик... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Валерий СухаревВ комнате из-под меня***
Древнее, чем вид из окна, если долго жить с видом на лес или реку, – только тоска, в виде прохожих снов или пыли, на витражи зрения лёгший; жилки червяк, что у виска,
пульсирует, особо, когда болит голова; валерьяновые на вкус ливни занавесят окно; в мире тесно от слов: фразы ненависти на слова любви наползают, как русский на немца в кино.
Заведи себе кошку… Завёл. Девицу заведи… Тоже. Но радости мало от той и другой; сумерки хлопочут над кофе, и ещё впереди мной раздражённая ночь, пни её ногой,
поставь на горох, на пост номер один в углу, где перегорел торшер, как луна в облаках; не думай, что живущему так уж надобно вглубь себя, – там хтонический ужас, кандалы на руках
скрипача, медный шар на лодыжках стайера, что взявшись сбежать из пункта А в пункт Z, свалился в кювет, а по трассе летят авто, и радужка, как от рапида, меняет цвет.
Завтрак – слово вечернее, как обещание сна или сандальи на вырост, но ребёнок болен и слёг; ну и что, что весна, и что, что в бору сосна, – витязь-болван не распутал клубка дорог.
И когда поздравляешь с праздниками людей, да хоть и от души, сердце дурное скрепя, вспоминается древний грек, златоуст площадей, говоривший – «таскать вам не перетаскать», пока скрипят
мимо жёсткие дроги; на этот свет лучше глядеть в телескоп, нежели в микроскоп: не видно бактерий с названием «люди», и нет желания влиться и вылиться, выжить чтоб.
Но пусть будет светел хотя бы сумрак ночной, в комнате из-под меня – как в коробке из-под штучной, но сношенной обуви, величиной – на ногу Творца; и снова ночник струит свой йод.
ЛИЦО
С годами лицо оползает, как склон оврага, мимическая тектоника преображает облик с худших сторон, и глаза наголо, как у гипертоника.
Мыслящая медуза мозга за плитою лба то дремлет, а то всколыхнётся, сама запуская механизмы движения ядов, и сухая губа утрачивает пластику речи; тогда тоска и
соглядатай зеркала начинают следить за вами, обычно, в режиме ночного зрения, словно сова за мышью; впереди и позади жизни становится глуше на толику мгновения.
В своём дому, в монументальной постели, под ход планет и стенных, мучительно и ежедневно, человек наблюдает себя, – как он уплывает вперёд, то головой, то стопами и под напевное
кружение уже заметельного снега или глоссы дождя; навязчивое, как зуд, солнце пыль поднимет в стратосферу люстры; мухи и осы сонно едят кашу из вас, ни за что не пролетая мимо… И мнимо
становится самое лицо, глядя из всех теней, морщин и щелей, и после тонет, как камень в центре кругов, в подушке; и грех чего-то посмертного – опять же – тектоника.
ДЮК
Два полуциркульных здания за спиной статуэтки – что крылья, на голове дурачина- голубь, засранец небес; ты ковыляла ошуюю со мной, а одесную кряхтел и потел отёчный мужчина бессмысленных лет, всё щёлкая по мере того, как близь на зрачки и очки нам наползала; в пальцах смягчалось, струясь, сладкое вещество с изюмом, и позади серело пугливое зданье вокзала. Летний ливень едва сбежал ступенями вниз и исчез, как не было, с плеч заезжих прохожих; галёрка отъевшихся птиц – жестяный карниз, а ниже и ночью напишут: «Здесь пил Серёжа». Далее – закоулки, задворки, коньки, чердаки, гости и пьянки, ворованный бренди, докука угрюмых утр, кривое похмелье не с той руки, и всюду это – с орех и в венке – присутствие Дюка. И, увидав памятник, ты нараспев молвила: «Тю, тоже мне “Ника” для подлого голубя-патриота», и всё; тебе нравились Пушкин и дом-утюг, с квартирой для скромного призрака; или рвота прибоя на гальке, прогорклые беляши, пивцо, вполне неважнец, и я обжигал свои глуби «самостийнымы напоямы», не кривя лицо в сторону бриза, что щепку у кромки голубил. Ты снимала чугунные тени на мраморе тех лестниц, что с нами взлетали к витражным отёкам на исписанных ересью стенах, в углах для утех, быстрых, как юность, когда мы бывали жестоки. Старухи в чепцах и джинсах, подвальный дух и привкус аптеки в старых дворах, кошачья общественность под надзором тех же старух, нетрезвые бормоты бельэтажей – иначе: прикровенная ежедневная заспанная муть; пропит последний примус, съедены хлебцы с тюлькой, и этот вечный Дюк, эта местная соль и суть торчит над бульваром топонимической гулькой.
***
Заново не начинай того, что сплюнуто, спето и умерло в одночасье с тобою – тем, кто стоял на перроне, в подветренное одетый, курил и почти что не плакал в цветной темноте
семафорной; зелёным и красным рельсы мигали, точно в них струился неон, и у груди бубнила фляга со спёртым спиртом, и хали-гали всему вокруг и тому, что станется впереди.
Мне всегда удавался подобный взгляд на со мною происходящее, до иных дела нет, как аисту до луны, хоть и гамбургской; в животе прохладно, и всюду клянчат за бога ради и на конфетки деткам.
Люди мерещатся даже во снах, наяву же их можно миновать, не заметить, уплыть на остров Цитеру, как Г. Иванов; в луже отражается гомон дня; стены длинны и скользки полы.
Есть монастыри для мытарей духа, но веры в их целебный застой не достаёт, либо сведёт суходрочка в могилу раннюю; можно в прыжке пантеры откуда-нибудь сигануть, чтобы мир-идиот
расстроился и задумался, но ничуть не бывало, цунами слизывают города, боинги скачут вниз, воюет еврей араба – истончается покрывало метафизики, каждый третий лунатик ищет карниз.
И выходит, что сам от себя улепётывая, уезжая к новой жизни, к женщине ли или к реке за лесом, для взора лестным, ждёшь какого-то урожая, счастья в доступных формах, сжимая в руке
древко флажка с надписью «Все козлы», а сам-то стоишь, где начал стоять, на перроне, ночном от поездов, утекающих вдаль, и нежную Санта Лючию цедишь, как Интернационал; и гном
рассудка всё приседает и скачет на месте впустую, не в силах понять, что мёртв, но скорее – жив как-то уже по привычке; и привокзальные туи охаживает ветерок печали, как и советские витражи.
НОЧНИК
А.П.
Словно зависть между сестёр, меж тобой и зеркалом недосказанность и немота соглядатайства, sub rosa1; в окне на убой тянутся тучи цвета обоев; за так и спроста
кошка свесила лапу во сне, всегда сама по себе, а не для глаз и не для пенсне луны, упавшей оливкой в мартини неба; тьма апрельская пахнет сильнее во сне.
Утлый ночник мой на ножке от цапли – всё один, в своём ар-нуво колпака, хоронит в углах неврастеничные тени, втягивает и сосёт разбавленный виски час полуночи; и мгла
стекает обоями, дышит там, невдалеке, за спиной, как чужое присутствие, чьего намерения мне не разобрать, как и не разгадать, что будет со мной, – видимо, ничего, можно весну снова прибавить к весне.
И дни, как вход и выход, для сквозняков судьбы; перемены возможны, когда лобачевские рельсы в икс скрестятся ради любого крушения, а для пальбы по воробьям каждый день подходящ; этот микс
и есть содержимое календарей, nota bene и дат, все дни рожденья, твои и других, внимательно мстят своей кособокой опрятностью: люди пришли и сидят, дарят ненужное, пьют и бормочут, точно считают до ста.
Так можно стать шагреневой вещью, дурным тиражом Правил для жизни, что делась куда-то опять, как очки, зажигалка или самочувствие; дни ходят всё нагишом, и дом как нудистский пляж, и на вешалке голы крючки.
Ещё пара или сколько там лет пробежит мимо глаз, особо-то не здороваясь и не возвращая долгов; и замечательно – именно то, никакое, но в самый раз, как и задумал Господь, а я воплотил незадорого. _ __ __ 1 шёпотом (лат.)
БУКОЛИКИ
Кот-верхолаз и сова-аутистка на мир смотрят, как в телескоп, но с разных сторон: одному повсюду видится мирный Памир, другой же – болтливое скопище белых ворон. В лесу упадёшь на траву, запнувшись о пень и локоть ссадив – как близко сидит мошкота, вращая глазом и сяжкой – не каждый день здесь падаю я; от листвы в вышине тошнота. Мне наплевать на микро- и макро-среду, бабочки хороши, как тканей полётный газ, или мускус жуков; и бубнит алаверду цикаде острожный кузнец – самый раз о чём-то задуматься, кроме обычных вещей, натур-философия вся собралась и ждёт, сидя, скача и лёжа; и куст-кащей шепчет коряге дурное, и пень-идиот пытается расцвести неизвестно кому, паук чернильной каплей стекает по лонжам – авосечный осьминог по уму; центростремительный мир, как у кассы в сельпо. Как всё бесстрастно, бессмысленно и хорошо; хочешь – глотай алкоголь, не то – деву зови, чтобы цветочек ей, пока та нагишом и наклонясь, подарить, если вы визави. Как всё конечно, снаружи, внутри и везде; я бы любовь позвал, но ушла в себя, счастье спилось, сердце слиплось, звезде разума уступив; одни вокруг теребят других и своё насекомые, но и им – по движеньям и рвению судя – начхать на мир, меня и сову; и кот-верхогляд нелюдим на свой манер; а там, далеко, ольха в парке одна соловеет, и не Бог весть откуда прибившийся нахтигаль, позабыв фиоритуры, не прекращает нервически есть, до голубей опустившись, до ихней судьбы. И я до своей, задуманной, не доберусь: то выше, то ниже, то вбок, и лишь иногда в сердце, в глаз или в пуп; и сколько марусь утопло от этого – знает только вода. Вот и дошли до константы в природе вещей, хотя, не войти дважды в один и тот же Стикс… Бывало, с Ксанфом у моря сидели – вообще бессмысленно время убили. Вдали звучит Мистер Икс.
ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Мышь учит тишине, кот – темноте, слова и буквы – паузам на листе, смерть – ничему, кроме удаления. Человек кружит в завитке переулка, глух к самому себе и, меж шагов, не вслух, имена произносит и даты, – преодоления
чужака внутри, далёких в ближних; и это вроде гимнастики Мнемозины; с того света памяти появляются лица, осанки, походки, случайностью жизни стёртые, страстью залитые, точно слюной Помпеи живые стены и плиты; подчас, увильнувшие в Вечность тебе как погодки.
Они уже ничего не скажут и не подведут к ларям и дверям разгадок, рассядутся там и тут, и станут длинно молчать, ногу на ногу, и не будут пугать и тревожить, что призрак ночной, как полотном экрана пользуясь тёмной стеной, за каковой никого и никогда не бывало в помине.
Диалог невозможен, одни догадки и спесь рассудка, покуда он в тонусе и роет здесь, взыскуя общих примет и шпаргалок с того света, где холодом дышит близь и бликует даль мрамором; где, как в Лейденской банке, печаль – и та одинока, но никому не расскажет об этом.
Я никого не наказывал строго, и оттого всех простил, подмахнувши разом, и своего не ища, как не ищет любовь земная. Нет в том лицемерия, но и благодушия нет, и право любви – выбирать, кого на тот свет заберёшь, себе о любивших и любящих напоминая.
***
кошке нечего делать она лежит как куда-то стремится вечный жид у тебя на крае ресницы слеза дрожит
новый бесснежный январь отворяй ворота в горле икота в небесах высота и пустота и калитка к всевышнему уныленько заперта
приласкай чужую собаку с её улыбкой скажи хозяйке что-нибудь чтобы запомнила виражи твоих смыслов и шнурок на туфле бантиком завяжи
я вышел из дому в полночь был дождь были слезящинеся от отсветов гладкие автомобили про которых хозяйки бежав куда-то забыли
металл зимы со случайной крупкой на капотах и крыльях округа пуста и больна и тяжко вздыхая во сне отдыхает страна
и так плевать на невзгоды эти на эту мразь в деревне углыковка егерёк жил смеясь и молясь я с ним поднимал гранчак и дочь его мазь
втирала мне в спину и душу и пахло тогда хвоей спиртом и мёдом а потом туда уже не ходили ни автобусы и ни поезда К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |