Сергей Сумин

Разговор с поэтом

Литературная студия ВУиТ существует уже 12 лет. На одном из занятий я поинтересовался, какие вопросы студийцы, люди от 15 до 55 лет, хотели бы задать гипотетическому поэту и редактору. Они тут же приступили к делу, и через 5 минут я получил 35 отличных вопросов для собственного интервью. Некоторые вопросы были великолепны, например : «Если бы твоя жизнь была похожа на сон, проснулся бы ты?» или «Хотели бы вы жить в мире своих произведений?», но не подходили под формат альманаха.  Поэтому из всего перечня вопросов были выбраны такие, которые лучше всего освещают мою поэтическую, издательскую и редакторскую работу.

 

– Как все это началось у Вас – поэзия, проза, графика?

 

– Как ни странно, в школе я не писал. Только запоем читал книги – все подряд. А вот когда оказался в институте, уже на первом курсе, лет в 17-18 начал писать стихи. Безусловно, они были ужасны. Немного позже я это осознал. Более-менее сносным текст вышел у меня курсе на 5-м! Это был верлибр, он меня очень обрадовал и я понял, что хотел бы писать стихи, короткую прозу. Романы я никогда не хотел писать. Ну, я их и не пишу. А вот миниатюры, диалоги, короткие эссе – это пришло позже – лет в 25. Да, и еще одно увлечение, которому я предан до сих пор – афористика. Я сочиняю афоризмы до сих пор. Думаю и дальше работать в этом жанре. Рисовать тушью, карандашом  и фломастерами я начал в 1996 году.  У меня было 4 персональных выставки в Тольятти. Но всерьез как художника я себя не рассматриваю. Это просто увлечение.

 

– Сколько книг у Вас вышло?

 

– Если говорить о своих книгах,  то их немного. С 2012 года я выпустил 3 книги. Первая  – стихотворения  и дневники, вторая – малая проза, третья – поэтическая афористика. Примерно через полгода  должна выйти еще одна – чисто поэтическая. В принципе, материала у меня накопилось еще книги на три. Вот, например критика. Эссе и рецензий на книги современных и классических авторов у меня более 300. То есть это вполне могла бы  быть книжка.  Или пьесы. Две пьесы уже написаны. Одна – в работе. В принципе, все три могли бы составить книгу. Ну и стихи. Неопубликованных текстов  у меня около 200.  Так что работа впереди большая.

 

– Какое чтение сформировало вас как автора?

 

–  Ну, не знаю. Возможно все то, что я прочел и составляет меня. Вот самые разные книги. Их сотни. Ну, давайте попробую перечислить. В детстве это: Дюма, Дефо, Ефремов, мифы, Каверин, Гауф. В юности – Ницше, Достоевский, Платонов, Пелевин, Кортасар, Памук, Мураками, Малявин, Галковский, Мандельштам, Бродский, Рембо, С.Соколов, Турнье, Уэльбек. После 30 лет: Набоков, Ю.Казаков, Лермонтов, Хандке, Кальвино, Крусанов, Е.Боярских, В.Кальпиди, Гомбрович, А.Картер, Тур Ульвен.  Это первое, что пришло в голову. Наверняка, десятки авторов просто не вспомнил.

 

– Поэзия что-то меняет в мире?

 

– Думаю, да! Но не во внешнем мире. Мне нравится мысль, что поэзия меняет что-то очень серьезное в самом творце, в поэте. Заметьте, все художники, поэты, графики, композиторы – это, по сути, работа над внешним через внутреннее. Создание текста  – это всегда и немножечко создание себя. Работать над собой можно и физическими упражнениями, постом, медитацией. Однако, мне интересно искусство как метод самосозидания. Я пишу и в этот процесс вкладываю все свои силы и способности.

 

– Случалось ли, что  сны становились основой для ваших произведений? Что такое сон для поэта?

 

 –  Очень интересный вопрос. На самом деле непосредственным откликом на сон стали только  2 текста, насколько я могу сейчас вспомнить. Это рассказ «Юлия, или Внезапность сна»  и стихотворение «Суть». Вот они мне целиком, с сюжетом, практически с обстановкой – приснились. Однако нельзя сказать, что  остальные стихи – не связаны со сном. Я говорил как-то  давно своим друзьям-поэтам, что стихи – это те же сны, только дневные. Сновидения необычайно важны, ибо позволяют глубже заглянуть в самого себя, делают меня как поэта зорче. Ведь во сне мы более подлинны, своеобразны, погружены в то, что видим целиком. Сон похож на медитацию  или  вдохновение, он всегда неожиданен и метафоричен.

 

– Как влияет на поэта место проживания? Что для вас Тольятти?

 

– Место проживания, безусловно, влияет и на человека, и на поэта. Попробую сформулировать. Дело в том, что родился я не в Тольятти, а в небольшом городке Самарской области – Чапаевске, и каждое лето почти лет до 12-ти жил у бабушки.  Вот этот город казался мне идеальным. Узкие улочки, модерн и сталинский ампир, сады бесконечные, стадион. Это пространство счастья беспримесного. В 6 лет я с родителями переехал в Тольятти. Здесь  все по-другому. Автозаводский район Тольятти, в котором я живу уже почти 40 лет – это утопический проект, это размах, широкие проспекты, волжские просторы. У меня долго не складывались отношения с ним. Он казался мне чудовищным, пугающим. У тольяттинского писателя Вадима Гнатовского этот город назван Вампаларом. Кажется, по звучанию и смыслу  очень точно. Здесь всегда очень жестко конкурировали. Дрались за место, за имидж, за вкус. Это не плохо и не хорошо. Это такая бурлящая энергетика становящегося города и я ее застал. Я жил тут в 80-х-90-х годах. Мы пацанами ходили драться квартал на квартал, в Парке Победы, бывало, получали по рогам. Ну, это такой город.

И внутри меня все время была  война. Я не принимал этот город, а он не принимал меня. Я искал красоты, старой архитектуры, садов, книг, уединения.  А получал грубость, напор, уверенность силы, культ машин, бег горожан, соревнование.

Как ни странно, все изменила поездка в другой город. Вернее, переезд. В августе 2009 года я уехал в Питер, думая, что уезжаю навсегда.  Однако, не тут-то было. Питер не всех принимает. Вернувшись через 7 месяцев, я понял, что другого города для жизни у меня нет. Так Тольятти постепенно стал становиться моим.  Сейчас у меня здесь с десяток проектов.  В целом я доволен своей жизнью.

 

 – Что творится сейчас в литературе Тольятти? Какие авторы сейчас пишут самые сильные тексты?

 

 – Ну, мы в 2015 году издали «Антологию независимой литературы Тольятти», куда вошли  тексты главных звезд этого города, начина я с 1990 года.   Там 40 авторов. Все разные. Все яркие. Примерно 25 человек из той книги продолжают в той или иной степени присутствовать в литературе. Но и новые авторы регулярно появляются. Стараюсь их находить, публиковать у себя в альманахе.

Поэты новые и прозаики сейчас стараются опубликоваться сразу в столицах. А если опубликовали – уезжают. Основная проблема Тольятти последних 10 лет – отъезд блестящих организаторов и ярких авторов. Вот, например, проявили себя драматурги  «Новой драмы» – и почти все разъехались в столицы, Алена Бударина сделала несколько интересных  проектов – и в Москву, Ксения Оруджова – организовала «Зеленую лампу» и уехала. Вот такой интересный автор жил в Тольятти  – Поэт без усов. Начинал в Тольятти, но пару лет назад тоже уехал. Драматург вовсе не бесталанный Сергей Давыдов  уехал жить и работать в Самару.  Очень это обидно.  Город теряет лучших гуманитариев, культуртрегеров, поэтов, драматургов.

 

 – Издание «Графита»   – как протекает у вас этот процесс?

– Ну, вообще издание литературного альманаха  – вещь чрезвычайно приятная, но вместе с тем – трудоемкая и напряженная.  Мы выходим два раза в год. Каждую весну и каждую осень. Моя задача – найти новых талантливых авторов Волги. Моя задача – отобрать лучших. Поэты – народ активный, часто присылают на мой email свои произведения. Каждые полгода приходит 80-100 подборок стихов. Представляете, какой это обьем? Конечно, мне приходиться отбирать. Я же не могу все 100 подборок опубликовать в своем «Графите». Приходится кому-то отказывать, говорить: «Ваши стихи не подошли».

Само редактирование отнимает не слишком много времени. Я не исправляю стихов. Иногда правлю, например, синтаксис, пунктуацию. Иногда могу подсказать вариант строки. Но не более того. В прозе тоже правка небольшая, мы в основном доверяем авторам. Если нам понравился рассказ, там не пытаемся концовку урезать или дописать финал сами. Просто берем текст в номер. Часто говорим: «Вот тут у вас знаки препинания неправильные, мы расставили так, как мы видим». В большинстве случаев авторы соглашаются, говоря: «Все правильно сделали. Я часто забываю запятые». Вот такая работа у редактора литературного журнала.

 

 

– Какие еще проекты, помимо издания альманаха «Графит» Вы реализуете?

 

– Ну, тут можно долго не растекаться по древу. Давайте просто предоставлю статистику, тут у меня почти все проекты перечислены основные.  Многие, но не все.

1. Фестиваль поэзии Поволжья ( с 2013 года)  – в октябре 2018 года пройдет в 6-й раз.
2. Альманах «Графит» и 3 книжных приложения к нему (с 2011 года) –  за 7 лет издана 31 книга.
3. Литературная студия ВУиТ (С 2011 года) – руковожу этой замечательной студией.
4. Литературный петанк (интеллектуальная игра) – ( с 2017 года)
5. Открытые лекции в библиотеках города ( с 2014 года)
6. Антология независимой литературы Тольятти (2015 год)  – издано отдельной книгой, больше напоминающей энциклопедию.
7. Сайт «Графит» Graffitt.ru (С 2012 года) – более 1, 5 тысяч статей, эссе, рассказов и подборов стихов современных российских авторов.

8. Экскурсии по Самарской Луке – с 2010 года  – более 150 экскурсий по 10 маршрутам.

9. Семинар о малоизвестных авторах Самарской обл. – прошел в 2017 году.

10. Проект «Цвет поэзии», возрождение тольяттинского Самиздата 90-х годов. Представлен в сентябре 2018 года.

11. Презентации книг в других городах, с октября 2011 года – 96 презентаций в 19-ти городах России и ближнего зарубежья.

12. Слэмы. Организация 7-ми слэмов – (поволжских и общегородских).

 

– Последний вопрос  традиционный – ваши пожелания литературному альманаху «Графит»?

 

–  Я мог бы пожелать своему альманаху только одного  – продержаться еще хотя бы пару-тройку лет!!  Ведь «Графит» – издание, по сути, частное, независимое. Нас никто из чиновников или бизнеса не поддерживает. Деньги на издание нахожу я. Ни плана, ни давления.  Но я решил для себя, поставил некий срок – 10 лет существования издания – после которого можно будет подводить итоги, закрывать издание, продолжать, видоизменять его. Ведь ситуация была такая в 2011 году – Поволжью нужен был свой альманах, альманах, где печатались бы авторы с Волги. Некоторые поэты из других городов говорили мне об этом. И вот прошло 7 лет. Сейчас издание такой направленности не так очевидно.  Будем надеяться, что мне интересно будет этим заниматься! А значит «Графиту»  – быть!!  Пока.

Май-июнь 2018 г.

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера