Людмила Луцевич

Чулков Г.И. Жизнь Достоевского

 

Чулков Г.И. Жизнь Достоевского / Сост., подг. текста, коммент. и вступ. статья О.А. Богдановой. Москва: ИМЛИ РАН, 2015. 472 с.

 

Книга известного поэта и прозаика Серебряного века Георгия Чулкова «Жизнь Достоевского»,созданнаяеще в 1935–1936 гг., наконец,вышла в свет. Она имеет драматическую цензурную историю и прошла непростой путь, прежде чем попала к читателю. 80 лет машинопись пролежала в российских архивах. Как справедливо отмечает Ольга Богданова во вступительной статье к рецензируемому изданию, условием возникновения книги Чулковастало заинтересованное внимание автора к публикациям сочинений Достоевского, разного рода личным документам,а также специальнымисследованиям, посвященных творчествуДостоевского в 1910–1930-е гг.  «Во-первых, - пишет Богданова, -только во второй половине 1920-х гг. появилось первое научное издание сочинений Достоевского (тексты которого были напечатаны по прижизненным публикациям и сверены с другими вариантами), снабжённое солидным научно-справочнымаппаратом(примечаниями, библиографическими статьями, библиографическим списком изданий Достоевского и литературы о нём, именным указателем и т.д.); в него было включено большое количество атрибутированных (из прижизненной печати) и вновь открытых (из национализированных советской властью архивов) текстов Достоевского. Во-вторых, к 1934 г. уже был издан основной корпус писем Достоевского (три тома из четырёх). В-третьих, в течение 1920-х гг., в дополнение ко второму изданию сборника В.Е. Чешихина-Ветринского “Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников и его письмах” (М., 1923), в печати одно за другим появились объёмные мемуарные свидетельства Л.Ф. Достоевской, А.Г. Достоевской, А.П. Сусловой, А.М. Достоевского и др., ставшие важнейшим источником ранее неизвестных биографических сведений о писателе. Наконец, в 1935 г. Л.П. Гроссманом была выпущена в свет книга “Жизнь и труды Ф.М. Достоевского. Биография в датах и документах”, написанная в жанре “летописи жизни и творчества русских писателей”, выработанном в издательстве “Academia”. Такая “фактическая сводка биографических материалов, расположенных в хронологическом порядке”, стала необходимой основой для написания “исчерпывающего труда о жизни, личности и творчестве Достоевского” во второй половине 1930-х гг.» (с. 24-25).Заслуга Чулкова – в освоении, обобщении и осмыслении этого разностороннего материала в яркой художественной форме.В результате «Жизнь Достоевского» может быть классифицирована прежде всего какбеллетризованная научно-популярная биография великого писателя. Подкупает такт автора Серебряного века, проявленный им в изображении такой противоречивой и сложной личности, как Достоевский. В книге нет ни сусальной апологетики, ни сгущенной демонизации. В центре ееживой человек – Федор Достоевский, в образе которого сочетаютсяпрозрения великого пророка с муками мелкого самолюбия. Биография, написанная талантливым писателем, сама становится художественным произведением, обладающим эстетической ценностью.

Удачно, на мой взгляд, текстологическое решение книги. Ольга Богданова провела предварительную архивную работу, результаты которой отразила в справке «От составителя». Исследовательница обнаружила черновой автограф и два машинописных экземпляра биографии Достоевского с рукописной правкой Чулкова. Ею был взят за основу публикации машинописный текст жизнеописания, находящийся в Отделе рукописей Института мировой литературы Российской академии наук, так как именно он является последним по времени. По мнению Богдановой,авторская правка, произведенная в текстебыла вызвана не столько стремлением к объективному улучшению текста, сколько желанием «провести» издание сквозь советские цензурные рогатки, которые практически отвергали весь религиозно-философский слой повествования, столь значимый для концепции Чулкова. Более полным является машинописный текст, находящийся в Российской государственной библиотеке, в котором сохранились вычеркнутые из машинописи ИМЛИ фрагменты. В конечном итоге, Богданова в подготовленном ею издании восстановила все купюры в постраничных примечаниях, что позволило, с одной стороны, сохранить приоритет последней авторской воли, с другой – не нарушить концептуальную целостность чулковской биографии  Достоевского.С текстологической точки зрения изданная книга подготовлена с соблюдением требований, предъявляемых к академическому изданию (типа серии «Литературные памятники»): проведена тщательная поисковая работа в архивах, проанализированы все найденные материалы, касающиеся книги(черновые автографы, машинописные копии, сопутствующие заметки, рукописная правка и т.п.), в последнем авторском слое восстановлены все купюры.

Стоитотметить обстоятельность библиографического, реального и историко-литературного комментария, а также добротностьвступительной статьи (где Чулковпредставлен как литературовед и биограф, а также  хронологически развернута тема «Чулков – исследователь Достоевского», дан общий очерк биографики великого романиста за последние полтора века, выявлены особенности чулковского жизнеописанияна фоне десятков работ других авторов на сходную тему).

Конечно, в издании такого рода необходим именной указатель. Кроме того, во вступительной статье,может быть, стоилочуть более вниманияуделить Дмитрию Мережковскомукак одному из серьезнейших биографов автора «Преступления и наказания» (речь идет в работе «Л. Толстой и Достоевский», 1900–1902).

Книга Георгия Чулкова интересна и с историко-литературной точки зрения – как возвращенное в культуру произведение известного писателя,  и с просветительской – как увлекательное жизнеописание выдающегося русского классика. Она, несомненно, займет свое достойное место в ряду известных биографических сочинений о великом писателе.  

 

Людмила Луцевич,

Варшава, 03.05.2016

К списку номеров журнала «Слово-Word» | К содержанию номера