АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Роман Гершзон

ЕШИВА КАББАЛИСТОВ «БЕТ ЭЛЬ» В ИЕРУСАЛИМЕ

 

В наши дни в центре Еврейского квартала Старого города Иерусалима, напротив синагоги «Хурва» можно увидеть небольшое здание со скромной вывеской: «Ешива каббалистов Бет Эль».

Ешива – это еврейское религиозное учебное заведение, в котором обучаются неженатые евреи. Каббала – «религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая Каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения». Так утверждает всезнающая Википедия.

Ну, и название ешивы – «Бет Эль» – можно перевести с иврита как «Дом Бога».

Говорят, что в настоящее время иерусалимская ешива «Бет Эль» является крупнейшим центром изучения Каббалы не только у нас в стране, но и во всем мире.

Однако никто, кроме самих студентов ешивы и преподавателей, не знает, что происходит за стенами этого здания. Здесь посвященные познают откровения Всевышнего, скрытые в святых текстах Торы. И это всё.

В ешиве «Бет Эль» умеют хранить тайны и тайное учение…

Знаменитая ешива каббалистов была основана в Святом городе знатоком Каббалы, раввином Гедалией Хаюном, в 1755 году. Это произошло примерно через 150 лет после смерти великого каббалиста Эрец-Исраэль рабби Ицхака Лурия Ашкенази – Ари (1534–1572).  

В огромном наследии Ари было много неясных и непонятных мест, требовавших дополнительного изучения и исследования. Занятия в ешиве «Бет Эль» и  посвящались, преимущественно, углубленному изучению огромного наследия Ари.  

Прославил ешиву великий каббалист раввин Сар-Шалом Шараби (Рашаш) (1720–1777), который был избран руководителем ешивы после смерти рава Хаюна. Рашаш написал  ряд важных каббалистических сочинений. Среди его произведений особенно выделяется комментарий на книгу «Эц хаим» («Древо жизни») и каббалистический молитвенник Сидур Рашаш, который используется в среде каббалистов в качестве основного молитвенника.

В течение полутора веков этот молитвенник распространялся только в рукописных копиях.

Впервые он был напечатан в 1911 году и до настоящего времени является основным молитвенником для людей, которые изучают Каббалу.

А началось все с того, что в ешиве «Бет Эль» во времена рава Хаюна появился молодой человек, приехавший в Иерусалим из Йемена.

Молодой человек устроился работником в ешиву, и как говорят, был прилежным и усердным человеком. Скрывая свои знания, он доставлял в ешиву воду, зимой топил печи, наводил чистоту и порядок в здании.

Это и был Рашаш.

Во время занятий работник скромно сидел в уголке комнаты, внимая словам мудрецов, и делал записи. Однажды такую запись увидел рав Хаюн, после чего он тут же включил скромного работника в группу своих самых близких учеников, для глубокого изучения Каббалы. Вскоре Рашаш стал зятем рава Хаюна и одним из самых авторитетных знатоков Каббалы в ешиве.

В 1751 году тридцатилетний раввин Сар-Шалом Шараби был избран руководителем ешивы и получил почетный титул рав а-хасидим (глава благочестивых), который традиционно присваивался старейшине кабалистов Святого города.

 Ближайшими учениками Рашаша в ешиве были раввины Хаим-Йосеф-Давид Азулай и  Йом-Тов Аль-Гази, впоследствии ставшие духовными лидерами евреев Земли Израиля и диаспоры.

Предания говорят, что перед смертью рабби Сар-Шалом Шараби не болел и не испытывал недомогания. Однако, предчувствуя момент предстоящего «перехода», он облачился в талит и тфилин, подготовился, и его душа покинула тело.  

Впоследствии ешивой каббалистов «Бейт-Эль» руководили сын Рашаша рабби Хизкия-Ицхак Шараби (умер в 1808 году) и его внук рабби Рафаэль-Авраам-Шалом Шараби (1775–1826).

Из последующих руководителей великой ешивы хотелось бы отметить жившего в 70-х – 90-х годах прошлого века в Иерусалиме рабби Йегуду-Меира Геца (1924–1995), имевшего официальное звание «раввина Западной стены и Храмовой горы». Сам того не подозревая, рабби Гец совершил, вероятно, величайшее археологическое открытие столетия.


Йегуда-Меир Гец родился в Тунисе, в 22 года он стал раввином города Сук-аль-Арба.


Наряду с получением классического еврейского образования, рабби Гец закончил юридический факультет Сорбонны. Он знал множество языков, в том числе французский, латынь, идиш и турецкий.


Прослужив раввином в Тунисе три года, в 1949 году молодой раввин репатриировался в Израиль и был призван в израильскую армию.


В армии Йегуда-Меир Гец прошел путь от солдата до подполковника артиллерии.


После Шестидневной войны Гец демобилизовался из армии и поселился в возрождавшемся тогда Еврейском квартале Старого города Иерусалима. Уже через год после войны он был назначен раввином Западной стены и Храмовой горы, оставаясь в этой должности на протяжении двадцати семи лет. Кроме того, он воссоздал в Старом городе древнюю ешиву каббалистов «Бейт-Эль» и сам стал заниматься в ешиве изучением еврейского мистицизма.


 Рав Гец соблюдал все обычаи каббалистов: не спал ночью больше четырех часов, вставал в полночь, чтобы читать «Тикун Хацот» (особые молитвы об избавлении народа). Для чтения «Тикун» рабби спускался в подземное продолжение площадки у Западной стены – место, максимально приближенное к Святая Святых разрушенного Храма.


Недавно были открыты для широкой публики отрывки из дневников рабби Йегуды-Меира Геца. Из них люди узнали подробности деятельности рава Геца в районе закрытой для евреев Храмовой горы.


 Как известно, две тысячи лет назад Храмовая гора была расширена царем Иродом. Во время этого строительства были построены подземные водохранилища, соединенные туннелями и покрытые мощным слоем грунта и камней. Эти сооружения практически не были изучены археологами.


Более древняя часть горы, на которой стоял Храм, построенный Соломоном, тоже содержала естественные подземные пещеры.


Согласно традиции, в этих пещерах были  скрыты святыни Первого Храма, в том числе главная из них – Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, полученные Моисеем на горе Синай.


 Рав Гец решил найти Ковчег в подземельях Храмовой горы.


 В 1981 году археологи, проводившие раскопки в подземельях возле Западной стены, обнаружили подземные ворота, ведущие под Храмовую гору. Об этом узнал рав Гец, который понял, что ему предоставляется уникальная возможность начать раскопки под Храмовой горой. Йегуда-Меир Гец эту возможность не упустил и приступил к работе.


Были разобраны камни, которыми в давние времена заложили ворота. За камнями оказалась водосборная цистерна времен царя Ирода.


Археологи и добровольцы откачали из цистерны ил и воду. Работа проходила под постоянным наблюдением рабби Геца в обстановке секретности, к сожалению, далеко не полной.


Политические противники рава Геца узнали о находках археологов и раввина Храмовой горы.


Тогдашний мэр Иерусалима Тедди Коллек  рассказал о работе «группы Геца» журналистам.


 Поднялся скандал, рав Гец был вынужден остановить работы. Обстановкой воспользовались арабы, которые 3 сентября 1981 года спустились в цистерну со стороны Храмовой горы и залили ворота бетоном.


Мечта рава Геца о поиске Ковчега завета под Храмовой горой была уничтожена.


В своём дневнике он сделал следующую запись: «Я чувствовал себя подобно отцам нашим, которые своими глазами видели горящий Храм... Каждый радостный вопль арабов, заливающих ворота бетоном, для меня подобен мечу, пронзающему сердце, и вырвался у меня крик: “Боже, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Иерусалим в руины! (Теилим 79:1)”. Но нельзя отчаиваться, надо продолжать свое дело, даже если я одинок в этой битве. Да сбудется сказанное: “Ибо вот, тьма покроет землю и мрак – народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его над тобой явится” (Ишайягу 60:2)».


С тех пор до самой своей кончины в 1995 году рав Гец ежедневно в полночь садился на коврике у залитых бетоном ворот, посыпав голову пеплом, и возносил молитвы об избавлении еврейского народа.


Осуществится ли мечта рава Геца? Смогут ли евреи найти утерянный Ковчег Завета и восстановить разрушенный Храм?


Очень хочется верить…

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера