АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Татьяна Берцева

Александр Кузнецов. Сказки Лебяжьей канавки.


Александр Кузнецов. Сказки Лебяжьей канавки. Серия «Петраэдр». 2015


У каждого писателя своя биография, как у любого человека. Человек живет, жизнь идет. Для кого-то она просто проходит мимо, но не для Александра Григорьевича Кузнецова. Сейчас уже не важно, что когда-то он работал и метеорологом, и инженером-электронщиком. Важно, что, дожив до определенного возраста, он стал дедушкой — настоящим дедушкой, которого волнуют внуки, которому хочется внуков, да и всех детей вообще, воспитать хорошими людьми. И решил Александр Кузнецов стать сказочником Сказано — сделано: перед нами сборник «Сказки Лебяжьей канавки», вышедший в серии «Петраэдр» в 2015 году.
Шестьдесят шесть сказок, каждую из которых можно сравнить с небольшим драгоценным камнем — это целая шкатулка драгоценностей. Такой подарок сделал Александр Кузнецов детям и их родителям. С такой шкатулкой можно играть бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое, красивое и доброе.
Чем же так хороши эти сказки? Все очень просто: они столь разнообразны, что каждый найдет для себя что-то интересное, новое.
Сказки Александра Кузнецова неоднородны, характеризуются многообразием мотивов и персонажей, но при этом объединены основной проблематикой — это соотношение добра и зла. Главным достоинством этих сказок становится приоритет добра. Любой читатель, независимо от возраста, после прочтения этой книги почувствует, что стал добрее. Каким образом сказочник достигает подобного эффекта? Факторов много.
Конечно, это персонажи. Давайте прикинем: в каждой сказке два-три персонажа, на всю шкатулку получается около двухсот. Фантазия автора не знает пределов. Героев своих сказок он находит везде. Попробуем разобраться.
Если подойти к вопросу чисто теоретически, то мы имеем дело с авторскими сказками. Как всякие сказки они подпадают под всем известные классификации: есть здесь и сказки о животных, и бытовые, и волшебные сказки.
Какой ребенок не любит сказки о животных?! Их у Кузнецова много, разных по персонажам, по идее, по форме и по философскому наполнению. Действуют в них самые простые лесные жители: медвежонок с мамой-медведицей, волчонок и шакалы, лисы рыжие и лисы черно-бурые, лев и хорек; птицы: журавли, попугай и даже пингвин. Живет в лесу и ежик, причем не обычный, а грамотный. Его так и зовут Грамотный Ежик, и все к нему ходят советоваться. Не обошел автор вниманием и обычных, всем известных, домашних животных: частые персонажи — коты и собаки, петушок. Встречаются и насекомые. Так в сказке «Май и Майя» это бабочки, а еще есть муравьи и пчелы, кузнечики и маленький непутевый паучок. Про каждого придумана история; каждая история, даже будучи сказочной, показывает маленьким читателям очень реальных зверюшек. Это не просто зверята, говорящие по-человечески, а настоящие животные со всеми их природными особенностями. Не удивлюсь, если после прочтения этих сказок многие ребятишки всерьез заинтересуются животным миром. Или растительным. Потому что у Кузнецова есть сказки, в которых главными персонажами являются растения. Вместе с мальчиком Тольчиком мы можем приютить в мороз Розу, живущую за окном, познакомиться с Незабудкой из «Большого сердца», узнать «Тайну дерева», подслушать, о чем думает Гриб-боровик «На одной ноге» или просто полюбоваться на Чудесный куст.
 Не только флора и фауна выступают в качестве главных действующих лиц в сказках Александра Кузнецова. Иногда автор попадает в сказку сам. То приходится разыскивать вместе с Дашей котенка, который решил поселиться в муравейнике, то нужно найти подарок для Маши, которая играет на виолончели. Довелось сказочнику побывать и в мире, где белочка щелкает для Гвидоныча «Золотые скорлупки». Но случалось и так, что не автор в сказку попадал, а сказка сама встречалась ему на дороге. Так незнакомая девушка показала ему «Праздник цветов», вечером на дороге встретился странный нелюдимый человек с котом, который… Нет-нет, читайте сказку «Странно или нет?» — и все узнаете сами.
В волшебных сказках действуют, разумеется, волшебные персонажи. Здесь мы можем встретить и Злую Фею, и карлика, и Правителя-волшебника, и дом, и лампу, и планету, и комету, увлекающуюся цветоводством. Оживают неодушевленные предметы — в путь отправляются Смычок и Барабанные палочки. Часто героями волшебных сказок становятся люди. Тут и Рыцарь с Королем Ого! Десятым, сын волшебника и Насмешник, Садовница и просто Очень Злой Человек. Однако какими бы нехорошими ни были персонажи, сами сказки всегда заканчиваются хорошо, сами сказки всегда добрые.
Отдельно следует упомянуть Белокурую Русалку, совершившую путешествие, которое окончилось в Летнем саду. Русалка поселилась в Лебяжьей канавке и принесла с собой много сказок и название этой книги.
Самыми же главными персонажами стали дети.
 Дети учатся взаимодействовать друг с другом, как Юля и Денис в «Шоколадной истории» или Миш и Борь в истории про старенький велосипед.
 Дети учатся познавать мир при помощи взрослых, будь то мама, всегда соглашающаяся с Шуриком в сказке «Пусть», или Капитан, пытающийся отыскать для девочки Гуппи страну Колибрию со своего капитанского мостика, или Поэт, который вместе с Юлли хочет спасти мир от бледных колючек.
 Дети пытаются взрослеть с помощью игрушек — тут прослеживается любимый для автора образ игрушечного солдатика, который в одной сказке вдохновляет Райку, а в другой учит Шурика держать слово: обещал крепость построить — строй. Невозможно пройти мимо такого персонажа, как слон Фёдор, который дружил с Тарасиком и Светой.
Дети дружат с обыкновенными, но не самыми обычными персонажами. Маленькая Джули подружилась с большой Тучей, а Люч и Люча — с Кометой. В городе, в котором всегда дождь, мальчик Кап-Кап подружился с Лягушонком, а юный художник Чик — с Белой Бабочкой. Конечно, дети дружат и с собаками. Девочка Капся помогает Псу, которого прогнали из сказки, а пес Кубик спасает своих маленьких хозяев Лялику и Лёлика.
А еще есть и совсем не сказочные персонажи в не совсем сказках. Маленькие истории Старика и Старушки, Якова и его то ли внука, то ли правнука сказочными не выглядят, но они такие же теплые, как и остальные сказки, также делают нас чуть-чуть добрее.
 Одного разнообразия персонажей мало, чтобы сделать эту книгу привлекательной. Каждая сказка сама по себе коротка и проста. Сюжет обычно прямолинеен. Количество действующих лиц небольшое. Кузнецов пишет простыми предложениями, подстраиваясь под детскую аудиторию. Но это кажущаяся простота. Отдельными штрихами, маленькими деталями автор создает образы, понятные детям, использует детские выражения и понятия. Так радуга может получиться, «только если солнце захочет играть с каплями дождя», а жить лучше не в доме номер сто сорок восемь, а в Доме Танцующего Петуха. До чего очаровательно по-детски звучит: «Спрятал в огромный сундук с десятью огромными замками»! Как хорошо отражает детскую потребность гиперболизации — огромные и сундук, и замки. Да и замок не один, а целых десять. Чего стоит Кот Импероля?! Классическое детское словообразование. Читаешь, находишь такое детское представление, выражение и радуешься его точности, как ребенок. Вспоминаешь, как сам в детстве выдумывал нечто-то подобное. Тогда это давалось легко, без усилий, а сейчас взрослый знает слишком много умных слов и правил, чтобы думать просто. Язык, которым Александр Кузнецов пишет свои сказки, тоже помогает окунуться в детство.
Особую прелесть некоторым сказкам придают стихи Александра Кузнецова — Поэта. Отдельные четверостишия позволяют раскрыть характеры персонажей или их взаимоотношения. Есть сказки, где стихотворный элемент становится сюжетообразующим, как в сказках «Про Машу и, может быть, про гнома», «Странно или нет?» или «Праздник цветов». О Кузнецове — Детском Поэте следовало бы поговорить отдельно, но не в этот раз.
Сказки Александра Кузнецова наполнены глубоким смыслом, который, может, не всегда будет понятен детям с первого раза, но который должен раскрываться с помощью взрослых. Эти сказки предназначены для совместного чтения, поскольку часто требуют взаимодействия ребятишек с мамами и папами, бабушками и дедушками. Более того, эти сказки способны перевоспитывать и самих взрослых, заставляя вспомнить, что добра в мире много, нужно просто заново научиться его видеть.
Почти не сказки о Щенке и Тропсе, о маленькой собачке Топике перекликаются с проблемой, поднятой еще Маленьким принцем — поднимают тему ответственности за тех, кого мы приручили. Собака — не игрушка, собака — друг, друг преданный, который нуждается в том, кому можно быть преданным. Маленькому читателю эта проблема показывается со стороны собаки, которая не просто формальный, но живой, переживающий и вызывающий сочувствие персонаж, нуждающийся в тепле. Главная мысль: подарить тепло другому — это очень просто.
Основная мысль, которую пытается донести сказочник Александр Кузнецов — быть добрым, делать добро легко. Эту мысль автор доносит до читателя через образы и ситуации, не пытаясь морализировать в лоб. Не все сказки заканчиваются хорошо. Так пес Рупь из сказки «Каменный пес», так и не сумел исправиться, стать хорошим, из-за чего остался каменной скульптурой. Так и не ясно, что дальше будет с потерявшейся в чулане лампой. Злая Фея, переполнившая волшебный сосуд, в конце получает наказание, но мы не знаем, исправилось ли нанесенное ей зло. Стоит заметить, что эти концовки ни в коем случае нельзя назвать плохими. Они открытые. Каждому предоставляется возможность самому оценить персонажей, их поступки и додумать, что будет дальше. На таких сказках ребенок познает, что не всегда есть готовое решение жизненных проблем, не всегда разрешение конкретной задачи приводит к закрытию конфликтной ситуации и нужно думать дальше, что делать, как себя вести, чтобы мир не испортился, чтобы зло не умножилось.
 Вот и еще одно неоспоримое достоинство этих сказок — они заставляют и учат думать. Пожалуй, именно эта их особенность и придает книге столь сильное воспитательное значение. Это же и создает некоторые трудности при чтении: сложно читать взахлеб всю книжку подряд. Каждая сказка несет в себе какую-нибудь истину, которую следует осмыслить. После каждой сказки хочется остановиться и подумать. Далеко не всякая «взрослая» книга способна достичь такого эффекта.
Особое очарование сборнику придают иллюстрации Елены Лебедевой. Простая контурная графика создает образы легкие, воздушные, нежные. Как и в сказках, в рисунках присутствует некоторая недоговоренность, позволяющая додумывать образ самостоятельно. Как и в сказках, в рисунках есть детскость, которая выражается как в простоте линий, так и в некоторой фантастичности сюжета. Ветка нарисованной сирени вырывается за границы картины белыми бабочками, коты пьют чай, бутон распускается девичьим лицом. Эти рисунки можно рассматривать долго-долго, находя в них все новый и новый смысл.
Вот такая получилась книга сказок, заставляющая думать и приумножая добро.

Татьяна Берцева

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера