АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Александр Петрушкин

Тыдымский дневник. 2018 год

7/01/2018

Мысль, которая не отпускала во время чтения материалов «Вещество.человек»:

Человек – это катастрофа, произошедшая с ним.

Трещина практически за каждым текстом. и очень в этом смысле точная дата завершения текста этого раздела.

 

10/01/2018

Когда вы вступаете в публичную (пусть и «справедливую») интернет-перепалку не стоит забывать, что именно публичность и была задумана провоцирующей стороной (хайп – самая вульгарная (греч.) форма рекламы себя и своих проектов).

 

12/01/2018

Читаю в ленте, что человек подумывает закрыть один из своих проектов (как всегда литературных) и вопрошает своих камрадов, что они думают про это. Естественно начинается плач, что люди «осиротеют», что будет плохо и прочее.

Реакция, во-первых, вполне предугадываемая (то есть референтная группа не м. состоять из камрадов виртуальных или реальных = заранее известна реакция).

во-вторых, поражает сама референтная группа – в большинстве своём литераторы – люди инфантильные, которые живут по принципу сделайте нам красиво, весело, грустно и проч., а мы придём и попользуемся, поскольку это правильно – кто-то же должен быть массовиком-затейником (то, что ныне называется культур(литератур)трегер).

А вообще вот, что я заметил за всё время своих «затей» – всякий проект имеет конкретный срок жизни (не более 7 сезонов). По истечению этого времени – проект начинает съедать сам себя и теряет осмысленность. И тогда организатор движухи может, и должен, найти в себе силы закрыть проект или переформатировать его, исходя из накопившихся критических величин, и делать это надо, не спрашивая у инфантилов разрешения. Они заведомо будут против. Ну и самое важное в рамках этой реплики – то, что делает организатор, он делает только для себя (если кому-то от этого хорошо – то и ладно, приятное сопровождение, но важно то, как проект переформатирует своего архитектора – и в этом то, что мы ищем.

 

15/01/2018

Самое любопытное, что на последнем суде (да и на частном) коллективной ответственности нет – только за себя и за своё, таким образом один праведник м. оправдать всю популяцию, а вот вся популяция не сможет утащить одного праведника на дно, а соцсеть – это печатающая машинка – которой м. воспользоваться, как молотком/вибратором/усилителем громкости, но всё же лучше использовать по назначению – для написания писем друг другу. В том смысле, что очеловечиться нельзя, м. только попытаться остаться человеком (в том числе и пользуясь новейшими способами доставки и управления информации)

 

16/01/2018

И вот о чём я подумал: проблема современной русской поэзии (и большинства её региональных школ) в т.н. её расцвете – это, как заросшая грядка в саду – цветов много и многие из них хороши, но увидеть / рассмотреть их сложно в таких зарослях, а ландшафтного дизайнера нет, есть только обильный садовник или много садовников, взращивающих всё. Сомневаюсь, что есть какое-либо решение этой проблемы в настоящий момент, кроме того, как прореживать свою «книжную полку» (всё одно всё не прочитаешь, но хотя бы одну грядку – свою – можно привести в порядок) – избавиться от хорошего в сторону наилучшего для конкретно тебя. Вообще счастливы скудные литературы.

 

17/01/2018

Я – человек! Какой восторг!

 

18/01/2018

Человеком на бумаге остаться нельзя – либо ты человек (то есть цельность/неразделённость/полнота бытия) – либо нет, то есть человек – это путь пройденный им. Кмк), быть человеком – это означает, что ты уже дошёл до царствия небесного, а так мы все в пути пока ещё – то есть не совсем люди

Ещё одно, что мне кажется неверным – это отсутствие дистанции между автором и читателем, так называемый мгновенный отклик – это не отклик, это как овация за 5 секунд до финальной реплики вместо «умной паузы по завершению» спектакля. нынешний автор в своем большинстве, если подумать, более всего напоминает, если не попрошайку, то агента активных продаж (из тех, что по квартирам ходят), а ведь как было прекрасно прежде, когда читатели искали авторов. это было правильно, но виноваты всё же авторы, а не читатели, наша жажда славы, не честолюбие, а алчность по читателю, страх быть ненужным.

 

23/01/2018

Есть вещи, которые меня непрестанно потрясают: снег, тишина, сад, темнота, слепота. Подумал, что всё это формы света – слепок самого первого воспоминания (того, который от самого первого гласа новорождённого (а м.б. и от самого первого, когда вдохнул зиждитель в ноздри нашего предка душу).

И тишина это материя звука (если так подумать, продолжая логическую линию выше).

 

24/01/2018

Почитав тексты по анонсам авторов в ленте камрадов: поэзия сейчас поделена на составление списков вещей и противоборство с этим списком, то есть отстаивание чуда. Причём вторых явно меньше – что меня радует, потому что побеждает всегда меньшинство. В итоге.

Вспомнилось (из частного): когда я пьяной похмельной ночью на «Тыдымских чтениях», лет 5-6 назад, бормотал «Господи, дай мне сдохнуть» – это вероятно была молитва, которую он услышал. И тот человек умер, вероятно. Констатирую, пациент мёртв, а я жив. Для меня это 8 доказательство. Зафиксировал, чтобы не забыть.

 

26/01/2018

(конечно, я ошибаюсь): подумал, что человек – это животное, которое осознало, что оно умирает и с этим нужно что-то делать.

Тем, кто пишет в интернете, что телевизор не смотрит – гордиться-то в принципе нечем, поскольку просто сменил один телевизор на другой (более интерактивный и современный, где есть имитация важности вашего мнения о политике/искусстве/экономике, но это тоже имитация и тоже инструментарий отвлечения человека от книги и самостоятельного мышления).

 

31/01/2018

В моей вере мне более всего нравится необходимость и возможность ощутить, что есть что-то перед чем я мал, что есть те области в которых я даже не профан, а почти ничто – вот это ощущение высоты над собой и простора даёт возможность для движения вверх, вбок и так далее, возможность роста и движения. Если себя ощущаешь малым, то у тебя есть возможность стать большим, и больше себя. И остаётся быть только благодарным за простор.

Состояние счастья не зависит от скудности или избытка, что хорошо.

 

1/02/2018

Включая людей в свой внутренний, круг я обычно исхожу из презумпции их вменяемости – приятно, что редко разочаровываюсь (хотя с возрастом внутренний круг всё меньше). Это всё, что я хотел сказать

 

3/02/2018

Зависть никогда не бывает двигателем, только тормозом /веревочкой для бычка/. Соперничая с кем-либо, ты ограничиваешь свой горизонт – чужим горизонтом, потому соперничать/соревноваться полагаю вменяемым только с собой. Зависть привязывает к не-движению, увидеть горизонт – начало изменения или движения.

 

С человеком всегда комедия. Даже если божественная.

4/02/2018

Эпоха самиздата не завершилась – он просто стала всеобъемлющей и теперь в самиздат входят и т.н. толстожурнальная гильдия и все наши искусно или безыскусно изданные книги. Можно, конечно с этим не соглашаться, а можно взглянуть на тиражи или отклик масс, или количества продаж, на свой круг читателей и посетителей наших литературных посиделок. И мне, кажется, что это нормальное и естественное бытование литературы – она /литература/ никогда не принадлежит своему времени, но – если повезёт – то всегда будущему. И в этом надежда – а не в тиражах прижизненных, которые хоть и приятны, но к литературе не имеют ровно никакого отношения.

 

Процессов вообще никаких нет (ни исторических, ни метафизических и т.д.), а есть только результат – а мы наблюдаем отдельные его фрагменты, детальки из времени и пространства. Кстати, в детстве это хорошо понимаешь.

Картина – это не только, что на ней изображено, но и её судьба, судьба её творца и судьба ее зрителей, а ещё и судьба изготовителя красок, полотна и прочая, и прочая – а значит и все перечисленное это тоже картина, то есть результат – это вся совокупность того, что было, что есть и что будет, то есть я о том, что всё существует в вечности, а не во времени, потому всё и есть результат, который не знает ограничения ни хронологического, ни пространственного. Ну мне нравится думать так. Сегодня.

 

Всё, что мы предпочитаем разделить – на самом деле неделимое (вот и Бог тоже – самое  простое, что может быть, то есть не подлежащее делению).

 

5/02/2018

Подумал, что премии Павла Бажова для равновесия нужна премия Ксении Некрасовой. Любопытно было бы сравнивать списки. И самое главное, что мне кажется – это было бы логично.

 

По воспоминаниям детства, мне кажется, что сугробы за ночь в полметра и мороз -30-37С – это нормальная русская зима (ну по крайней мере на Камне). Народ измельчал, однако.

 

6/02/2018

Отчего меня начинает подташнивать вот уже 20 лет? –

1) от неискренности (прежде всего в отношении самого себя)

2) от рафинированности

3) от любви к себе больше, чем к тому, чем ты занимаешься

4) от желания говорить больше, чем ты знаешь

5) от желания выделить свою деятельность поэта, журналиста итд в отдельную социальную страту. Всё остальное произрастает из перечисленного всё перечисленное регулярно нахожу и в себе.

 

Вдруг понял, что у меня нет претензий к этому миру, т.е. вообще

Лучшая проповедь – то, что делаешь с самим собой. она же и наиболее у(по)бедительна.

 

7/02/2018

Рискну высказать суждение: а Ломоносов-то, как поэт, помощнее будет и Пушкина и всей последующей русской словесности вплоть до сего дня. это я наконец-то дозрел до пристального чтения Михаила Васильевича

О том, что нация сформировалось м. сказать только появление у неё своего поэта.

Говорю не о причине – а об отметке, начале отсчета существования нации, а не её формирования.

 

8/02/2018

Где-то в 2007-м году обнаружил ещё один идентификатор «стихотворение или нет». Для этого надо выйти в лес и попытаться прочитать своё текст там. Хорошее/настоящее стихотворение не разрушает природу, оно уместно в ней, и является такой же частию его леса жизни. Что любопытно – большинство современных текстов тут же обнаруживает свою чужеродность природе (ну и космосу соответственно). Попробовать рекомендую – только при этом слушайте не столько себя, сколько себя в ансамбле мира – тогда можно услышать, где ты сбиваешься и фальшивишь.

А развалины – это тоже природа, территория отвоеванная ей обратно.

 

9/02/2018

Состоялся любопытный диалог с камрадом-агностиком. Выяснилось, что для него есть необходимость доказывать своё существование (вероятно, что имелась ввиду литературная деятельность). И тут я понял, что у меня нет этой необходимости доказательств – поскольку Бог и так видит. Тут же припомнилась фраза о библейских персоналиях «и ходил он перед Богом ...» столько-то лет. То есть – мы всегда на виду, потому и нет смысла врать о себе – прежде всего себе. Создатель и так всё знает про нас (даже и то, что мы о себе не знаем). Подумалось, что вот понимание этой вульгарной правды – и есть особенность христианского мироощущения, то, что определяет наш диалог (прежде всего с Богом, а потом и со всякой тварью и живой и неживой).

Предположение, что мир есть майя или сон Брахмана, или того, что есть колесо сансары – снимает с человека ответственность за его действия – а в моей вере, в моем понимании – мне важна ответственность за каждое сделанное тобой (непризрачность бытия, так сказать) и линейность истории – то, что человеку надлежит один раз умереть, а потом – суд. И для меня это очень и очень ценно. Кстати, даже как для литератора – то есть знать, что человеки могут забыть (и обязательно забудут) всё, что ты здесь сделал/написал и прочая, но будет один, который всё это видит и помнит.

 

11/02/2018

Любопытно, что большинство смотрящих на мир через религиозную призму – имеют оптику или буддистко-синтоисткую, или (если выбирать из авраамических) мусульманскую. кстати очень многие самономирующиеся, как православные – так же более всего произносят речи и совершают поступки более сообразующиеся с магометанским религиозным мировозрением, чем с христианским. Это я к тому, что мне кажется (вот в эту минуту), что христиан довольно-таки мало и в мире, и в России. Есть ещё и языческие граждане, но здесь вообще мы имеем дело с придуманными представлениями о язычестве, с не народным мироощущением, а с фантазией о том, что так могло бы быть у предков нашего рода.

Основное для меня – это заповеди блаженства, а человек – это всегда линза, преломление источника. Ну и ещё для меня важно в Новом договоре – провозглашение того, что любовь должна быть не только жертвенной, но и деятельной – это и правда важно и в других религиозных концептах этого нету. Даже в магометанстве важно быть верным, то есть достаточно соблюдать некий список правил, а в христианстве – важно не столько следование правилам, сколько исполнение любви. Опять путано говорю, но я вообще косноязычен крайне – особо касательно описания своей религиозной линзы.

Христианство – это прежде всего «да», то есть радость и возможность полноты бытия прямо сейчас и здесь, а это уже разница в подходах к миру.

 

12/02/2018

Мне 90-е были в помощь (отучился сразу) – вообще за что 90-м благодарен это за то, что они мне объяснили, что в мире очень много того, что совсем без надобности мне. Ну то есть – совсем.

Счастье тоже страдание, но по своему. Если отнестись к нему, как послушанию. Вот хочешь почувствовать себя несчастным, а нельзя.

Если вдуматься, то мы видим не мир вокруг, а рубцы и шрамы на своих зрачках (от того и поправить м. только себя, если получится).

 

13/02/2018

Всё в мире – поэзия даже чистка ёршиком унитазов, а вот исполнение м.б. (и чаще всего бывает) на троечку, но зато твёрдую.

И да – я доволен собой, как поэтом. Считаю себя достойным своей судьбы.

 

14/02/2018

Интересно, что современная (временная) культура выстроена полностью на язычестве и восточных (китай / индия) философских, ценностных, мифологических системах (не христианских). И, как вам нравится то, что она проецирует для вас в виде окружающей матрицы? Речь более всего о т.н. западной культуре, которая уж точно не является христианской сейчас. Мышление европейских народов осталось варварским, а восток они адаптировали под себя, также возможно было и с авраамическими религиями – вероятно, в этом и причина лёгкости отказа от христианской культуры и возвращение в потёмки.

Теория колеса возвращающейся смерти даёт не внятные, а понятные ответы. Разница всё же есть. Вообще в иудаизме и христианстве ответы есть – иное дело, что они нас – по  человечески – не устраивают. И это понятно. Одна из притч или история (коанов скорее) звучит например так: чтобы понять Бога – надо понять почему Гитлер попал в рай.

 

И ещё об ответах: ну как м. понять квантовую теорию, добровольно оставаясь в рамках арифметики?

 

Зайдёшь в фб поплакаться – прочитаешь, как другим тяжело жить – и ужо плакать о себе не остаётся времени, да и жалость к себе исчезает. Это нормально. Спасибо

 

15/02/2018

Вызывает сомнение осмысленность существования любого союза писателей в современной России.

Если кто сможет объяснить мне здравый смысл этого предмета буду премного благодарен.

Кажется, что современной литературе нужна другая (радикально) форма самоорганизации и деятельности. Или вообще не нужна.

А ещё я думаю, что союзу писателей необходима своя издательская корпорация, как минимум, и своя сеть книжных магазинов, как в оффлайне, так и в виртуальном пространстве. и это, как минимум. То есть в нынешних экономических условиях иная форма существования заведомо провальна и необеспечена будущим.

 

16/02/2018

То, что происходит с нами красиво. всегда. только пока это незавершённая несовершенная красота

 

18/02/2018

Думаю, что, чтобы Бог вошёл в тебя или свет хотя бы немного осветил для тебя и в тебе пути – ему нужно освободить место, а это место в нас обычно забито под завязку – прежде всего обидами (на мир, на себя, на своё/не своё окружение и прочая). А вот простишь обиду – и, глядишь, мир кажется более прозрачным, и звёзды видны и дышать есть куда. Это я к тому, что прощённое воскресенье прежде всего нужно прощающему, потому простите меня грешнаго, и я вас прощаю.

 

26/02/2018

Если вдуматься, то история Улисса и Полифема – это история дзен.

 

28/02/2018

Безотносительно, подумал, что толерантность в формулировках формирует «слепую» картину мира. Например, часто звучащее «работница сферы эскорт-услуг» – это уже не проститутка или шлюха и отношение другое, и вес слова блудницы кажется выше и чище. Потому я против толерантности в словоупотреблении, нечестно оно и лукаво и в отношении говорящего, и в отношении внимающего.

 

Есть ценности и бесценности вечные. Блуд имеет один смысл который объединяет остальные производные от него значения. Алкоголик начинает выходить из спиртового блуда только когда понимает, что он алкоголик, а не служба эскорта сопровождения алкоголя.

 

Ошибка (или промах) – это ещё более обширное слово – «грех». Блуд – это его разновидность, размыкание цельности человеческой природы.

 

1/03/2018

Никогда не любил Ксению Анатольевну и голосовать буду за другого кандидата, но вчера/сегодня просмотрел дебаты и – д. отдать должное: из кандидатов выглядит наиболее цельной, собранной и «работающей». Остальных не могу воспринимать серьезно по разным причинам. Повторюсь: этически и эстетически Ксения Анатольевна – мой противник, но противник – достойный. Может быть, когда нибудь подобных кандидатов будет больше двух. Ну, скажем, лет через двадцать. Хотя есть у меня подозрение, что это последние выборы президента и далее Россия будет переформатирована в парламентскую республику.

 

8/03/2018

Что красиво в этом празднике – это то, что русские его опять переиначили и переосмыслили, обратив его месседж на противоположный (и это мне нравится).

 

14/03/2018

Стивен Хокинг умер, но я так и не понял до сих пор почему он «большой учёный» (возможно, что это вина журналистов, которым были интересны не его научные изыскания, а его футурологические прогнозы – так легко соотносящиеся с рекламными заголовками).

 

19/03/2018

Вообще пока оппозиция не будет национально-ориентированной – она так и будет проигрывать, то есть на деле это был референдум между национально-ориентированной концепцией развития страны и условно-глобалисткой. И действительно первые три места отданы национально-ориентированным группам избирателей. Ну и бойкот выборов, конечно, стратегический просчёт оппозиции (на мой взгляд). Плюс, я полагаю, что самое обидное в том, что оппозиционеры не имеют желания и сил переступить через свою гордыню и объединиться в единую силу. Боюсь, что это будет продолжаться и дальше. А сильная оппозиция необходима для нормального развития страны. Но оппозиция должна быть ориентирована на свою страну, а не на желание понравиться другим нациям.

 

Сейчас попытаюсь сформулировать: вот никак не могу понять саморекламу литераторов в соцсетях, в интервью и прочая. Вообще быть поэтом или прозаиком – это стыдно, вдвойне-втройне стыдно не стесняться этого, потому что весь наш путь на самом-то деле состоит из неудач. То же самое, что быть алкоголиком и хвастаться неожиданным запоем. Сам вот такой же. По счастью вроде бы завязал сейчас и это хорошо. Впереди ещё полжизни. Другой. Понаписано много. Прочитано другими единицы текстов, именно прочитано, а не пролайкано. Остальным хватит надолго, если вообще кому-то это было нужно. В чём лично я сильно сомневаюсь. Запой нужен анонимному алкоголику, чтобы покинуть зону анонимности. Предпочитаю анонимность. Это у меня всё ещё грипп, если что.

 

20/03/2018

В дополнение предыдущей записи: стихи – это побочный продукт жизнедеятельности человека, мы же не гордимся другими продуктами этой самой жизнедеятельности:) Цель пишущего стихи – вовсе не стихи и не успех у посторонних наблюдателей, это всё лишь процесс (м. сказать физиологический).

 

Надо понимать, что Богу религия не нужна, она нужна нам (некоторым из нас), которые вышли на поиски его – нужна, как карта путей.

 

21/03/2018

Вдруг понял, что слово стыд мной воспринимается несколько иначе, чем некоторыми другими. Стыд – это хорошо, это выход из себя прежнего. В таком прочтении – бесстыдство или отсутствие стыда о себе прочитывается совсем иначе – не так ли?

Для меня стыд – это маркер (навроде жёлтого цвета на светофоре) – сигнал приготовиться. И стыдно не то, что ты пишешь, а чувство того, что ты уже состоялся (хотя при жизни этого просто не бывает) – из которого вырастает то тщеславие, что позволяет другим незаметно или заметно нами управлять (если мы опять возвращаемся к стихописанию – что, безусловно, лишь частный случай в общей картине).

22/03/2018

Вчера в Тыдыме была оттепель. Сегодня прекрасный снегопад раннего декабря. Сосульки, что остались от вчерашнего дня сползая и не падая с крыш – напоминают нахохлившихся длинных птиц с клювами пеликанов такие ледяные напоминания о точной геометрии и её прямых углах

 

23/03/2018

Я – человек неприятный, поскольку мысли очень странные посещают меня при просмотре ленты френдов /и не только/ в соцсетях, и очень странно связываются события и факты, которые – казалось бы никак не связаны.

Вот и намедни вначале появилась очередная, что называется оппозиционная, запись одного из редакторов одного из советских ТЖ. Замечу при этом, что это один из тех журналов, которые считают, что государство должно их хранить / помогать / лелеять и создавать условия на каком основании, впрочем никогда не обосновывается.

Затем прилетела фраза Зиновьева «мы метились в коммунизм, а попали в Россию».

И наконец, новостные каналы оповестили о уголовном преследовании Саркози за связи с Каддафи, который проспонсировал выборную компанию первого.

И вот, что подумалось в связи с этим:

В 80-е и 90-е эти самые журналы стреляли миллионными очередями по России – правда попутно отстрелили себе ноги (государственное финансирование и интерес к литературе, который в авторитарном государстве всегда выше, чем в мифически-свободном). Тираж устремился к исчезновению, благодаря стратегии их благородных редакций в белых перчатках посреди гумна (то есть глупого и безнадёжного народа). Но даже в таких обстоятельствах эти самые персонажи-редактора стараются прострелить себе ещё и руки, играясь в жертв или хотя бы критиков режима.

Вот я не могу понять, чего здесь больше глупости или бесчувствия, жажды не сохранить свои издания, последнее всё же мне кажется основной задачей редактора любого издания. Сохранить любой ценой. Работа редактора вообще крайне унизительная и – да, она состоит из компромиссов – в том числе и со своей совестью, поскольку редактор – никогда не один, за ним стоят все те, кого он уже публиковал или же опубликует ещё.

Будет интересно увидеть, как вы отомрёте. Сами, поскольку ценили себя в литературе больше, чем саму литературу. Мы-то, постсоветские издания, выживем – поскольку иначе и не умели и не жили, а вот вы – просите кормить себя и кусаете руку, дающую вам еду. А вот не просите теперь – попробуйте выживать сами. Получится ли – сомневаюсь, но попкорн никогда не закончится. Ну и центры силы современной литературы сейчас совсем не вы, вы скорее периферия, которая дожёвывает беззубым ртом то, что было сварено в литературе лет 30-40 назад. Зачем я это написал? чтобы ещё немного подумать и пойти дальше. Спасибо.

 

25/03/2018

Из любопытного. Подумал: то, что современная система предлагает нам через новостные ленты, через соцсети и прочая меню ненависти. Если внимательно почитать ежедневный Интернет – то вся ненависть плавает на поверхности, а мы её ещё и умножаем – считая себя вправе высказываться по любому информационному поводу, вне зависимости от того сколь мы квалифицированны для вынесения суждений.

Вот эта «лёгкость необычайная» в праве на суждение и есть инструмент манипулирования каждым из нас, поскольку – будем говорить честно – людей глупых большинство, соответственно и тех, кто считает, что имеет право на высказывания тоже большинство – так и формируется коллективное бессознательное, связуя самые тёмные наши части в единое целое и умножая его, как линза, и проливая темноту на всё информационное пространство.

Как, скажем, я пребываю в борении с этой темнотой.

1) Когда меня пытаются вывести на пути ненависти к какому-либо государству? – я вспоминаю то хорошее, что есть в этом государстве. Например, на США – я смотрю через линзу Марка Твена, Уолта Уитмена, Фолкнера и т.д. и т.п. Я вижу Киев, как город Булгакова и Гоголя, а не город Бандеры, Петлюры, Яроша и других не очень умных людей. Германию, как страну Канта, Гёте, Вагнера, Баха и т.д. Англию через Шекспира. Францию через Вийона и Верлена. Список м. продлевать до бесконечности. Но не буду.

2) Прежде, чем вынести суждение, я допускаю возможность своей неправоты, своего незнания – и замолкаю прежде, чем сказать что-то впопыхах. Если есть возможность не говорить – лучше молчать. Есть возможность услышать что-то нужное тебе – оно, как правило, находится на периферии информационного месседжа.

3) Читаю источники – желательно первоисточники. Читаю бумагу, а не электронные средства доставки информации, в которых вероятность ошибки или ложного (иногда непреднамеренно) толкования всегда выше, чем у бумажного носителя. Эта вероятность исходит из того, что слишком легко разместить любую глупость в Интернете, чем на бумаге. Всё же у нормальной книги – всегда больше создателей и барьеров перед дезинформацией.

4) Я не реагирую на чужую частную жизнь /на богатство других, на сексуальные или пьяные похождения других – то, что обычно расположено в разделе «светская хроника»/ – потому что помню, что голым человек приходит в мир и таким же уходит, единственное, что мы уносим отсюда – это то, что взяли в сердце от мира. Не хотелось бы, чтобы это были ненависть или зависть, или осуждение кого-либо, а не себя.

Своим детям я всегда говорю, что тот, кто читает книги /бумажные/, всегда будет управлять теми, кто пользуется Интернетом, телевизором. Потому что последние пользуются готовым меню, а первые – учатся создавать это самое меню.

Зафиксировал. Пошёл дальше.

 

28/03/2018

Думаю о людях с сожженой совестью – о «математиках». А что если бы погибло 23 человека – горе/трагедия/преступления было бы меньше в 2 раза? Из нас делают (и держат за) «глотателей пустот». Молчу дальше.

 

29/03/2018

Был объявлен религиозным фанатиком и было сказано, что мое место в прошлом планеты. Это правда. Я – религиозный фундаменталист христианской направленности. Фундаменталист мне больше, как определение, нравится – поскольку означает точку опоры в этом мире, почву на которой ты стоишь, исходный рычаг во взаимоотношениях с миром. религия обозначает человека, как часть вечности, а не как дольку/отрезок времени, потому в вашем определении моего места во времени – для меня нет ничего обидного.

 

2/04/2018

Подумал, как забавно играет время со словами (причём в обретаемых ими новых смыслах есть пропагандисткий оттенок вечного противостояния левого и правого берега босфорского пролива: например, деспот – верховный правитель, пользующийся неограниченной властью (аналог императора), сатрап – подчиненный деспота, руководитель сатрапии (области, входящей в империю. по-русски говоря – губернатор). Не правда ли для того, чтобы изменить отношение к той или иной составляющей мир – надо всего лишь изменить эмоциональный смысл слова?

 

3/04/2018

Глубокое заблуждение думать, что человек вышел из первобытно-общинного строя. На самом деле изменились только палки орудия достижения цели, но настройка осталась той же. Потому что изменения происходят на другом уровне – не орудий производства, а сознания это к спору, что первично бытие или сознание. А пока мы остаёмся варварами с хорошими газонокосилками и большими благоустроенными пещерами.

 

Самое удивительное, что Россия – как наследница византийской цивилизации – менее варварская по ментальности, чем цивилизация наследников варваров, то есть Западной Европы. Просто у них – pr-менеджеры лучше, но для меня pr чего-либо, признак неполноценности этого чего-либо. Настоящий товар «впаривать» нет нужды. Но своей культуры / философии, да и религии мы к несчастью почти не знаем, и – что хуже – не интересуемся = а вот это уже впадение в варварство, которое мимикрирует под сближение в «цивилизованным миром», который и не цивилизован, и не мир вообще-то.

 

Для меня то, что античность нас мало коснулась – не проблема, для меня бОльшая проблема – то, что мы именуя себя третьим Римом совсем незнакомы со вторым Римом – хотя и его достоинства, и его недостатки напрямую определяют наше общественное развитие – и в этом смысле, мы – действительно – варвары (в том же смысле, в котором упоминались греки у Платона). А пока мы не знаем базиса, на котором была выстроена русская цивилизация, мы не знаем ни своих сильных сторон, ни слабых. А вот это уже печально. А про просвещенное варварство – мне кажется, что слово «просвещенное» – это симулякр не отрицая при этом вершины, которые есть в западной культуре, но эти вершины сейчас не тренде её развития. как мне кажется.

Для меня история – это не хронология, а изменение этических понятий. А цивилизация – культура сознания – если та или иная нация направлена на разрушение / подчинение других себе через палку, то она не цивилизованна, потому все цивилизации погибли варвары возвращаются.

 

4/04/2018

Посмотрел запись, где батюшка исполняет «мурку». Ну что я могу сказать? Прежде всего – поёт красиво и хорошо. Мне понравилось. Во-вторых, батюшки – тоже люди (как ни странно – было бы странно, если эту песню пел бы монах, и неправильно, если бы – мурка звучала во время богослужения). В третьих – ну, вспомните, кто оказался на небесах – вторым после Христа (согласно преданию).

 

5/04/2018

Подумал, что скорость современного общения я сейчас о коммуникациях привела к поверхностности человека во всём, но прежде всего – к поверхностности и необязательности общения с другим человеком.

 

8/04/2018

А вот тем, кого к середине сегодняшнего дня стало «колбасить» от праздника моей социальной группы – стоит немного подумать, как эту социальную группу «колбасит» от отдельных ваших записей в остальные дни, и ничего терпим. Так что потерпите или отпишитесь и всё будет у вас хорошо. а у нас – праздник от того и шумим радостно.

Праздник не про то какие мы есть, а про то какими мы будем.  Какими будем, потому что если не будем такими, то и вообще не будем.

 

9/04/2018

О случайных радостях сего дня – неожиданное: появился в хозяйстве, то есть даром – ещё один книжный шкаф на 8 полок по 2 ряда), два подобных шкафа ушли в ангар под хознужды (топоры, молотки, бензопилы и проч.), ещё одна стенка стоит во дворе и ждёт, что с ней хозяйка решит и как бонус сверху – серебряные чайные ложечки. Воотъ, а вы говорите (ну то есть молчите). Н-да, ну и снег почти сошёл.

 

12/04/2018

Патриотизм – это о любви, а не о разделении. Если о разделении, то это не патриотизм, а его противоположность.

Либертарианство, как высшая форма патриотизма.

 

Подумал о двух вещах: 1) странный у меня организм – примерно за 2 месяца до определённых событий он перестаёт производить стихотворения (предпоследний раз это было в 2014 году) 2) о начале/завершении ближайшей войны мы узнаем по отключению телевизора/компьютера/планшета/смартфона и т.д. Это её главная особенность.

 

14/04/2018

Когда от литератора звучит вопрос «То есть виски теперь у нас будет исключительно белорусский?» –  это мне говорит больше о современной русской литературе, чем собственно её чтение (точнее про отдельные её сегменты). Лучше молчать, чем говорить – и не позориться.

 

16/04/2018 

Что надо знать о нынешнем мире: время непрофессионалов, но зато – во всём.

 

Чем этот мир отличается от предыдущих?

Отсутствием мобильных систем коммуникаций для трансляции мнения непрофессионалов на весь мир. В остальном всё так же.

 

По ходу дня подумал, что чтобы понять, что я говорю – надо знать, что я был во вполне сознательном возрасте, когда телевизоры были если были черно-белые, компьютеров персональных не было, интернет ещё использовали только военные США, а телефоны были если были – проводные и с дисками. Потому, когда мне говорят, что что-то м. узнать по мере надобности из гугла – я понимаю, что это прямой путь в каменный век как это не удивительно, поскольку связка учитель-ученик исчезает, а значит и сакральность выносится сквозняком, в варварскую пустошь.

 

18/04/2018

Прошло 30 лет. А я так и не знаю, что такое поэзия.

 

19/04/2018

А самое любопытно, что если соцсети исчезнут, то каждый из нас вернётся на своё подлинное место (в значении – все пациенты разошлись по своим палатам). это было бы забавно – если бы было.

 

… человек не умеет быть в одиночестве,  но одиночество тоже может быть хорошим топливом – просто мы разучились …

… собак люблю и по счастью они не пользуются соцсетями – ибо коллективное бессознательное им неведомо – лучшим из них …

… в этом контексте мне было бы больше интересно исследование о том насколько увеличилось количество психозов и их выплесков из-за тех же самых соцсетей и их воздействия, поскольку все жё в своей основе (на мой субъективный взгляд) соцсеть и есть феномен коллективного психоза …

… соцсеть это и есть подмена, то есть постановка в центр своей или другой личности своего / их виртуального образа

… подмена реальности на её симулякр в виде соцсетей, социума – как сложной системы взаимоотношений реальных индивидуумов на интернетовских персонажей. В общем-то подмена человека на его тени. Но соцсети будут для меня – увы

… но сам факт раздвоения реальностей признаётся вами? остальное уже разность подходов/отношения к самому факту раздвоения их, то есть я же не ругаюсь – я просто говорю, что для меня в раздвоении есть что-то неправильное, не позволяющее мне принять важность одной из этих реальностей

… полагаю, что реальность одна, а всё прочее это её формы / частности / отражения и т.д.

… то есть я говорю о цельности / не-цельности внутри лесоруба, а не внутри топора.

…  мне интересно было бы посмотреть на читателя после того, как он закроет книгу, на разговаривающего по телефону после того, как он положит трубку, на зрителя и актеров после того, как спектакль закончен. Считаю ли я книгу реальностью? нет, но частью её – да, разговор по телефону или написание письма считаю формой деятельности в реальности, то есть лодкой, но не водой. А вот если актер или зрители, выйдя из зрительного зала, сочтут все произошедшее перед ними или с их героями реальностью и продолжат жить в соответствии со спектаклем – то это психоз и душевная болезнь. Хотя повторюсь мне экспериментально интересно, что будет с нами если у нас забрать часть того, что мы считаем реальным.

… я не ставил задачу и никогда не ставлю кого-либо в чём-то убедить. А остальное – это остальное, то есть бывают в медицинской практике случаи, когда человек себя считает здоровым, а бывают случаи, когда это не совсем так. Это обычное положение для этого мира, с которым я предпочитаю не спорить, но – наблюдать.

 

20/04/2018

Подумалось, что соцсеть в том числе выполняет роль дополнительного желудка, то есть если в до-сетевое время человеку приходилось проживать всё в себе и тщательно работать наедине с собой, то ныне – есть возможность покинуть эту внутреннюю – часто очень тяжёлую и травматичную – работу и перекинуть её в сеть, облегчив тем самым себе жизнь, но и снизив свою массу жизненной мышцы, своего эмоционального опыта проживания внутренних травм. А человек, как я уже как-то говорил, это травма в нём.

 

22/04/2018

В кратковременном пребывании за пределами своей среды обитания уяснил для себя, что диссонанс меня и внешнего мира взаимное недоверие усиливается и угол зрения смещается всё сильнее, что в общем-то, конечно, интересно только мне – как и должно быть.

 

23/04/2018

Сегодня отвлёкся на термин «прелесть», читая некоторые материалы, вычитал, что принято/правильно понимать, что каждый из нас в той или иной степени находится в ней прелести – то есть никто из нас не прав окончательно и полностью и это понимание – прекрасное поддерживающее лекарство для нас. Подумал, что это относится не только к духовной жизни, а вообще ко всему. Сделал зарубку для себя и по себе.

 

24/04/2018

Из моего комментария к чужой записи:

1) замечу, что не стыдно за стихи и доволен стихами – это довольно-таки разные категории.

2) способность любить – это, скорее, возрастная шкала, то есть в разные периоды нашей жизни любовь о разном.

Возраст – это качественные изменения духа, то есть совсем не хронология.

 

Я уже где-то (возможно, что здесь) писал, что мы разучились быть наедине с собой, а соцсеть – это способ/метод спрятаться в свою норку и вот то, что ты только здесь – на открытом пространстве – ощущаешь себя в защищённой камере/комнате – мне кажется психологической перверсией, так отдельные зависимые после дозы ощущает свою крайнюю важность для мира, но мир остаётся миром, а зависимые зависимыми.

И ещё, вдогонку: особенность общения в соцсети – вылавливание определенных кодовых слов из текста и истолкование смысла текста исходя из суммы и наличия этих «сигналов», то есть не чтение, как таковое, а общая медитация. Вот это меня печалит отчасти

 

26/04/2018

Случай сугубо-частного мнения (из моих комментариев): тот, кто учится – в итоге понимает, что он не понимает, где хороший текст, а где плохой – поскольку любой текст можно оживить толкованием (даже если он мёртвый), и любой хороший текст – можно осушить, если поставить перед собой такую задачу. И в данном клиническом случае всё зависит даже не от текста, а от базового горизонта эксперта-читателя и от целей, которые эксперт любой читатель ставит перед собой.

 

Человек не играет секунды своей жизни (при любом раскладе не играет во время рождения и смерти, а дальше, как получится).

 

Неофитов и учительство не люблю, но люблю собеседников – они подчас учат своего учителя, поскольку напоминают ему о вопросах, которые он забыл То есть учат диалоги и вовсе не обязательно о литературе и с литераторами. Главное уметь прислушиваться и чистить белый шум столь привычный нам.

 

27/04/2018

Некстати подумалось, что изменений фейсбучного вопроса с «что вы думаете?» на «что у вас нового?» - это про то, что мы впадаем либо в детство, либо в рай обывателя, то есть нам предлагается не думать, а отвечать на вопрос «how are you?» (желательно с акульей улыбкой и вероятно «I m fine»). Интересный вектор. Я правда, по привычке, продолжаю думать вовнутрь, и – желательно – без нового, прежде чем поделишься новым – нужно, чтобы оно стало старым, то есть осмысленным и пережитым.

 

Вот задумался, что осталось от исходного Платона в современном Платоне, если «Оригинальные рукописи текстов Платона до нашего времени не дошли. Старейшими копиями произведений являются найденные на египетских папирусах в Оксиринхе фрагменты нескольких диалогов, датируемые около 200 года н. э. Наиболее древние сохранившиеся полные тексты относятся к X веку». Напомню, что годы жизни Платона 428 д.х.э. Это сколько же переписчиков и пересказчиков за эти 600 лет «доработали творчески его идеи». Вот и с нами будет то же самоеесли сильно повезёт.

 

О памяти/бессмертии хотя бы через тексты – да, периодически имею дерзновение, которое усмиряется, подобным «платоновскому», казусами, но думаю, что это свойственно каждому из тех, кто занимается пост-творением в том или ином виде. вообще мне кажется, что это дерзание о бессмертии – часть человеческой природы, через которую мы или растём или погибаем

 

29/04/2018

Платон не отпускает. Первое слово (которое от источника, которое первоначально-платоновское) – камешек попавший в воду, а то, что мы называем его речью (в случае Платона – диалогами) – это уже круги/рябь по воде но и первое и второе уже часть воды, хотя и в разном качестве.

 

1/05/2018

Из разговора. Для меня – форма речь шла о поэзии – это прежде всего то, что внутри, то есть не подлежит изменению, а то что изменить возможно – это маска, как древнегреческая персона {маска}. Как ни парадоксально – форма в поэзии – это то, что таит себя и потому авторство состоятельное всегда узнаваемо.

 

Подумал об ошибке инерции тех, кто продолжает думать, что представители творческой элиты/не элиты продолжают быть носителем, хранителем, позвоночником неких моральных/этических принципов человечества к слову, не уверен, что оно так было вообще когда-нибудь – за исключением нескольких бастардов из этой среды. Скорее напротив, именно они и являются наибольшими инвалидами, поскольку расположены всегда на стыке оппозиций истина/ложь, свет/темнота и т.д., то есть именно на их нашу долю приходится наибольшее искажение человеческой природы. Таким образом я говорил бы о том, что именно среди их нас преобладает отсутствие правды о человеке но это я уже про своё, частное. Кстати, именно та царапина, которая мы, и есть наибольшее гноище, поскольку более всего соприкасается с инфекцией.

 

3/05/2018

Когда ты смотришь на мир трезво – он исчезает из того места, где ты его предполагал.

Более всего мы я нетрезвы относительно себя - потому что правда о себе вполне может нас уничтожить/аннигилировать.

 

7/05/2018

Хожу под впечатлением – два дня прочитав одну заметку «Существование бога опровергнуто математически». Лента.ру в очередной раз отличилось. В общем-то вполне символичная статья для тех, кто расположен вне веры (если не против её). Проколы тоже обычны. Суть вот в чём доказательство существования или несуществования Бога в принципе невозможны – поскольку Творец и Тварь не одно и тоже. Мы весь мир, космос, время находимся в области твари творения. Бог расположен вне твари за пределами пузыря Большого взрыва, в результате которого и появились константы времени и пространства. Потому крайне забавная фраза из этой статьи «Согласно «доказательству монотеизма», это невозможно, поэтому всеведущее существо со свободной волей может существовать только в определенный момент времени» имеет отношение не к Богу, а к крайне упрощённому пониманию о Боге отдельных журналистов и учёных. Суть в том, что Бог в этом мире недоказуем для этого и существует вера. Можно ли верить или говорить о том, что ты не веришь – если этого чего-то не существует для меня сомнительно. При любом раскладе в моём понимании обсуждать предмет возможно только лишь при его наличии. И ещё - если ты живёшь в замкнутом пространстве комнаты и никогда не покидаешь её – ещё вовсе не означает, что дом, город никто не построил. Ну и самое главное – для меня доказательством существования Бога является вера в то, что мир неслучаен/не-бессмысленен и всё, происходящее в нём имеет целью не финальную энтропию, а вовсе не математика, которая базируется на вполне ограниченном, но всё же множественном, наборе принятых аксиом. Тогда, как в вере – аксиома только одна Бог есть Господь а вот, что она означает интересующийся может узнать сам – гугл в помощь.

 

Присутствие Бога недоказуемо знаниями человека, поскольку эти знания в принципе ограничены, но доказуемы сердцем, то есть тот, кто желает – увидеть Бога и его действие в этом мире, тот его видит или ощущает его присутствие и необходимость, тот, кто не хочет – не видит. Бог не насилует, но наклоняется к тому, кто пожелал его бытия, то есть это обязательно двунаправленное действие. Как пример – вот вы пишете стихотворение и знаете о нём – работаете с ним, но в то же самое время – оно изменяет и вас. И оба стихотворение и автор существуют только совместно. Если у первого нет автора, то и стихотворения нет, а если у автора нет стихотворения, то и он уже не автор. К слову именно про это говорил Хокинг, когда говорил, что Бога не было до начала времени в одном из последних его интервью, то есть Творец существует только после того, как появилось творение и только во взаимосвязи с ним.

Надо понимать, что время это часть вечности (неисчислимо малая), потому делать выводы о Сущем основываясь на его фрагмента это некорректно в принципе, то есть законы большого пузыря (взрыва) малоприменимы к тому, что его вмещает, а являются только частным случаем общей картины, от того и любые выводы основанные на выявленных закономерностях этого мира, применимо к сущему будут ошибочны – тогда остаётся только вера.

 

В последнее время начал воспринимать фразу Гребенщикова «небо становится ближе с каждым днём» иначе, чем прежде. Раньше казалось, что это про то, что небеса приближаются к нам, теперь появилось ощущение, что мир вокруг меня становится меньше, так ребёнок израстается из своей детской, чтобы покинуть стены, где ему уже тесновато, вырастает из неба, чтобы увидеть небеса, так и зёрнышку по весне становится тесно в земле. К чему бы это изменение картинки?

 

23/05/2018

Весь день думаю о том, где человек располагает золотой век. реакционеры – в прошлом золотой век был и больше его не будет – надо вернуться, революционеры – в будущем мы живём и жили в нехорошие времена, но при приложении определённых действий – мы придём к золотому веку, то есть всегда вне своего отрезка времени. Удивительно, но мне практически никогда не встречалось у обывателя осознание себя, как части действующего лица золотого века. И вот, что я подумал: религиозное сознание выстраивает иную концепцию золотого века – он и в прошлом разрушенный рай и в будущем новая земля и новое небо. Любопытно то, что он – золотой век, с т.з. христианства (как мне кажется), возможен и сейчас в каждом из нас индивидуально – то самое Царствие Божие внутри нас. Таким образом, можно предположить, что золотой век – это не атрибут времени, а ось мироздания, то есть та точка, где мы располагаем своё сердце – если оно в вечности, то и золотой век всегда с тобой. Вот как-то так - не уверен, что внятно – но, как набросок, пойдёт.

 

11/05/2018

Значит, объяснюсь неожиданно вскипело: на мой взгляд, христианство – это не религия пацифизма. Тот, кто приводит слова «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» - отчего-то не обращает внимания на слово «напрасно» в финале этой фразы. Гнев необходим – это градусник, которым человек м. понять, при должных навыках различения, что перед ним адское создание, бес, которому следует дать отпор – или физический, или словесный – потому что если ты не даешь отпор, не отходишь от зла, не говоришь «отойди от меня, сатана», то ты постепенно сам перерождаешься в подобное отродие. Всегда ли мы верно гневаемся - нет, не всегда, существует искажение различения, которое основано, как правило, на круге социального общения и общепринятого мнения. Потому – десять раз выдохни, помолись если веруешь, а потом – бей по морде беса или – просто отойди если не уверен в точности своего зрения. Но – не собеседуй с тем, что полагаешь злом. Всё. Выдохнул.

 

15/05/2018

Из прекрасного: на днях еду на маршрутке – у шофера из магнитолы звучит книга Макса Фрая. Спрашиваю:

– на банке остановитесь!

Отвечает:

– а можно у банка?

Вот такой Тыдым. Удивительное рядом – достаточно всмотреться или прислушаться.

 

16/05/2018

Христианство – это про «не бойся – я с тобой», а страшный суд – совсем не о страхе – потому что на последнем суде всегда есть шанс на помилование.

 

17/05/2018

Вчера почитал присланный на вычитку мой список из 4 тома антологии уральской поэзии от Виталия Кальпиди. Ну что сказать? – это первая из трёх моих подборок в антологиях, которая меня вполне устравает, то есть первая – которую я могу с удовольствием читать, абстрагируясь от своего авторства и некоторых личных отношений с текстами. Она самодостаточная – и мне это по нраву.

 

24/05/2018

И вправду: нет места дальше от нас, чем мы сами. вот ищет если ищет человека ось мира, перебирает слайды мира вокруг себя и вдруг находит эту убегающую ось в себе самом и стоит перед её бездной и горой, и остаётся только молчать не дышать, чтобы не спугнуть бабочку. Это я о своём, продолжая размышлять о архетипах мифологии.

 

Отчего-то комментарии к записи о человеке, как золотом веке, то и дело выруливают на упоминание о политике. вот отрывок из моего комментария:

рай внутри человека, впрочем, как и ад да и всё остальное тоже внутри человека, как говорил Григорий Богослов: «человек – это макрокосмос помещённый в микрокосмос», а вот политика – это излишний слайд в колоде, если подумать – подмена реальности человеческих отношений. я в этом убеждён сейчас: политики нет в раю, она строительный материал для ада, болезнь, которой легко заразиться и заразить других при контакте.

Попутно подумал, что ведь понимание человека, как спрятанного, скрытого макрокосма – это основа для всех визионерских практик от Блейка и до метареализма надо будет позже развернуть эту мысль.

 

28/05/2018

Чем человек выше поднимается по внутренней лестнице поэзии той, что в нём – тем меньше его занимают побрякушки, бирюльки и прочий паралитературный перезвон. тем больше, он прислушивается к молчанию коридора, которым следует. Но всё же поэты, вышедшие к этому винту – такая редкость, что и хорошо, что и правильно.

 

29/05/2018

Вот лежит где-то на земле камень. ты думаешь, что это просто булыжник. а на нём весь мир держится. речь не про камни, конечно, и даже не о человеке хотя и про него тоже.

 

31/05/2018

И вот мне сообщили, что многое, что я пишу здесь является либо ересью, либо лукавством, либо эксгибиционизмом. Я этого нисколько не отрицаю. Во-первых, оправдываться глупо, во-вторых право на ошибку само по себе закреплено в сомнительных вариациях концепции свободы выбора, в третьих, не падает только тот, кто никуда не идёт, а поражения для меня ценнее, чем победы, поскольку открывают возможность вновь подняться и всё же дойти до цели пусть и по ломанной прямой – важно дойти, а не – не упасть. Для меня это так. Для того, и этот бортовой дневник, для того и эти самые «воспоминания о Эдеме»

 

Если Бог существует в вечности, то Христос во время великой субботы вывел из ада, всех праведников, которые жили на всём протяжении времени, то есть и наших современников, и наших потомков, а значит Последний суд уже состоялся, что не освобождает нас от ответственности в ежесекундном выборе. Конечно, я ошибаюсь, поскольку следую некой своей призрачной логике.

 

6/06/2018

Пушкин мне представляется таким русским Шекспиром.

Во-первых – оба воровали у других культур и авторов современников и не очень

Во-вторых – оба сформировали культурный код своей цивилизации, когда даже не читая и не любя того или иного автора, ты являешься типологически его персонажем.

В третьих – обоих сейчас вряд ли многие читают, но почитают однозначно.

В четвёртых – мы до сих пор сомневаемся, кто они были и были ли вообще, от того и любим по своему.

 

16/06/2018

Вчера, в Чертольне, были в зоопарке – наблюдал насколько люди перестали чуять природу. Мужик у клетки с медведем: «ну давай, вставай, чо лежишь?». Подумал: в природе медвежонок махнул бы лапкой и было бы всё в смысле - совсем всё. У клетки с волками их я особо люблю еще одна парочка «смотри какой, как наша собачка». В это время собачка и я смотрели друг другу в глаза, и было понятно кто здесь добыча. Финальная мысль была отчего-то про Поэтов и поэтов – та же самая несоразмерность, то же самое непонимание разницы.

 

17/06/2018

Самое удивительное, что со мной произошло в последние два года – это исчезновение чувства вины (не стыда внутреннего, который знает все места, которые надо успеть прибрать в себе, а именно вины, с помощью которой человеки научились управлять друг другом, которая привязывает нас к себе и не даёт жить и идти дальше, оставляя нас всегда в прошлом). Удивительное ощущение пребывания во свободе.

 

18/06/2018

Любовь и есть единственный закон с которым мы рождаемся и вместе с которым мы умираем, исчезла любовь и нет человека. А вы мне о справедливости и равенстве. Не бывает их в любви.

 

19/06/2018

Современная поэзия, которую адекватно могут оценить современные критики/филологи – м.б. и поэзия, но не совсем, поэзия ну та, что совсем поэзия всегда должна идти и идёт на одно-два поколения впереди критики/филологии. Так что не стоит обольщаться количеством внимания современников к тебе.

 

24/06/2018

Прочитал реплику у Владимира Захарова очень близко к тому, что думаю я про литературу: «Творчество начинается когда сочиняешь свою уникальную мелодию или рисуешь нечто такое, чему тебя не учили в изостудии».

Теперь от меня: творчество по сути своей Большой взрыв, то есть собственно творчеством является граница взрыва, расширяющая пространство мироздания, всё что внутри то есть – устоявшееся так или иначе уже на пути к энтропии. Всё это вполне применимо к поэзии. М.б уверенным пользователем ПК, но не уметь совершить/задумать качественный скачок от norton commander к windows 10. Вот тот, кто способен совершить такой скачок и занимается поэзией. Потому что поэзия – это постоянное смещение оптики наблюдателя.

 

25/06/2018

Большой взрыв – это и есть одна расширяющаяся реальность – точнее, надуваемый нами пузырь многих реальностей.

 

26/06/2018

Настоящее подлинное неделимо. То, что делится уже по определению только приближение к настоящему - каждый проживает скорбь, радость, смерть и рождение в одиночестве, но иногда мы соприкасаемся боками, как птенцы, клюющие с ладони крошки. Что тоже – если подумать – неплохо.

 

3/07/2018

Панически осознал, что отплыл от всех существующих берегов современной поэзии – бездна со всех сторон. океан, небо и горизонты.

 

7/07/2018

Подумал, что должен быть благодарным судьбе за то, что её прибой почти никогда не прибивал меня к тем или иным литературным берегам/тусовкам/группам и литературным островкам. За неимением места в других берегах – приходилось плыть или намывать свой берег. Я считаю, что мне повезло в этом.

 

17/07/2018

Подумал о литературной критике: мне больше по нраву «сложная критика», а не рекламно-распределительный проспект: критика, в моём понимании, служит вовлечению читателя в более широкий культурный контекст и обучает его {читателя} распознаванию культурных кодов, которые по счастью не всегда на поверхности – иногда требуется батискаф, который и есть «сложный критик».

 

20/08/2018

Вдруг понял, что основная проблема современной мне поэзии состоит в том, что каждый из составляющих её боится проиграть – хотя проигрыш в итоге неизбежен с оговорками.

… но мир и мiр всё равно выиграют. И не без нашего участия. То есть это тот случай, когда путь состоит из падений, но не упущений. И это нормально.

 

25/08/2018

Показалось, что что-то нащупываю в темноте. Оптимальные условия существования искусства его прорастания и возрастания – это максимальное внешнее давление тоталитарность внешнего, того, что м. было бы назвать внешней культурой. Искусство – антикультура, как дерево – антиземля. Именно потому высшие точки в искусстве появляются там, где сильнее гнёт внешнего: например, в годы атеистической культуры – метафизическое, религиозное, метареалистическое искусство. Точно так же происходит и в частных случаях, то есть, когда отношение реальности к автору максимально тоталитарно – именно в такие фрагменты его существования мы наблюдаем наивысшие пики его деятельности. К каким выводам это приводит – я пока ещё не определился, но буду думать дальше. После – допишу ….

 

29/08/2018

Сейчас будет мат-реплика (18+) о плакателях о лайках и своём непризнанном величии первых, вторых, третьих поэтов своего поколения. Да вы, бл@дь, ох@ели. Жить в рамках своего болотца и ограничивать себя его циркулем – это убивать поэзию. Шепну по секрету: поэзия – это не вы, и не три-четыре ваших собрата-современника, с которыми вы соревнуетесь. Это Шекспир, это Эдды, это Гомер, это в конце концов Мандельштам, Блок, Маяковский, Тредиаковский и Ломоносов, это Петрарка и Дант. И рядом с ними вы – даже не подмастерья, а так – Чичиковы и Хлестаковы. Но только с ними и имеет смысл вести турнир. Нет такого понятия – лучший поэт поколения. Ты либо – поэт, либо парша, осмысливающая себя. Ждущая поспешную похвалу от современника, ждущая славы – а значит и бесчестия. Прекратите убивать поэзию – она не ваша, она моя. И ещё вон тех нескольких парней – которые смотрят на вас и не видят, и не слышат из-за щебета вашего и плача. Не нравится ваше место в поэзии (отсутствие лайков и прочей бижутерии)? Ну и пошли на х@й отсюда.

 

30/08/2018

О регулярности, как тренинге. Стоит знать, что дышать тоже трудно (просто мы это делаем регулярно.

 

12/09/2018

Естественно и нормально – умирать, а рост всегда осуществляется через насилие над внутренним комфортом и самодостаточностью.

Насилие – в смысле преодоления тяги зерна остаться в земле, а не стать ростком

 

Почва одна антитеза – зерно так или иначе прорастет, дело в почве, а устремления разные у зерна. Лучше, чтобы зерно проросло хорошо и в срок, а не «не в срок» и чахлым. Разное бывает у меня в хозяйстве, потому и говорю по своим наблюдениям сеятеля: бывают и ленивые зёрна – красивые и блистательные, но бесплодные

 

Мы слишком обнадеживаем себя и друг друга такими понятиями/эпитетами, как талантливо-гениально и прочая. Когда то в одном, то в другом месте встречаю подобные оценки – вспоминаю притчу о талантах (а это деньги, а не задатки, в первоначальном смысле этого понятия. т.е. фундамент – исходная точка движения, но не смысл движения, не его движения цель. Вообще цель движения – это само движение, то есть количество попыток уйти от своего таланта – тем или иным способом в сторону его умножения или исчезновения, возможность усилия и даже насилия над собой. Вообще неважно сколько тебе дано таланта, важно сколько ты сделал шагов в сторону от данного тебе. И в этом смысле лично мне наиболее интересно наблюдать за людьми не талантливыми, не гениальными. Такими, как Леонардо, скажем. Их полёт более красив относительно получивших крепкие крылья.

 

13/09/2018

Пошлость – это отсутствие любви, то есть её имитация нулевая точка, между такими градациями на её шкале, как любовь и ненависть, а вот теплохладность пишущего средняя температура по палате действительно невыносима.

 

Кстати, ад это не только невозможность больше любить старец Зосима, но и невозможность больше умереть.

 

18/09/2018

Мы здесь в бытии не для того чтобы получить похвалу или кого-то очаровать – а чтобы посмотреть в зеркало. Всё прочее побочные дефекты на изображении.

 

19/09/2018

Сегодня утром долго (и, вероятно, нудно) объяснял Аполлинарии (младшей своей) свой выбор между буддизмом и христианством, как концепциями она пока ближе к буддизму в миропонимании. По-видимому скоро придётся объяснять почему православие, а не католичество или протестантизм. Хорошо, когда есть детские вопросы {типа того, что был задан мной на одну запись ниже}. Такие вопросы позволяют вывести из зоны рефлекса многие привычные вещи (и добрые, и недобрые), осознать почему ты делаешь, выбираешь и действуешь именно так, а не иначе. Кстати, ещё одна трактовка слов Христа «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

 

20/09/2018

В разговоре возник вопрос: а какая тогда конечная функция поэзии?  ... я думаю, что – брак и, как следствие, порождение новых смыслов или людей. Это как получится. и потому те эндорфины, которые человек вырабатывает в процессе творчества и его финализации – сродни тем, которые человек получает в результате соития. Но, понятно, что проекция метафизики на физику всегда только приближение, но ещё не наведение резкости.

 

26/09/2018

Христианство не есть вера комфорта (в отличии, скажем от восточных религиозных систем) , как это ошибочно многие полагают, это как раз выход из этой зоны комфорта – причём в первую очередь относительно той твари, что сидит в каждом из нас. И, когда человек смиряет свою внутреннюю тварь – это и есть главная битва христианина: простить и полюбить другого таким, каким он был задуман, а не таким, какой он сейчас – это та ещё война, но и победа в ней достойна.

 

27/09/2018

Делом (любым) стоит заниматься только пока ты чувствуешь сопротивление материала. Если сопротивление исчезло – пора переключаться на иное занятие. Потому собой стоит заниматься постоянно, вот уж, где точка опоры никогда не исчезнет.

 

17/10/2018

Во время чтения наткнулся на расхожее выражение «святые места». Вообще, всякое место сотворённое испытало присутствие и прикосновение Творца, таким образом всякое место – освещено, всякое место в мире свято. А вот это разделение на святое и не-святое место даёт лазейку вести себя по разному в зависимости от географического своего положения, то есть те же самые кусты/укрытие Адама и Евы после грехопадения. Нормальным же было бы восприятие мира без названной дихотомии: всякое место, на которое ты посмотрел, светло и свято – так и относись к нему и к себе.

 

23/10/2018

Из разговора в ЖЖ с Женей Извариной (реплика моя): 

– это же прекрасно, когда выход к социуму задержан. Необыкновенная свобода для дыхания.

Стоишь на холме – вокруг никого и белого шума тоже нет. Дышишь полной грудью, без аппарата искусственной вентиляции лёгких

 

24/10/2018

Человек без паузы современный – человек лишённый изъятый из вечности.

Неспешность мысли крайне важна для точности высказывания, для избежания ошибочности высказывания.

Человек всегда не один (теология), потому говорить в пустоту – это то, что невозможно для нас в принципе. То, что отклик не мгновенен – вовсе не означает, что его не будет. Пауза – это то, что необходимо нам. Без пауз – мы получаем инфляцию белого шума.

«Недобровольные» паузы – тоже добровольные (просто автор предпочёл не сменять свой путь на удобный для других и комфортный для себя. Примеров добровольного самоограничения в оповещении социума о своем литературном существовании много. Единственное, что сознательность такого выбора часто под сомнением.

Для меня скорее вера = поэзия, а вот поэзия не равна вере – она только её сегмент.

 

30/10/2018

Подумал о том, что Иисус называя Симона, сына Ионы – Камнем, на котором построится церковь его, имел ввиду горячность, влюбленную пристрастность, которая была свойственна Петру в которую, кстати, входит и борьба с самим собой и поражение перед самим собой – это я сейчас о отречении к третьим петухам. То есть христианин, как кирпичик дома, не может быть теплохладным, не деятельным, не свидетельствующим своим действием о своей вере, о своей семье. Более того, думаю, что быть пристрастным свидетелем – это обязательство, которое мы берём на себя с причастием.

 

31/10/2018

Фотография убрала необходимость реалистичных картин реальность потеряла сакральность и обрела техничность, компьютерная графика «убрала» необходимость искажения реальности и придала техничность искажения. нам остались пространства знака и символа (в том, что касается линии, штриха, игры и взаимопроникновения цвета) – здесь техничность и изобретение/проникновение технологии уже не поможет. это уже внутренняя кодировка. требующая замены матрицы. на том и держимся. Написанное выше точно так же можно обратить и на иные виды искусства, как религиозного взаимодействия с реальностью и не-реальностью.

 

1/11/2018

Услышал фразу «церковь всегда запаздывает». Царапнуло. Думаю, что церковь просто никогда не спешит – поскольку время не является для неё сколько-нибудь значимой координатой.

 

5/11/2018

Левый и правый глаз у нас видят не просто под разным углом, но, скорее, просто разные реальности. А вот человеческий мозг великий конструктор придаёт этим изображениям полигональную кладку в единый мир, который мы и считаем наличествующим и эмпирически реальным – хотя именно его и нет, он и есть иллюзия.

 

О моей родине. вот уж не знаю – не первый год встречаю мнение, что урал/камень не приспособлен для человека, что он отторгает его. мне же кажется, что Урал как раз создан для человека, но не для того каким он стал под влиянием равнины, а того, каким он был создан – ещё не оторванного от мира. сможешь изменить себя /свое внутреннее течение/ и будешь здесь, как в Эдеме. Камень под тебя перестраиваться не будет.

 

7/11/2018

Что-то подумал. И буддизм и христианство сходятся в том, что жизнь на земле есть страдание, но находят разные причины этого и, соответственно, разное лечение. Христианство исходит, как я понимаю, из того, что причина в неполноте бытия без Бога (в разделённости с высшей сущностью), буддизм же считает, что причина страдания в желаниях, как таковых. Таким образом, христианин ставит перед собой задачу наполнить свою жизнь, буддист источить любую полноту. То есть врач сказал в морг – значит в морг.

 

12/11/2018

Человек – это система того, что он считает своими обязательствами перед другими людьми. Когда он уходит/не даёт этих обязательств – он становится кем-то другим. Не лучше, не хуже, но другим. И это интересно попробовать.

 

20/11/2018

О поэтах и факте публикации: человек движется (если движется) по реактивному принципу, то есть выталкивая своё прошлое, чтобы двинуться сквозь будущее (как я понимаю, для этого каждому из нас и требуются публикации, чтобы сказать «а вот это уже не я, это уже совсем не я, я в другой точке пространства и мир меня не поймает».

Это хорошо, когда высвобождается пространство для выдоха. Везде есть голос, который не наш, чем и интересен.

 

21/11/2018

Поэт – это всегда самономинация. Она не зависит от того, что думают о тебе окружающие персонажи или институции. Более того, поэт – это взаимоотношение (степень взаимовглядывания и взаимодействия) субъекта с окружающим его бытием, а никак не наоборот. Внешний мир всегда искажён или, по меньшей мере, скучен и не раскрашен нами. Вот особость преображения мира от нашего вглядывания в него и есть поэзия, то есть одухотворение/реанимация реальности.

Я знал и знаю людей, которые или не написали ни строчки или написали и забыли / отнеслись к ним, как к анекдотам, но были и есть поэты. И даже более поэты, чем те, кто озабочены своим включением в субкультуру поэзии.

О последних скажу особо – если ты размещаешь светильник не в себе, а во вне, причем в том вне, которое быт/социум, а не бытиё / высшая реальность, то ты сам становишься лишь пейзажем. Тебя поедают чудовища, созданные другими. Свои же собаки хозяина не укусят и не исказят. Потому и не имеет значения, что другие думают о тебе, как о поэте. Потому что этих других, в случае истинной поэзии, являющейся преодолённой дистанцией меж двумя полюсами реальности, не существует.

А последние, всё равно, будут первыми. Нет, не так – они уже первые. И, зная это, преображают реальность вокруг себя одним взглядом или случайной, которая не случайна, фразой. Если коротко, то поэт ты или нет – знаешь только ты и стоящий с другой стороны тоннеля

 

9/12/2018

Система «экспертное сообщество – творец» ложна в своём основании применительно к современному ей моменту. Потому что эксперты – это или литературоведы и прочие ... веды (задача которых сохранить культуру в заданных или приемлемых на данный момент рамках), или собственно творцы (которые, по умолчанию, мелочны и зациклены на себе и создании комфортных для себя условиях существования – в том числе и путём создания вокруг «общей – своей – стаи»). Таким образом, всякий, кто номинирует себя, как эксперта в современном, актуальном и проч. искусстве – как минимум, самозванец, а в другом варианте – манипулятор.

 

К списку номеров журнала «Кыштым-Грани» | К содержанию номера