Андрей Медведев

Лето патриархов. Стихотворения



ЛЕТО ПАТРИАРХОВ

Невесомость, жара, съёмки, кадр за кадром, но всё в урну,
Патриархи  бузят малость, но встречает их плебс бурно,
Необычен иной привкус,  любопытен чужой опыт,
Но зачем же менять обувь,  если есть на Пути тропы?..

Над Берлином парит Вендерс, над Макондо летит Маркес,
По Парижу Ремарк мчится к Триумфальной своей арке,
Над Москвою завис Чехов, над  Нью-Йорком – джедай  Лукас,
Под Биг Беном сидит Голдинг, ждёт, когда подадут «Букер»…

Где-то там, среди них,  Спилберг, где-то здесь, среди нас, Горький,
Каждый  выбрал себе поле, – безземельным, увы, горько,
И куда ни ступи – пашня, и куда ни взгляни – шпили,
Остаётся - платить мыто и златые пилить гири…


ПТИЦЫ

Возможно, мы разные птицы, но крыльев размах – не критерий…
Соловушка пеньем гордится, павлин  – экзотичностью перьев,
Стервятник парит над горами,  гагарка вцепилась в анчоус,
Полёт – субъективный параметр, и мудрость –  не только  учёность…

Сорока бесспорно воровка, кукушка до свинства ленива,
И пингвин в утёсах неловкий, зато, как ныряет красиво…
Быть чайкой – стонать перед бурей, быть белой вороной – тоскливо,
Для тех,  кто мигрант по натуре  на юге приятнее климат.

Огромному  страусу, ночью,  не слишком уютно в саванне,
Фламинго в движениях точен, без техники танец – не танец.
Песок побережья и рифы  покрылись засохшим гуано,
Пируют  бакланы и  грифы, а Дарвин сказал – обезьяны…


ОЧЕНЬ МНОГОЕ

Очень многое – от рождения, очень многое –  от воспитания
Миг не вызовет удивления, если дух не порвёт витальное.
На ископанных,  на разграбленных,  пусть и жирных когда-то,  приисках,
Если шарить прилежно граблями – самородков   никак не выискать.

И, хоть  днюй и ночуй  с лопатою,  унести на тот свет нам   нечего,
Говорят,  что мир буйство   атомов, но ведь судим о нём  по меченым…
Сад создать самому -  не можется, а чужой плод на вкус не радует,
И приходится резать кожицу,  и под пресс,  – вера крепче с градусом.


МАМОНТЫ ГУМИЛЁВА


Не поверю, что мамонты вымерли в неолит –
Слишком часто в ночи трубный вой не давал уснуть,
Слишком долго висел под луною цеппелин,
И сигарною тенью скрывал от меня весну.

На земле по которой пророк Моисей ходил,
Довелось обнаружить останки больших зверей,
Воздух странный я втягивал в ноздри, как троглодит,
Понимая, что крестик от монстров – не оберег.

С бивней скал, под которыми видел тени акул,
Рыжей шерсти клочки жадный ветер срывал и нёс…
У костра моего байки плёл одноглазый лур
О лохматых слонах у подножия гор Загрос.

В Чемульпо, где бесстрашно сэппуку свершил «Варяг»,
Знал матрос, отрывая кингстон, что Они не миф,
Большевик на «Авроре», поднявший багровый стяг,
В двадцать первом году мне позволил увидеть их.


ДОМ

Пол паркетный под ногами
принят нами
за твердь земную.

Бьёт вслепую,
но существует,
сила вяжущая орнамент.

Потолок над головою
принят мною
за купол неба.

Если ребус
загадан не был –
значит разум всему виною.

Мусор знания в прихожей
принят…тоже,
и сложен кипой.

Двери скрипом
Мешают всхлипам
Тех, кто выйти наружу должен.


МЕРЛЕЗОНСКИЙ БАЛЕТ


И стихи надоели, и песни скучны,
Овцы целы и волки,  казалось бы,  сыты,
То ли дух от безделья стал слишком   ручным,
То ли разум свихнулся под натиском быта.

Ритуал во спасение, первая часть  –  
Мерлезонский балет – кавалеры и дамы…
Рубануть бы секирой по чувствам с плеча,
Полоснуть бы мышление  бритвой  Оккама…

Но, боюсь,  что придётся опять   наблюдать –
Акт за актом – пажи, лотарингцы, дворяне…
Сколько  глупости в книгах – песок и вода,
Сколько в мире допущенной Господом дряни…

Часть вторая, внезапно король захромал,
Арбалетчики целят в притихших фламандцев,
Среди ловчих раскол, режет мясо    Тома,
И крестьяне-шуаны готовятся к танцу.

И абсурд, и восторг,  но балет ведь большой,
И весна молодится в костюме апреля,
Очень  хочется думать, что всё хорошо,
И дрозды не прервут залихватские  трели.

Р.S.  
О сыне Генриха IV
Людовике Генриховиче Бурбоне говорили:
«…музыкант и даже приличный композитор,
средней руки художник, он был способен
ко множеству мелких ремесел
и поэтому никогда не знал своего ремесла».
Людовик является автором и
композитором «Марлезонского балета»
( «Балет об охоте на дроздов»).
До нас дошли названия и музыка 11 актов из 16:
Les Flamands — «Фламандцы» (акт 1)
Les pages — «Пажи» (акт 2)
Les Lorrains — «Лотарингцы» (акт 3)
Les picoreurs — «Ловчие» (акт 5)
Thomas le boucher — «Тома́ Мясник» (акт 6)
Les arbalestriers — «Арбалетчики» (акт 11)
Les Nobles — «Дворяне» (акт 12)
Les fermiers — «Крестьяне» (акт 13)
Le Roi — «Король» (акт 14)
Le printemps — «Весна» (акт 15)
Grand ballet — «Большой балет» (акт 16)
Благодаря экранизации «Трёх мушкетёров»
закрепилось крылатое, пусть и исторически
недостоверное выражение,
«вторая часть марлезонского балета»,
обозначающая  неожиданный
поворот событий…


ХИТРЫЙ ЧЕЛОВЕК


«Не отягчай ненужным грузом  дух,
Но плоть не утончай анорексией,
И, если мысль и чувство не в ладу,
Помедитируй, брат, – коан осилишь»…

Так роши говорил мне,  и сопел,
Пузатый роши, властелин Сатори,
И дело было в полночь, на тропе,
А может,  утром, где-нибудь, у моря…

Голодный волк лизал ему ладонь,
И  рядом  трижды ухнул мудрый филин,
А мне вдруг захотелось – за кордон…
Подальше от соседей-некрофилов.

И груз тяжёл, но бросить невдомёк,
И  ближе к телу  кимоно своё же…
Слетелись мысли – мухами на мёд –
Неправильную жизнь, должно быть, прожил.

Неправильные речи говорил,
И обликом за эталон не вышел,
На путь Монаха – воли нет и сил,
Факир и тот почти на ладан дышит …

Давай, пузатый роши, без обид…
Путь Йога одолеть мешает удаль,  –
Но мне тебя положено убить,
Как каждого порядочного Будду…

Р.S.
1.Путь Хитрого человека, по Гурджиеву,
(Путь Воина в других эзотерических учениях)
предлагает параллельно идти всеми
тремя путями одновременно (а именно:
путем Факира, путем Монаха и путем Йога).
Т.е. включать в свою практику, как практику тела,
так и практику энергии (души), так и медитации и сосредоточение).
2.Роши – наставник в дзене
3. Сатори – внутреннее персональное переживание
опыта постижения истинной природы (человека)
через достижение «состояния одной мысли».
4.«Если у вас на пути препятствия, внешние или
внутренние, - уберите их!
Если вам попадётся Будда, убейте его».
                                                           Линь-цзы