Роман Гершзон

Масличная гора

Масличная гора (793 м над уровнем моря)  – одна из самых высоких гор в окрестностях Иерусалима. Она входит в гряду Иерусалимских гор, где севернее нее расположена гора Скопус*, юго-восточнее – гора Поругания**. Название Масличнй горы, очевидно, связано с масличными деревьями, которые издавна росли в этом районе. Древнее русское название горы – Елеонская, по названию оливкового масла – елея, производившегося на Масличной горе.

В давние времена Масличная гора была естественной окраиной Иерусалима, за которой открывался путь к Мертвому морю и Заиорданью. Район Масличной горы был своеобразной библейской промышленной зоной Иерусалима, где производилось оливковое масло – один из основных продуктов питания древних евреев. Масло использовалось также для религиозных культовых целей в Иерусалимском Храме, для освещения жилищ и других надобностей.

 Еврейские цари назывались «помазанники Божии», так как при коронации на их головы изливалось оливковое масло (елей). Масло получали на Масличной горе, изготавливали для помазания строго определенным способом и изливали на голову будущего царя – таким образом происходило помазание на царство.

 И сегодня евреи ожидают помазанника – Машиаха (Мессию) – еврейского царя из рода Давида для создания будущего вечного и справедливого царства Всевышнего на Земле. Подготовка к встрече идет уже давно: в одной из синагог Старого города Иерусалима хранится специальный сосуд с оливковым маслом для помазания. Ведь Машиах может прийти в любой момент, и к его приходу надо приготовиться заранее… Будущий маршрут Машиаха хорошо известен: царь, поставленный Всевышним, должен спуститься с Масличной горы, на белом ослике, проехать через Кидронскую долину и Золотые ворота на Храмовую гору и там провозгласить создание царства Божия на Земле. У подножия Масличной горы регулярно дежурит белый ослик, так что с доставкой Машиаха с Масличной горы на Храмовую проблем быть не должно.

 Проблема по будущему маршруту Машиаха была создана мусульманами в районе Золотых ворот Старого города Иерусалима в шестнадцатом веке, когда перед воротами было основано кладбище, а сами ворота замурованы. Известно, что Машиах, как потомок коэнов, не может входить на кладбище.

 Мусульмане считают стабильность этих ворот символом стабильности всего мусульманского мира, поэтому, на всякий случай, они и замуровали полностью Золотые ворота. Таким необычным способом сыны ислама решили предохраниться от нежелательного для них визита Машиаха на Храмовую гору и теперь, как представляется, уверены в надежности принятых мер.

Евреи считают, что Машиах через кладбище не пройдет, а проедет, и запертые ворота не послужат ему преградой. Христиане веруют, что в нужный день Золотые ворота откроются сами собой и Мессия в очередной раз въедет на Храмовую гору, где он уже однажды побывал. Такой вот трогательный случай всеобщей уверенности представителей трех основных мировых религий…

Первые упоминания в ТАНАХе о Масличной горе относятся ко временам царя Давида, когда царь вынужден был бежать из Иерусалима от преследования собственного сына: «А Давид всходит на гору Масличную, всходит и плачет. И голова у него покрыта, и шел он босой; и все люди, бывшие с ним, покрыли головы свои и всходили, плача» (2 Шмуэль 15:30).

С великим еврейским царем Соломоном (Шломо) также связаны события, происходившие на Масличной горе. «Любил царь Шломо многих чужестранных женщин: моавитянок, аммонитянок, эдомеянок, цейдонянок, хеттиянок… И было, в пору старости Шломо жены его склонили сердце его к другим богам… Тогда построил Шломо возвышение Кемошу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом» (1Мелахим,11:1-8). По одному предположению, «гора, которая перед Иерусалимом», – это Масличная гора, по другому  – соседняя Ашпала.

Знаменита Масличная гора с давних времен своим кладбищем, которое существует и по настоящее время. Недалеко от вершины горы в скальном склепе, переоборудованном в византийский период, сохранились могилы пророков Хаггая (Аггея), Малахи (Малахии) и пророчицы Хульды (Алдамы).

Благочестивая женщина Хульда, жившая в Иерусалиме во времена царя Иошиягу в седьмом веке до новой эры, обладала пророческим даром и, очевидно, была хорошо известна во всей Иудее. Именно благодаря этой известности и обратился царь к Хульде с просьбой объяснить текст книги закона, которую незадолго перед этим нашли при реконструкции Иерусалимского Храма. «И пошел Хилкиягу и те, что при царе, к Хульде, пророчице, жене Шаллума, сына Токата, сына Хасры, хранителя одежд, а она жила в Иерусалиме, в Мишне,  – и говорили с нею» (2 Диврей йамим 34:22).

Из текста следует, что Хульда была женой вельможи по имени Шаллум, в роду которого мужчины занимали достаточно важный пост хранителя царских одежд. Очевидно, что сама Хульда была близка к царскому двору. Жила Хульда в иерусалимском районе Мишне недалеко от Храма и, согласно еврейским преданиям, была учительницей в женской школе.

Почему царь Иошиягу обратился именно к Хульде и послал к ней представительную делегацию из пятерых ближайших соратников? Среди посланников были первосвященник Хилкиягу, царский писец Шафан, другие вельможи. Царь чувствовал важность найденной рукописи, и, обращаясь к такой уважаемой женщине, как Хульда, хотел определить ценность находки. Действительно, находка оказалась самой важной рукописью в истории страны, и сегодня считается, что это была первая канонизированная книга из всех танахических текстов.

 Хульда определила ценность находки и сделала предсказания относительно будущего страны и царского двора. Предсказания эти были безрадостны: «И сказала она им: Так сказал Господь, Бог Израиля: Скажите тому человеку, который послал вас ко мне: Так сказал Господь: Вот наведу Я бедствие на место это и на жителей его, – все проклятия, написанные в книге, которую читали перед лицом царя Иудейского. За то, что оставили они меня и воскуряли другим богам, чтобы гневить Меня всеми делами рук своих; и гнев Мой воспылал на место это и не погаснет. А царю Иудеи, пославшему вас вопросить Господа, так скажите ему: Так сказал Господь, Бог Израиля, о словах которого ты слышал. Так как ты мягкосердечен и ты покорился Богу, услышав слова Его об этом месте и о жителях его, и ты покорился Мне, и разорвал одежды свои, и плакал предо мною, то Я услышал тебя, сказал Господь. Вот Я приобщу тебя к отцам твоим, и ты будешь положен в гробницы твои с миром. И не увидят глаза твои всего того бедствия, которое наведу Я на это место и жителей его» (2 Диврей йамим 34:23 –28).

Как известно, пророчества Хульды оправдались полностью…

Ещё одно захоронение библейского периода на Масличной горе  – могила пророка Малахи. Малахи – один из немногих библейских персонажей с практически неизвестной биографией. В своих пророчествах Малахи не сообщает о себе никаких сведений.

Основная тема пророческих высказываний Малахи  – это любовь к ближнему и почитание Всевышнего. «Ведь отец один у всех нас, ведь Бог один сотворил нас! Почему же изменяем мы  – каждый брату своему, оскверняя завет отцов наших?» (Мал. 2:10). Пророк предупреждал от имени Всевышнего: «Приближусь Я к вам для суда, и буду свидетелем скорым (против) чародеев, и прелюбодеев, и клянущихся ложно, и удерживающих плату у наемника, притесняющих вдову и сироту, и неправильно судящих пришельца. И не боятся они Меня! – сказал Господь» (Мал. 3:5 –7).

Рядом с могилой Хульды на Масличной горе погребен пророк Хаггай, один из «малых» пророков, живший во времена персидского наместника и правителя Иудеи Зерубавеля в шестом веке до н.э. Он активно участвовал в строительстве Второго Иерусалимского Храма, которое было начато с разрешения персидского царя Кира и продолжено во второй год царствования царя Дария. Хаггай обращался к жителям Иерусалима и Иудеи, призывая их активно строить Храм: «Время ли вам сидеть в домах этих крытых  – а дом этот разрушен?.. Обратите сердце ваше к путям вашим. Поднимитесь на гору, и принесите дерево, и стройте дом (Храм), и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, – сказал Господь» (Хаг. 1:4-8).

Пророк Хаггай говорил о грядущем приходе Машиаха и от имени Мессии пророчествовал: «Я сотрясу небо и землю, и опрокину колесницы и всадников их. И низринуты будут кони и всадники их – каждый мечом брата своего» (Хаг. 2:23).

В христианской традиции считается, что Мессия Иисус в свое время вошел в Иерусалим, спустившись с Масличной горы. Это был Вход Господень в Иерусалим, знаковое событие христианского мира. Накануне Иисус совершил чудо, воскресив своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти в деревне на склоне Масличной горы. Сейчас на месте библейской деревни расположена арабская деревня Эль Азария.

Вот как описывает вход Иисуса в Иерусалим евангелист Матфей. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда (Иисус) послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их...

Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Матфей 21:1-11).

В наши дни христиане всего мира ожидают Второго Пришествия Иисуса в Иерусалим. Он должен пройти по тому же маршруту, по которому, как считают христиане, Иисус уже приходил в Святой Город.

И немного современной истории. Могилы пророков на вершине Масличной горы в районе еврейского кладбища соседствуют с братской могилой сорока восьми защитников Еврейского квартала Старого города Иерусалима, погибших во время Войны за независимость. Недалеко от этих захоронений расположен участок, где покоятся израильские солдаты, павшие в Шестидневную войну. На еврейском кладбище Масличной горы похоронены также основоположник современного языка иврит Элиэзер бен Иегуда, американский мультимиллионер Максвелл, бывший премьер-министр Менахем Бегин, известные раввины и простые жители Иерусалима. Значительная часть кладбища была разрушена во время арабской оккупации Масличной горы (1948–1967), восстановительные работы на кладбище Масличной горы ведутся до сих пор.






* hар а-Цофим  – гора Наблюдения (ивр.)



** hар Ашпала (ивр.) 



К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера