Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Евгений Васильевич ПрокоповОб авторе: родился в 1953 г. в Новосибирске. Окончил Новосибирский институт народного... |
Павел Владимирович КуравскийОб авторе: родился в 1979 г. в Новосибирске. Окончил факультет журналистики... |
Сергей Владимирович БанинОб авторе: писатель, литературовед, издатель. Окончил Новосибирский электротехнический... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Семён ЕрмаковТонко, тонко, почти паутинноБелый шиповник
Теперь, когда я достаточно стар, чтобы говорить правду — и всё ещё чувствую себя достаточно молодым, чтобы хотеть говорить правду — я расскажу о действительных причинах той дуэли, которая пресекла жизнь графа Альмавивы, вице-короля Кубы и других островов Вест-Индии. Было время, когда меня обвиняли в хладнокровном убийстве. Говорили, что капитану флота Его Величества ничего не стоило заколоть престарелого графа по какому-то пустяковому поводу, из-за того, что однажды ветка белого шиповника стала веткой красного шиповника. В то время и я почти так же думал. В самом деле, гнусность графа Альмавивы стала известна мне позже — всего получасом позже, но как это важно! А тогда речь шла как бы о пари, которое скучающий аристократ заключил со скучающим флотским офицером... Фрегат «Милость Божия», которым я тогда командовал, ремонтировался после стычек с пиратами Карибского моря в порту Гаваны. Я уже тогда подозревал, что так называемые беглые испанские каторжники сбежали не без помощи господина вице-короля или хотя бы с его попустительства — уж больно странными казались их успехи, притом что наши корабли в Карибском море в то время не знали себе равных. Но, повторюсь, всё, что стало понятно, стало понятно позже. А в то время я не столько следил за ремонтом фрегата, сколько присматривался к отношениям одного из моих лейтенантов, юного Мигеля, младшего наследника известной аристократической семьи, называть которую здесь не считаю нужным (тем более что именно эта семья, по известным причинам, помогла позже замять скандал, связанный со смертью графа Альмавивы) со старшей дочерью вице-короля. Молва позже говорила об отношениях Мигеля с женой графа, но нужно, на мой взгляд, слишком хорошее воображение, чтобы представить себе эту мегеру предметом вожделения образованного и знатного испанского юноши. Необходимо отметить, что и сам вице-король, и его супруга, и большинство их отпрысков представляли собой тот тип испанца, за который нас до сих пор ненавидят и в Европе, и в бывших американских колониях. Полностью уверенные в своём превосходстве, тупые, малограмотные, они считали, что эта земля и всё, что находится на ней, принадлежат им исключительно по праву рождения и что не нужно даже подтверждать это право — нужно только уметь пользоваться этими благами. Совсем другим человеком была старшая дочь графа Альмавивы, семнадцатилетняя Анна. Или граф в прежние годы был более разумен, или в те времена в Гаване было слишком мало образованных людей, только воспитателем юной графини был дон Густаво де Лос Анхелос, ссыльный аббат, первый переводчик на испанский язык Руссо и Вольтера, сторонник свободного воспитания и обучения по способностям. К сожалению, я не застал дона Густаво в живых, но, судя по моим впечатлениям от графини Анны, воспитатель он был превосходный. О перечне её достоинств читайте Руссо; был бы я моложе лет на двадцать и не вдовцом, а юным кавалером, я сам сватался бы к этой барышне. В силу же возраста и обстоятельств я радовался тому, как донна Анна и дон Мигель, мой лейтенант, поладили друг с другом. В дальнем плавании и на стоянках в колониях командир корабля — король, Бог и отец. Поэтому именно меня дон Мигель просил говорить с графом Альмавивой о руке его старшей дочери. В тот день, казалось, я превзошёл красноречием самого Мирабо. Я говорил графу о том, какие выгоды ждут его оттого что его дочь войдёт в одну из наиболее известных семей Метрополии. О том, какие блага ей сулит продолжение её образования в Европе; о том, сколь известными людьми могли бы стать внуки графа, в которых достоинства отца будут сочетаться с достоинствами матери. Граф, казалось, был глух. После того как я закончил, он сказал: «Моя дочь, дочь вице-короля, выйдет замуж за испанского выскочку, будь он хоть лейтенант, хоть адмирал всех морей, когда белый шиповник станет красным». И он сорвал цветок с куста, росшего рядом с галереей, и бросил его себе под ноги. Мигель был рядом. Бедный мальчик всё слышал, всё чувствовал и принял своё решение. Я не мог его остановить, не мог ему помочь, мог только узнать, что происходит. С веткой белого шиповника он пришёл ночью под окна особняка вице-короля; с собой он привёл музыкантов, нанятых в одной из таверн Гаваны; он не взял ни пистолетов, ни шпаги, ни матросов охраны, положенных офицеру в любом колониальном городе. Анна вышла на балкон; диалог, состоявшийся между ними, никто не слышал — по крайней мере, не слышали музыканты и солдаты патруля. Юноша, держась за решётки балкона, подал ей ветку с белыми цветами; на мгновение их руки соприкоснулись — и в этот момент раздались несколько выстрелов. Когда сидишь в засаде, есть время прицелиться. И юноша, и девушка умерли сразу; она упала на балкон, он — вниз, на руки музыкантов. Ветка шиповника, залитая кровью, повисла на балконных решётках. Там я её и взял, когда пришёл наутро после тревожных сообщений солдат и музыкантов. Тела уже убрали; кровь смыли и с балкона, и с мостовой; только на ветку шиповника, залитую кровью, никто, видимо, не обратил внимания. С этой веткой в руках я постучал в дверь графского особняка и потребовал аудиенции. Граф был, казалось, сама любезность, сама вежливость, сама радость — как будто сегодня ночью не погибла его дочь. С торжественностью, достойной Его Святейшества Папы, граф объявил, что донна Анна никогда более не встретится с доном Мигелем, ни на земле, ни на небе. Тогда я бросил ему под ноги окровавленную ветку шиповника. «Вы нарушили своё слово»,— сказал я, собрав все душевные силы, чтобы не кричать.— «Белый шиповник стал красным, донна Анна должна соединить свою судьбу с доном Мигелем». «Но это невозможно!» — вскричал граф — «И вы сами понимаете, почему!» «Не понимаю и не хочу понимать»,— сказал я.— «Зато я понимаю, что должен сделать испанский дворянин, нарушивший своё слово». Может быть, первый раз за много лет граф Альмавива сообразил, что он не только самовластный властитель в своих владениях, что как испанский дворянин он равен в правах с любым другим испанским дворянином, а выше нас — лишь король и Бог. Граф побледнел. На ветку шиповника упала моя перчатка. «Испанский дворянин может доказать, что он не бесчестен, со шпагой в руках»,— сказал я. На место гнева пришло то спокойствие, с которым я командовал фрегату вступать в бой против эскадры или идти против шквала. На сей раз моими противниками были не англичане, или пираты, или стихия — я понимал, что за спиной вице-короля стоят все те, кому выгодно самовластие в колониях и для кого честное имя испанца стоит куда дешевле, чем испанское золото. «Я пришлю секундантов»,— сказал граф, поднимая перчатку. Ветку он так и не поднял. ...Не стоит считать, что я действовал только как оскорблённый идальго. Я — офицер на королевской службе, и потому мои матросы вместе с солдатами гарнизона обшарили место убийства, нашли ружья, из которых стреляли, и проследили, куда унесли тела убитых. Мы встретились с графом Альмавивой на следующее утро, на пустыре за портовыми складами. Было видно, что граф давно не держал шпагу в руке, но изо всех сил делал вид, что происходящее — лишь досадное недоразумение. «Моя дочь желала странного, и она была наказана»,— сказал граф, увидев мой взгляд. Это были его последние слова. Описывать поединок нет смысла; граф действительно держал в руке шпагу лишь на парадах. Когда я возвращался на корабль, окружённый офицерами и матросами, нам встретилась процессия, нёсшая тела донны Анны и дона Мигеля. Следом группа конвоиров вела трёх графских слуг. Мы похоронили убитых на городском кладбище у старинного крепостного вала, в одной могиле. Покойный граф и здесь не сдержал своего обещания: встретившиеся (верю и надеюсь) на небе, они встретились и на земле. Убийцы были наказаны по законам королевства; тот же, кто был причиной их убийства,— по законам чести. ...Я участвовал во многих сражениях. Я был одним из немногих, кто спас корабль и команду при Трафальгаре. Но дуэль с графом Альмавивой считаю главным сражением своей жизни — хотя сам поединок и не составил мне особого труда. Испания может терпеть поражения; Испания может быть слабой. Но пока кто-то ещё выходит на поединок из-за того, что нарушено честное слово испанца,— у нации есть будущее. И Бог мне судья. По совести, я сделал всё правильно. День победы
Ярик ползал по ковру и ворчал: Пуф-пуф! Я тебя убил! Пуф-пуф! Гитлер капут! Мама прислушивалась из кухни, радовалась. Праздник, соберутся к столу... Как тогда, в детстве. Хотя тогда, в детстве, собирались к столу те, для кого «Гитлер капут» было прямой реальностью. Ну и дети их, и внуки собирались. Собраться в этот день и вспомнить было прямой обязанностью. Потом Ярик как-то затих. Мама, сквозь шкворчание сковородок, снова прислушалась. Ярик достал свои карандаши и краски и снова приговаривал: Пуф-пуф! Вы плохие, вы нашего убили! Пуф-пуф! Ничего! Мы вашего убьём. А потом вдруг тишина. Тихое сопение, ну да, большие мальчики же не плачут, только тихо сопят... Ярик прибежал на кухню. — Мама, почему когда нашего убивают, это плохо, а когда не нашего — хорошо? Убивать же — это всегда плохо? Мама не нашлась, что ответить. Только обняла Ярика. Вовремя папа пришёл, как всегда по праздникам, в парадной форме. Заранее принюхался к праздничным запахам. И Ярик кинулся к нему. С тем же вопросом. Папа обнял Ярика не так, как мама, даже поднял и встряхнул. И прижал к новому ордену. Ярик такого у папы не видел. А потом они вместе прошли в детскую. Где на полу были разбросаны игрушечные солдатики и танки, а на столе была изодранная карандашами с изображениями взрывов бумага. — Знаешь, друг мой Ярослав,— сказал папа совсем по-взрослому.— Убивать в самом деле плохо. А вот когда к тебе приходят тебя убивать, и других... — Почему? Они что, совсем плохие? — И они не плохие, им кто-то сказал, что мы плохие и нас надо убивать... Бывает, приходится отстреливаться. Знаешь, Ярик, это слишком страшно. Не играй пока в войну, пожалуйста! Ярик понял заведомо не всё. Но убрал игрушки и начал рисовать, как он видел в кино, как он видел в жизни, как папа в форме и мама в лёгком платье мирно гуляют. А сам представлял, что нет никаких папиных командировок и мама не плачет по ночам.
* * *От жажды умираю над ручьём... От жажды умираю над ручьём... Здесь странно, как будто у нас июль, а вверху — снегопад.
* * *Сегодня ночью умер здравый смысл. Дорожная песенка
Тонко, тонко, почти паутинно
* * *...Потому что на всё несделанное ответит
Практическая футурология
Давайте, восстановим Вавилонскую башню
* * *Добра настала пора, К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |