АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Эмилия Колосовская

Октябрь 2011

С благодарностью Роману Швейкину

за участие в подготовке материала.

 

 «Берегите то, что создано трудом   всех прежних поколений, и продолжайте их лучшие традиции: относитесь бережно к окружающей нас природе, к памятникам истории, архитектуры и культуры» – с этими словами обратился в своё время Анатолий Зиновьевич Марков к молодёжи. Хорошо бы это послужило наказом для всех жителей города.

Идея быть Кыштыму городом туристов привлекательна и перспективна. Но пока мы ориентируемся преимущественно на то, что нам дано природой. У нас богатая и интересная история, мы знаем её творцов, у каждого из которых своя судьба. Но следы, знаки этой четвертьтысячелетней истории на сегодня в плачевном состоянии.

Что ждёт  Белый дом, а вместе с ним и городской музей? Вспоминаются концерты, смотры художественной самодеятельности, памятные вечера в Народном доме, а ведь когда-то там был и самодеятельный театр, представлявший на сцене даже русскую классику. Кинотеатр в центре города, клуб имени Кирова – в полуразвалинах. Жители преклонного возраста со светлой грустью вспоминают, как в далёком детстве на концерты в заводской клуб их водили родители. На первом этаже там был и кинозал. Колесо обозрения, вышка для прыжков, где был ограждённый бассейн для купания, металлические литые решётки по всему городу и с мостов потоком уходят на металлолом. Не туда ли уже пошли по частям и художественные творения мастеров прошлых веков!

Летом проводились танцевальные вечера под духовой оркестр в городском саду имени Пушкина, где на постаменте стоял бюст поэта – даже перед этим именем мы не устояли. А в приусадебном парке за Белым домом была устроена эстрадная площадка в виде ракушки, перед ней – скамьи для посетителей. Это были места для гуляний, встреч и отдыха. А сегодня мы говорим о недостатке культурных мест для молодёжи, которой – было время –  приходилось осваивать подвалы и чужие подъезды.

Что с Ближней Дачей? Гостья города из Екатеринбурга Т.Д. Фирсова, работавшая операционной сестрой в 40-х годах с доктором С.Д. Нарбутовских в госпитале 31-24, лет десять-пятнадцать назад при посещении этого заповедного места с серебристыми елями, рассказывая о расположении госпитальных корпусов, с горечью заметила: «Во время войны здесь не было такой разрухи, как сейчас».

Не стоит продолжать этот ностальгический перечень: разговоры о стихии разрушения в нашем городе идут на всех перекрёстках. На всё это больно смотреть, вернее – смотреть уже не на что, имея в виду экскурс в нашу историю. И теперь уже нет смысла задаваться вопросом: «Кто виноват?» Общая причина – в бесхозяйственности соответствующих служб и в отсутствии надлежащего контроля. В нашем собственном доме даже чайная ложка требует ухода. А у нас с вами речь идёт о культуре веков, о духовном достоянии – это то пространство, где мы живём, от него зависит и то, как мы себя чувствуем.

Кто только из великих не говорил, не писал, не предупреждал об опасности разрухи для людских умов и душ!  Вспоминаются  строки «Скифов» А. Блока, из В. Брюсова, который писал о «грядущих гуннах» ещё в 1905 году. «Уважение к минувшему – вот в чём отличие образованности от дикости» (А.С. Пушкин). «Историческое беспамятство равноценно одурению» (В. Даль).

Всё правильно. Атмосфера разрушения, уничтожения тоже оказывает влияние на нравственное состояние общества. И наоборот. Вспомним погромы на наших городских кладбищах. И вот что самое страшное: «Народ, который не хранит памятники своей истории и культуры, нельзя считать здоровым – он перестаёт существовать как нация», – сказано кем-то из мыслящих уже нашего времени. А мы разве не замечаем, расписываясь в беспомощности, что из-за равнодушия, апатии и бездеятельности стихия разрушения поглощает нас? Чувство ответственности перед грядущими поколениями должно прийти на помощь в восстановлении утраченого, пока ещё есть за что ухватиться. Если даже для этого потребуется «эпоха Возрождения». Надо только разметить верные пути.

В центре внимания на сегодня центральная часть города и проблема спасения фонтана, о чём уже писано-переписано на страницах «Кыштымки». Как сигнал бедствия прозвучала информация 13 сентября: «Фонтан надо срочно спасать!» К результатам весеннего опроса на сайте «КР» присоединилось по собственному волеизъявлению более трёхсот жителей города – это только те, которые, во-первых, категорически против воздвижения фигуры Демидова во весь рост в центре Кыштыма и, во-вторых, считают так называемую «главную» клумбу абсолютной безвкусицей, вовсе не достойной быть украшением города. Безвкусица, как и всяческая пошлость, отталкивает. Эту клумбу давно пора убрать: она не служит ни красоте, ни целесообразности. А для высадки цветов можно найти сколько угодно мест в том же центре и не только.

Есть достойный эскиз мемориала, связанного с именем заводчика Никиты Демидова, с привлечением существенных акцентов: природные особенности нашего края и скульптурное изображение работных людей, которые своим трудом и положили начало кыштымскому поселению. Здесь напрашивается привязка к заводской теме. А конкретные места необходимо определять соответственно с разработкой комплексных проектов хотя бы наиболее значимых составляющих на площадях города.

В ансамблевом решении надо прежде всего проектировать городской центр. Все соглашаются с тем, что возвращение фонтана на своё историческое место было бы оптимальным вариантом для придания центру Кыштыма достойного облика. Фонтан именно для этого был предназначен его создателями – нашими предками. Это наша история, наши корни. Кроме восстановления исторической справедливости, такое решение было бы гарантией спасения фонтана. 

Эстетическая сторона не менее важна. Художественное творение. Хрустально звенящие струи – ощущение свежести и чистоты. Обрамление площадки с плиточным покрытием – по окружности расположенные неширокие клумбы, перемежающиеся группами невысокого кустарника с подстрижкой. Это будет не выше, чем парапет нынешней «клумбы». И, наконец, – низкая изгородь из каслинского литья с орнаментом, аналогичным заводской решётке. Дизайнеры подумают о фонарях под старину, о подсветке и разработают эскиз всей группы. Представим себе общую композицию красоты и благородства, что создаёт настроение для гостей города и для каждого из нас.

Подходы к фонтану исключить. Пусть фонтан сохранится как исторический памятник. Возможность всестороннего обзора усиливает целесообразность такого решения. Заинтересованные лица (Г.К. Рябинин и др.) предлагают тему фонтана продолжить по течению реки. Название «Фонтанная площадь» в этом варианте будет идеально органичным.

В дополнение к означенному – в соответствии с центральной площадкой оформить пассажирские павильоны на остановках для транспорта: навесы и скамьи в одном стиле. На очередь поставить приведение в порядок русла заводской речки: регулярная очистка водоёма, ограждение парапетом с решётками и т.д.

Ради облагорожения центра города на это стоит пойти (см. ст. Пермяковой – «КР» 19 мая 2011  г). А нам останется гордиться тем, что в нашем городе были такие мастера, которые имели золотые руки. И мы сохранили их творения для потомков.

Есть другой вариант для места установки фонтана в центре города, практически и экономически более выгодный – на русле заводской речки.

Вариант спасительный для фонтана, но утрачивающий эффект при отсутствии кругового обзора. Скученность деталей и штрихов внесёт дисгармонию в общий ансамбль площади, поскольку художественный вкус предполагает не только чувство меры, но и соразмерность в объёмах и деталях. Что бы ни придумали на месте нынешней клумбы, даже за каслинской решёткой, это будет уже в ином стиле.

На сколько ещё десятилетий растянется прижившаяся у нас деструктуризация культуры, если сегодня мы снова такое позволим?

Но в любом случае над проектом центральной части города с фонтаном надо поработать коллективу художников и дизайнеров, может быть, на конкурсной основе.

Когда мы извлекаем из бездны прошлого, из забвения, возвращая миру, имена, события, даты, – это как подарки новым поколениям из далёких времён. Имя Павла Михайловича Карпинского, несомненно заслуживает жить в памяти. И не только как «вывеска». При высоких нравственных качествах личности истинного интеллигента и при многогранности его заслуг перед Кыштымским городским округом эта тема требует всестороннего осмысления. Выпускник Петербургского института корпуса горных инженеров отдал нашему краю 16 трудовых лет. Им были сделаны первые шаги к искоренению диких нравов и деспотизма, насаждавшиеся заводчиками, приказчиками и другими «доверенными» лицами» на протяжении полутора столетий. За рабочих – «артистов своего дела» он мог постоять даже перед хозяевами заводов. Им были открыты в Кыштыме 4-х классная женская гимназия и 2-х классное мужское училище. Именно при нём здание больницы, где был игорный дом, перешло в ведение госпиталя, здесь же открыта аптека. Благодаря сохранившейся фотографии 1902 года мы знаем больничный персонал времени Карпинского от главного врача А.К. Бухвостова до кастелянши Б. Соловьёвой. В Кыштыме работал общедоступный горнозаводской музей, представлявший породы минералов, руд, изделия каслинского литья. Выставки художественного каслинского литья в Чикаго, Нижнем Новгороде, Стокгольме, Париже, проходившие не без участия Карпинского, прославили изделия уральских мастеров на весь мир. В середине 90-х годов 19 века началось строительство железной дороги Челябинск – Екатеринбург. В 1896 году через Кыштым прошёл первый пассажирский паровоз. Только что, 15 октября, этому событию исполнилось115 лет.

П.М. Карпинский – вот кто достоин стоять во весь рост в нашем городе. Допустим и бюст на высоком пьедестале. Монумент памяти П.М. Карпинского исторически грамотно разместился бы в центре привокзальной площади перед новым зданием вокзала – на площади имени Карпинского. Всё обусловлено, и никаких искусственных привязок.

Без малого через полтора года, 7 февраля, Павлу Михайловичу исполняется 170 лет от рождения. Мы могли бы 2013 год отметить под знаком памяти о нём. Тем более, что с этой темой связаны намерения Центра детского и юношеского творчества.

Какие возможности для разнотемья экскурсий по городу дали бы нам исторически выверенные решения и деяния!

В заключение предлагаем – от имени всех тех, кто с августа подключился к обсуждению больных для нас городских проблем –       

– Внедрять историю в облик города, всесторонне расширить параметры задачи.

– Создать общественный Совет по сохранению исторического наследия и благоустройству города, в который войдут не только художники, дизайнеры, архитекторы, специалисты по градостроительству, но и краеведы по разным отраслям.

– Подготовленный проект реконструкции центральной части города с фонтаном направить в областную программу «Добрые дела».

– На будущее составлять 5-летние перспективные планы благоустройства.

– Продумать, как подключить всех жителей к решению проблемы чистоты и ухоженности города.

– Открыть счёт «В помощь благоустройству города». Если увлечь этой задачей (конкретизировав её) жителей города, многие откликнутся по мере возможности.

Чем больше людей почувствует себя причастным к делам и заботам города, внеся любую, пусть крохотную лепту в общее дело, научится дорожить состоянием нашего общего дома, тем вероятнее, что понятие «Любимый город» будет не только красоваться на растяжках ко Дню города – но станет близким для нас, живущих в этом доме.

Октябрь 2011

 

 

К списку номеров журнала «Кыштым-Грани» | К содержанию номера