Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Виктор Иванович ШоноОб авторе: (Хамосов). Окончил Братский индустриальный институт. Работал... >>> |
Галина Самсоновна ЭдельманОб авторе: Родилась в Красноярске. Её отец, Самсон Львович Эдельман,— основатель... >>> |
Стефано ГардзониоОб авторе: Исследователь русской литературы и культуры, профессор славистики в Пизанском... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр Карпенко«Всё будет прекрасно». О поэтике Михаила ЮдовскогоТворчество Михаила Юдовского – явление в современной русской поэзии. Не может не удивлять обширность тематики его стихотворений, изысканная просодия, и особенно – «пушкинская» лёгкость его рифм, безупречное владение техникой стихосложения в сочетании с глубиной постижения мира. Современной поэзии свойственно стремление текста к компактности и, в то же время, к объёмности изображения. Сложно не заметить этих общих тенденций развития русской поэзии. И, конечно же, важнейший элемент поэтики – наличие индивидуального почерка. Стихотворцы словно бы «настаивают» на тех «фишках», которые делают их узнаваемыми и любимыми. Внимательный читатель практически безошибочно может распознать в незнакомом тексте «фирменную» стилистику того или иного автора. Конечно, поэт – ещё и читатель. Непрямые заимствования у других стихотворцев раздвигают границы творческого «Я». Например, вот эта строфа Юдовского коррелирует с текстами безвременно ушедшего от нас выстрелом в Эквадоре Андрея Ширяева, с которым Михаила связывала крепкая фейсбучная дружба:
«Города-спутники» родственных душ расширяют вселенную Михаила Юдовского. Поэт, при всей своей цельности и монолитности, всегда немного «полистилист» внутри собственных исканий. Это придаёт его творениям жизненную силу. Юдовский – неисправимый силлабо-тоник. Он достигает в этом амплуа если не совершенства, то, по меньшей мере, виртуозности исполнения. При этом стихи его льются легко, свободно – так же, как и пишутся. Не только язык владеет поэтом, но и поэт, несомненно, владеет языком. Меня всегда удивляет языковая мощь в произведениях человека, живущего на чужбине. Правда, сейчас наступило принципиально другое, «интернетное» время, которое способствует широкому общению на родном языке. Да и в Германии, где проживает ныне Михаил Юдовский, русскую речь можно услышать теперь повсеместно. К тому же Михаил часто приезжает в Киев, на свою малую родину. У Юдовского есть то, что делает поэта мастером – звук. Что такое звук в поэзии? Это не только аллитерации согласных, но и магическое ауканье гласных звуков. Фонетическое волшебство речи. Например:
Или вот так:
А вот чудесная аллитерация на «р»:
На «ла»:
Поэт часто использует многосмысловую строфу из шести строк, где рифмуются первая строка со второй, четвёртая с пятой и третья с шестой. Но попадаются и пятистрочная, как в приведённом выше фрагменте, и обычная, из четырёх строк. У Юдовского, конечно же, важна игровая стихия языка: парадоксы, игра слов, «выворачивание» устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок. Чем выше смысловая нагрузка в стихотворении, тем неочевиднее, незаметнее проступают у автора его фонетические приёмы:
Прекрасные стихи! Нужна ли нам свобода, граничащая с пустотой? Вопрос риторический. Хотелось бы сказать ещё вот о чём. Поэзия предоставляет нам уникальную возможность, которой раньше с успехом пользовались дельфийские оракулы: не говоря впрямую, а только намекая, сказать решительно всё! И в этом – полнота свободы и свобода полноты. Но здесь тоже нельзя ошибиться. Нужно суметь проплыть между Сциллой и Харибдой. Михаил Юдовский прекрасно пользуется иносказанием. Оно у него зачастую – второе «дно» лирического повествования. Молитва, неотличимая от хулы – это же страшно! Каждый из нас сталкивался с подобными масками квасного патриотизма. Это рудимент времени, когда ненависть считалась чем-то священным. «На бой кровавый, святой и правый…». Традиционная поэзия Михаила Юдовского не только высокохудожественна, но и суперактуальна по содержанию.
Речь поэта высоко метафорична, с обилием тропов и других художественных приёмов. Не чужды поэтике Юдовского и авторские неологизмы. Например, «единомысье» – «к единомысью сходятся заливы». Каждый раз, читая стихи Михаила, поражаюсь богатству языка этого удивительного поэта и художника. Не могу не отметить принципиальное двуязычие бывшего киевлянина. Михаил пишет по-русски и по-украински. При этом он предлагает авторские версии своих стихов на обоих языках! Эта билингва в сложившейся ситуации словно бы противостоит неразумности и бесчеловечности политики, разделяющей народы. Юдовский говорит «да» и русскому языку, и украинскому, и это нормальная позиция поэта и человека. Поэт оптимистичен – в исторической перспективе всё будет хорошо:
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |