АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Виталий Молчанов

Город роз

— Нам, дончанам, не нужны трёхэтажные коттеджи, мерседесы и огромные счета в банках,— уверенно поворачивая руль тяжёлыми руками шахтёра, говорил водитель Андрей,— единственная наша мечта — это мирное небо над головой. За четыре страшных года многое изменилось в сознании людей: население сплотилось, стало единым народом... Молча, внимаем словам нашего гида, встретившего нас на ростовском железнодорожном вокзале. Вопросы будут потом, пока мы только привыкаем к окружающей нас обстановке. По обе стороны шоссе раскинулись необозримые донецкие степи, так похожие на наши родные, оренбургские. Дважды выскакивали на обочину лисы и на секунду застывали, провожая взглядом несущийся на приличной скорости автомобиль. «Зверья развелось видимо-невидимо»,— поймав мой взгляд, заметил Андрей: «Охота строжайше запрещена, начнут бабахать охотнички, тут же армейские нагрянут — подумают, что украинская диверсионно-разведывательная группа работает». Настораживали тишина и столь редкое в этих краях движение на дорогах. Впереди нас ждала война.

Мы — писатели из Оренбурга Александр Филиппов, Диана Кан и я, Виталий Молчанов, едем во фронтовую столицу Донецкой Народной Республики с культурной миссией — познакомить коллег из Донбасса с современной оренбургской литературой, оказать поддержку единокровным братьям и сёстрам, своими глазами увидеть происходящее на омытой кровью донецкой земле. В багажнике серого «Шевроле» комфортно разместилась необъятных размеров дорожная сумка, под завязку набитая книгами. Быстро темнеет, мы въезжаем на территорию ДНР через таможню, расположенную рядом с Новоазовском. До оккупированного Мариуполя — всего 44 километра, до линии фронта — 25.

На улицах вечернего Донецка пустынно — прохожих почти нет, с 23:00 до 05:00 в самопровозглашённой республике действует комендантский час. Военное время диктует свои суровые законы. В центре, как сообщил нам водитель Андрей, относительно спокойно, но на окраинах города по-прежнему обстановка остаётся напряжённой — украинская сторона продолжает стрелять по мирным кварталам. Поздним вечером того же дня, расположившись в уютном номере гостиницы «Центральная», мы узнали из боевых сводок, транслируемых местным телевидением, что в результате обстрела погиб парень 1992 года рождения, сиротами остались двое малолетних детей. Приказал открыть огонь военный преступник, полковник ВСУ Владимир Кокорев...

С утра было дождливо, как будто само небо оплакивало невинно убиенного молодого жителя Города Роз. Нас уже ждали в Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке им. Н. К. Крупской — центре литературной жизни столицы ДНР. После небольшой пресс-конференции, состоялась наша встреча с творческой интеллигенцией Донбасса. Мы с поэтессой Дианой Кан рассказали о крупных литературных мероприятиях Оренбуржья, представили литературный журнал «Гостиный Двор» и его младшего братишку — альманах-приложение для детей «Гостиный Дворик», прочитали свои стихотворения. Прозаик Александр Филиппов познакомил собравшихся со своими книгами и также прочитал небольшой отрывок из неопубликованной повести. Потом настало время отвечать на вопросы. Благодарная аудитория долго аплодировала оренбуржцам, передавшим в дар донецкой библиотеки внушительный набор книг писателей с далёкого Южного Урала. Кроме жителей Донецка, на встречу с нами приехали люди из самых отдалённых уголков Донбасса. Кстати, несмотря на непрекращающиеся боевые действия, в ДНР активно функционируют многочисленные литературные объединения. Пусть уровень их не всегда профессиональный, но люди продолжают писать поэтические и прозаические произведения, собираться для их обсуждения, жить полной литературной жизнью. Писатели Донецка, Горловки, Ждановки и других шахтёрских городов Донбасса передали нам свои книги и рукописи. Самые лучшие работы мы обязательно опубликуем в оренбургской периодике и в литературном журнале «Гостиный Двор».

Как отметил наш гостеприимный хозяин — генеральный директор центральной библиотеки Игорь Горбатов — в ДНР за четыре долгих года войны не закрылось ни одно учреждение культуры, все работали в штатном режиме. Ярким тому подтверждением стала премьера балета «Пер Гюнт» в Оперном театре Донецка, на которой мы, оренбуржцы, имели честь побывать. Премьера собрала полный зал, было много восторженной и одухотворённой молодёжи. Великолепная музыка Эдварда Грига и блестящая постановка хореографа Вадима Писарева сделали своё дело — был полный аншлаг! Если бы кто-нибудь вчера мне сказал, что я буду смотреть балет в воюющем Донецке — ни за что бы ему не поверил. Люди, опалённые войной, потянулись к спасительной культуре, чтобы вылечить раненые души, приобщиться к вечному и прекрасному. В театре нам сказали, что билеты на спектакли раскупаются влёт чуть ли не за две недели до начала представления. Точно такая же картина и в драматическом театре, и в театре юного зрителя. Библиотеки полны, музеи тоже посещаются замечательно. В этот же день нам посчастливилось посетить Музей Великой Отечественной войны в мемориальном комплексе «Твоим освободителям, Донбасс». Двухуровневые экспозиции музея впечатляли: зал Победы, зал военной кинохроники, общий экспозиционный и оружейный залы. Отдельное место в музее занимают экспонаты, посвящённые сегодняшним горячим дням Донбасса — страшной братоубийственной войне. Работниками музея были собраны ценные экспонаты — оружие, личные вещи, фотографии героев ДНР, отдавших свои жизни в борьбе с современным фашизмом. Перед музеем на постаменте в память о погибших дончанах — отлитый из бронзы букет роз. У подножия его — те же прекрасные цветы с распустившимися душистыми бутонами и колючими стеблями. Непокорённый Донецк — Город роз — ни прошлые фашисты, ни нынешние никогда сломить не смогут.

Мы в Макеевке — ближайшем городе-спутнике Донецка. Перед нами распахнула двери в Центральную городскую библиотеку им. М. Горького заведующая Ольга Конова. С караваем в руках на пороге полного зала нас приветствует Ирина Зосенко — поэтесса и медсестра, которая вывела и вынесла из-под обстрелов более тысячи человек. Сегодня солнечный осенний день, и здесь, в библиотеке, тоже всё складывается ярко и празднично. Звучат стихотворения и проза, Диана Кан и Александр Филиппов рассказывают о своём творчестве и творчестве оренбургских писателей, мы презентуем свои журналы и альманах, затем передаём в дар библиотеке им. М. Горького книги оренбургских литераторов. Теперь и в Макеевке есть свой оренбургский библиотечный уголок. В свою очередь, руководитель городского литобъединения им. Н. Хапланова поэт, член Международного сообщества писательских союзов (Москва) и Межрегионального Союза писателей Елизавета Хапланова поблагодарила нас за визит и поддержку, рассказала о том, чем живёт литературная Макеевка, о традициях и литературных достижениях макеевцев. На память о встрече руководитель ЛИТО вручила подборки книг. Затем прозвучали стихотворения членов макеевского литобъединения Василия Толстоуса, Александра Рака, Александра Невидомого, Ирины Зосенко и других.

«Вернувшись домой, мы обязательно расскажем о героическом народе Донбасса, о людях, которые, несмотря на фронтовые условия, тянутся к прекрасному»,— говорю я и преподношу оренбургский пуховый платок заведующей Центральной библиотечной системой Макеевки Надежде Василенко.

Обратный путь показался нам более коротким. Летели из-под колёс серого «Шевроле» километры, шарахались в стороны испуганные лисы, размышлял вслух знакомый наш водитель Андрей. «Скоро вновь запустят Донецкий металлургический завод, будем плавить металл»,— вещал он, уверенно поворачивая руль тяжёлыми руками шахтёра: «Донецк — город славных рабочих традиций, мы не хотим быть нахлебниками у России... Лишь бы присоединили нас к себе побыстрее...» В багажнике комфортно разместилась необъятных размеров дорожная сумка, теперь уже набитая книгами и рукописями донбасских авторов. Мы уезжали, забирая с собой в Оренбург самые светлые воспоминания о славном Городе роз, о героическом народе Донбасса, родном нам по крови. Мирного вам неба, дорогие братья и сёстры! Победы! Мы один народ, одна страна...

...В памяти всплыли строки стихотворения «Тревожный чемоданчик» поэтессы Надежды Гирявенко из донецкого литературного объединения «Прометей»:


Понятие это вошло в нашу жизнь
                                               так обычно
Приказом начальства,
                               статьёю газетной,
                                               листовкой подъездной.
И враз чемоданчик тревожный
                               стал вещью привычной.
Его содержание в городе нашем
                                               любому известно.
Под номером первым —
                               по списку идут документы,
Под номером «два» — вещи ценные, деньги наличкой
                                                               (коль было),
Под третьим — лекарства,
                               их разные ингредиенты,
А дальше — бутылка воды,
               чашка, нож, свечка, спички и мыло...Сегодня вошли в наши будни
                                               тревога и горе.
Бывает, я путаю грома раскаты
                                               и грохот орудий.
Такой чемоданчик
               стоит у меня в коридоре.
Когда я смотрю на него,
То молюсь: 
«Пусть он нужен не будет».
         

К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера