Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Марианна КияновскаяОб авторе: Поэтесса, переводчик, критик и литературовед. Родилась в 1973 г. в г. Нестерево... >>> |
Борис КотлярОб авторе: Инженер-железнодорожник, работал на Донбассе, занимался бизнесом в... >>> |
Ольга ИнгуразоваОб авторе: Родилась в 1985 г. в Москве. Независимый документальный фотограф. За... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Евгений ТерновскийСтихотворенияБаллада бедного Тома
«... poor Tom ! That s somephing yet ! Edgar I nothing am».
Shakespeare, The King Lear, II, 3.°
От шипенья гнилозубых, постаревших рано змей, отщепенец, прочь скорее – к очарованной зиме!
На равнине ни укрытия, ни пня, ни деревца. Уравнили и метель, и неприкаянность певца.
Только с ними нам судьбина – не расстанься, друже, с ней! Время снимет грязь и копоть. Оставайся в белизне!
Остужайся! Ни весны, ни потепления не жди! Пой, мужайся, и ни голоса, ни горла не щади!
Пусть огреет ветер северный, летящий вкривь и вкось. Кто согреет нищеброда-побродягу? Лишь норд-ост.
Кто ухватит оборванца – за дырявый снежный плащ? Пой некстати, побирайся, пробирайся, но не плачь! Мерзни – или – вспоминай, метель слепила очи как! Грело имя, ныне нет его, и нету очага.
Не по стёжкам- по дорожкам, ни весенним вешняком, но порошкой удаляйся, и забыт, и незнаком!
Прочь, семейки, вон, сородичи, и сваты, и родня. Впредь не смейте вспоминать навек ушедшего меня!
Судьбы – две ли, или три – не вам печалиться о том! Кто там в двери?
Ты, союзник и соузник, бедный Том.
° « Бедный Том! (это) имя что-то значит! Но я, Эдгар, ничто». Шекспир, Король Лир, II
Черный лебедь на прудах Батиньоля
Листья осенней окалины прочь в городские недра. Красноклюв, неприкаянный, чёрен, как ворон и недруг –
лебедь, в тунике дивной, круглые злые очи. Он на поверхности дымной проруби – словно росчерк.
Легкая птица, но даже ей видно, невыносимы эти земные тяжести, и белоснежье, и зимы.
Но улететь от пристанища, от леденящей воли?! Да и куда пристать еще, как не к прудам Батиньоля?
зимние этюды
1.
Посторонись, тихо сойди с тропки, где стынут развалины.
Лицами ниц клёнов среди падают листья-окалины.
Верно, близка, вся недолга, буря – наступит и ночь её!
Бриз, что ласкал, ластился, лгал, скрылся – и ты в одиночестве.
2.
...октябрь уж наступил и завершился век. Простимся и с тобой, прощальный фейерверк.
3.
Зимой в человеке есть что-то холопье: в плаще лишь остуда, и в шубе не жарко, журбой и упрёками падают хлопья, и душит кашне, и сжимает ушанка.
Закончилось время прогулок, гулянок, хоть нету ограды, томись, заключенный: осмелится кто среди белых полянок часами бродить? Разве что – кот ученый.
И старцы, и старицы двигались бодро. Теперь не скрывают тревогу и ужас, ломая и шеи, и руки, и бёдра, на хрупком ледку невзначай поскользнувшись.
Метель, как в романсе, то жалобно стонет, то в голос кричит, то завоет и охнет. И вечер, садясь за единственный столик свободный в кафе, зажигает все окна.
4.
Мы уедем на юг, где художник прошелся золотистою кистью по белым каменьям, по причалу, по набережной, и прощался если не с морем, то с расстояньем.
Где безлюдны пляжи, пусты отели, не фанаты – фантомы сидят в ресторане, и когда ты взглянешь на берег оттоле, мысль одна: не он, но ты посторонний.
У причала, величественнее драккара, тримаран. И пристань подобна книге, что читают, дрожа, и ноябрь, и декабрь: вот британец, вот грек или даже викинг.
И хозяин кафе, бордо допивая, поглащая табачный дым и миазмы, говорит: «не спорь! так не бывает!» престарелому местному мафиозо.
5.
Снег примиряет всех. То – равенство беды, богаты были вы, или, увы, бедны, в палатах родились иль в нищенской хибаре: он старцев молодит и переростков старит.
Смерть примиряет всех. Лиловой белизной покроет божий мир с орбитою глазной, и траурный покров, и венчик подвенечный – в конце концов, у них один предел конечный.
6.
Провести неделю у Пириней. О Кольюр, Кольюр! Твое имя – оранжевый всплеск на юру, каталонский акцент морского прибоя! Там фовисты и рыбаки красят судна, малюют холсты, и зиме никогда не дано задержаться возле форта Святого Эльма.
7.
И когда готовимся вниз или ввысь мы, время снова глазеть на снимки в оправе, и... И читать без слезы забытые письма, и смотреть полустершиеся фотографии.
Ибо старость – зима, когда дом отраднее, чем беседы ночные, кутеж, нимфетки, и пьянит не вино, а кисть виноградная на старинной французской виньетке.
Но в предчувствии медленной ночи, что завершает век и морозный день его, ты поймешь тогда, что смерть – одиночество, то, что раньше было уединением.
Позвони наугад, и ответит ну-ммм-ер по интернету или по небу, что абонент, вероятно, умер, но, скорей всего, никогда и не был.
Триллер
Пойман
Перелетая через перила, не одолев две башни никак, тень Хуана грузно парила, прежде чем грохнуться. Рядом – калашников.
«Поднимайся и не шали!» – Морда и мускулы – цвета хаки. Стопудовый спортсмен-шериф тонет в собственном страхе.
Юный сержант – и на нем лица нет – беретта в руках и в ушах сережки, показывает местному полицаю фотографию страшной рожи.
«Это он, без сомнения. То-есть пять лет назад, на охоте с тестем....» Шериф по рации сообщает новость, и приближается к трупу. Вместе
помещают его в черный пикап и удаляются тихой сапою. «Скажу тебе, парень, не думал никак, что сегодня его мы сцапаем!»
Но покойнику всё безразлично. Он смотрит в небо. Плывет воздушная готика. Как и при жизни, в кайф погружён, то ли от смерти, то ль от наркотика.
Между тем
Между тем, прекрасная, как Лаура, (если б не страшная татуировка) из гасиенды выводит Лора ягуар – и медленно, и неловко.
Профиль восточной камеи. Запястье нежно жалит змея литая. Рядом с ней на сиденьи – в пасти у бульдога – кость золотая.
Останавливается у семафора, там её ждут четыре фургона. Кавер-герла теряет форму в спазмах страха или фурора.
«Вы арестованы!» – «В чем виновата?..» Лезет в сумочку в поисках кольта. «Убери свои грабли! Требую адвоката!» и весенняя улица криком исколота.
Но банкир...
Он молод и смышлен. Висят в гостиной дома в оправах золотых лицензии, дипломы, должно быть, семь. Ему известны все наречья, (французский и т.д., хотя не без увечья).
Его жена, увы, капризница и краля, снималась год назад в известном сериале. Покинув особняк и прихватив Феррари, умчалась в Монпельес какой-то юной тварью.
Оставила письмо: мол, не ищи, любезный, мы разошлись с тобой, и, как поётся в песне, позарастут травой и стежки, и дорожки, и ножки позабудь своей любимой крошки.
Поскольку суд страшит, а дома нет гарема, в борделях спид и гвалт, то наступило время иных утех: то кок, а то марихуана, и зелье покупать у страшного Хуана.
Хуан – он всюду хан: квартала и картеля. квадратна голова, монументально тело. С банкиром он на ты, и утром, с каждым рейсом тайком привозит дрянь и исчезает с кейсом.
Хуан убит. Бог с ним! Оставил ли реестр клиентов – адреса, и телефон, и место, где он лакал шампань с подружкой у камина и плавал в цунами небесном кокаина?
Как говорил один приятель из таможни, хоть девки дороги, но дрянь еще дороже. Банкир наш разорен. И, думая недолго, ворует в банке он недостающий доллар.
Но ныне...Ночь без сна. Восток синей, серее. Он слышит, как в саду раздался вой сирены. «Ужель за мной?!» и вмиг, страшнее тени Банко, с полицией к нему грядет директор банка.
Семейный ужин.
«Выключи этот ящик дурацкий!» говорит отец, поглощая клецки. «Тыща долларов, экие цацки!» «Он не дурацкий, а идиотский».
«Я бы такой сюжетец состряпал, поливая грядки или за бритьём». «Не смахивай пепел на пол!» «Не погулять ли в саду?» «Пойдём».
Последний кадр: прекрасные водоросли в Монпелье, на лице утопленницы. «Чудеса! весной огруцы вот росли, а теперь кусты усыхают, клонятся».
Сын говорит, что поедет в клуб, если papa раскошелится. «Дай ему!» «Держи, дуралей. Ты всегда был глуп. Лучше бомжу дать подаяние».
Бомж у парковки клуба.
Была земля обезбожена. Ныне она обезвожена. Слушайте пенье бомжа: ласковым будь, Боже, к тем, кто прийдет к нам позже!
Дьявол сказал нам – лягте вы, и оставайтесь в слякоте, под пивною палаткою, смотрит, ликуя, украдкою, на судьбу нашу краткую...
От Нью-Йорка до полюса, все – очнёмся, помолимся, насладимся мнговением и речным омовением, возопим гласом велиим:
ласковым будь, Иисусе, к тем, кто был неискусен в жизни, и в смерти неистовым, и отошел, не выстояв...
Память и ныне, и присно вам!
1999
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |