Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | Спонсоры |
Центр |
Ольга КарловаОб авторе: Родилась в Абакане. Выпускница Красноярского государственного педагогического... >>> |
Марина ЯблонскаяОб авторе: Журналист, публицист. Работает в красноярской муниципальной газете... >>> |
Карина СейдаметоваОб авторе: Родилась в Новокуйбышевске Самарской области. Выпускница Литературного... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Сергей Баймухаметов, Владимир КовнерПро Эдварда Лира и негодяя по фамилии БэдВ 2015 году в бостонском издательстве M-Graphics Publishing (mgraphics-publishing.com) вышла из печати книга переводов Владимира Ковнера, двуязычное англо-русское издание -Эдвард Лир. Полное Собрание Абсурдных Стишков-Лимериков с Рисунками (Edward Lear. The Complete Limericks with Drawings). Здесь нет преувеличения. Это самое полное собрание лимериков Эдварда Лира под одной обложкой не только на русском, но и на английском языке, числом 267. В книге - около 300 рисунков, в большинстве сделанных самим Лиром. Обычно Лир сначала делал рисунок, а затем писал к нему лимерик. В десяти случаях, когда Лир по каким-то причинам написал лимерики без рисунков, эту задачу прекрасно решил современный художник Феликс Браславский. Новая книга издана в формате альбома, каким было большинство изданий Лира в XIX веке, с одним лимериком и одним рисунком на странице. Мы с Ковнером давние друзья, и потому наша беседа началась с личных воспоминаний. — Представь, Володя, начало семидесятых годов, мой родной город Петропавловск Северо-Казахстанской области, редакцию областной партийной газеты "Ленинское знамя". Я приехал из командировки и пишу материал в номер. О том, что комиссия одного совхоза проверяла в соседнем совхозе, как там отремонтировали технику к весеннему севу. А потом комиссия из этого совхоза поедет в тот совхоз... Называлось – взаимопроверка. — Вот-вот, соседи следят за ремонтом техники в соседнем совхозе бдительней, чем сами хозяева, им оно нужней, чем хозяевам - так это выглядело? Помню: в середине 50-х годов, в мои студенческие годы нас каждую осень отправляли "на картошку"; на самом деле мы делали все, что только можно вообразить, крыли крыши, работали на мельнице и даже принимали на ферме роды у коровы. Где в это время были и чем занимались хозяева - неизвестно. — Все это идеально укладывалось в общую атмосферу советского абсурда. На страницах газет печатались рекомендации с чертежами, как лучше и чем запаривать солому, чтобы коровы ее, солому (!), могли есть. Значит, коровам есть нечего; а рядом – публиковались статьи и репортажи об успехах, перевыполнении планов, и на каждой странице – «решающий год пятилетки», «определяющий год пятилетки»... — Я жил в Ленинграде, но атмосфера абсурда была та же. Я работал в конструкторском бюро крупного станкостроительного завода. И вот однажды на нашем здании, на уровне третьего этажа повесили метров десять длиной красную тряпку, то бишь, транспарант с впечатляющим призывом: Рабочему коллективу – нашу инженерную поддержку! А повесили (наверно, после пол-литра) не просто криво, а так с разницей по высоте не меньше, чем полметра от конца к концу. Вот такую поддержку пообещали. От души. Апофеоз абсурда! — В нашей редакции работал выпускник вашего Ленинградского университета Боря Тимохин. Переводил непереведенные в СССР рассказы официально признанных у нас англо-американских писателей и печатал их в нашей провинциальной партийной газете. — Замечательно! — Это еще что! Примерно в то же время, году в 1974-м, я напечатал в газете «Ленинское знамя» тиражом 110 тысяч экземпляров стихотворение вашего ленинградского поэта, тогда уже эмигранта-отщепенца, Иосифа Бродского. Правда, анонимно, как песню, которые поют туристы у костра… А в тот вечер, когда я строчил в номер репортаж о взаимопроверке, а народ, сошедшийся в моем кабинете, уже употреблял вечерний портвейн, Боря Тимохин принес в нашу компанию маленькую зеленую книжку на английском. Лимерики Эдварда Лира. Читал их на английском, потом в своем переводе, а затем уже кем-то переведенные на русский: Негодяй по фамилии Бэд В старых дев разряжал пистолет. Горожане узнали – Пулемет ему дали. Старых дев больше в городе нет. Это было ошеломительно. Эдвард Лир пришел в редакцию областной партийной газеты "Ленинское знамя" как наш друг и товарищ по миру абсурда, смеющийся над ним. Мы-то смеялись нечасто, мы жили в нем и свыклись с ним. — Знаешь, когда я готовил мою книгу, то в поисках неопубликованных лимериков перекопал массу материала, Книги нонсенса Лира, его письма друзьям, дневники, путевые заметки, воспоминания его друзей и т.д. Поэтому я могу надеяться, что знаю практически каждый его лимерик. Так вот, у меня есть маленький секрет про прочитанный тобой лимерик, но я оставлю этот секрет на потом. А пока вернемся к Лиру, который пришел к вам в Петропавловск, Северо-Казахстанской области, через 85 лет после смерти. Эдвард Лир (1812-1888) – блистательный представитель английской литературы «абсурда» XIX века. Человек многих талантов, знающий несколько языков, он был поэтом, прозаиком, художником, композитором и исполнителем, орнитологом и неутомимым путешественником. С его именем, прежде всего, связывают лимерики - пятистишия, которые Оксфордский словарь 1898 года определил как "непристойную поэтическую бессмыслицу". В лучшем случае лимерики до Лира были, мягко говоря, нескромными. Но Лир совершенно изменил их направление. Он выпустил четыре Книги Нонсенса (чепухи, вздора, бессмыслицы, абсурда) со смешными, занимательными абсурдными рисунками и стишками. Фактически он создал новый мир, без правил и законов пуританского общества, мир свободы и веселья, с выдуманными забавными растениями и животными, часто с бессмысленными, но похожими на настоящие словами. «Ничто не изумляло Лира больше, чем неспособность некоторых людей оценить по достоинству полное отсутствие смысла в его бессмыслицах», - писал его друг лорд Кромер. «Абсурд – это мое дыхание», - заявил сам Лир. Был случай, когда Лир «хотел просить» у греческого короля место при дворе с титулом Лорда Бессмыслиц и Корифея Чушесложения. После выхода первой "Книги Абсурда" в 1846 году Англию, а вскоре и Америку охватила лиромания. Только до конца его жизни вышло 25 изданий его книг. — По тем временам что-то непредставимое. В чем секрет? -Лир рисовал свои ужасно смешные рисунки и сочинял "бессмыслицы", чтоб развлекать детей... — Как впоследствии Льюис Кэрролл "Алису в стране чудес"... — То было викторианское время. Дети росли в атмосфере строжайших правил. И вдруг Лир своими стишками открыл для них совершенно другой, безумно смешной мир, где ужасно строгие взрослые превращаются в толстых капризных шарообразных стариков или, наоборот, становятся такими тонкими, что их незаметно запекают в пирог; эти строгие взрослые падают в горячий бульон и летают на мухах, носят парики в рост человека, имеют носы до пола и вообще постоянно оказываются в дурацких ситуациях. Я бы назвал абсурд Лира ОСВОБОЖДАЮЩИМ. Именно поэтому неожиданно для самого Лира его лимерики подхватили взрослые. — Вчерашние дети, выросшие в жестких правилах... — Вот именно. Весьма респектабельный английский критик Джеки Вуллшлейгер писала: "Тот, кто мечтает удрать из однообразной серой реальности, будет чувствовать себя как дома в абсурдном мире Лира". Англичане уходили от рутины, от напряжения, от бесцветной жизни в мир абсурда лимериков, чтобы снять это напряжение, расслабиться. — Володя, теперь мне все ясно! Теперь я понимаю, почему Эдвард Лир занимает, на мой взгляд, особое место в русском сознании. Ведь советский человек жил в таких рамках, по сравнению с которыми викторианские правила - разгул свободы. И в то же время - в мире официального, утверждаемого пропагандой абсурда. Нашими лимериками ОСВОБОЖДЕНИЯ сознания были частушки-нескладушки. Советская народная частушка все больше тяготела к пародии, высмеивала официальные и свои же, народные, массовые идеологемы: С неба звездочка упала Прямо милому в штаны. Ничего, что все пропало - Лишь бы не было войны.
А в семидесятые годы пришел черный юмор:
Я спросил электрика Петрова: "Отчего у вас на шее провод?" Ничего Петров не отвечает - Лишь висит и ботами качает.
И еще двустишие, может быть, самое знаменитое из той «черной» серии:
Мальчик в деревне нашел пулемет - Больше в деревне никто не живет.
- Конечно же, я знаю это двустишие. На его основе у нас в Штатах появился классический по форме лимерик:
Мальчик в деревне нашел пулемет - Больше в деревне никто не живет. Город тоже сражен Пулеметным огнем... Где ж он, падла, патроны берет? (Andy aka Colorado)
— Володя, я ведь о родстве просто так сказал, по наитию. А выходит, в действительности произошло формальное и неформальное соединение английской поэзии абсурда с русской, английского лимерика с русской частушкой. — Кстати о слиянии. Открою тебе мой секрет: того знаменитого лимерика про негодяя Бэда - у Эдварда Лира такого лимерика НЕТ. — Как так – «НЕТ»?! — Дело не в том, что во времена Лира и Пушкина пулемет еще не изобрели - тут можно сослаться на вольное изложение. Вообще никакого Бэда у Лира нет! Я нашел похожий лимерик неизвестного автора:
There was a young fellow named Sistall, Who shot three old maids with a pistol. When twas known what he d done, He was given a gun By the unmarried curates of Bristol.
Дословный перевод:
Жил-был парень по имени Систол, Который застрелил трех старых дев из пистолета. Когда стало известно, что он сделал, Ему дали пушку Холостые кураторы Бристоля. Возможно, под "кураторами" неизвестный автор имел в виду попечителей старинного Бристольского университета. Потом известная переводчица Ольга Астафьева сделала вольный перевод народного лимерика, а уже молва приписала его Эдварду Лиру. — Кому ж еще! И этот случай как нельзя лучше укладывается в легенду о жизни и стихах Эдварда Лира. — Совершенно верно. — А теперь, Володя, позволь представить читателям несколько лимериков в твоем переводе из книги Эдвард Лир. Полное Собрание Абсурдных Стишков-Лимериков с Рисунками.
- Кстати, если кто-нибудь из читателей захочет увидеть рисунки «в натуральную величину» (почти на всю страницу), книга доступна на веб-сайт издательства (mgraphics-publishung.com). Заодно можно прочесть еще несколько лимериков, да еще и на двух языках.
Дед на флейте играл кое-как.
Заползла ему кобра в башмак; Он играл день и ночь, Уползла она прочь, Больше слушать невмочь – ну никак!
Одной девушке в городе Ницца Сели прямо на шляпу три птицы. Ну, а ей хоть бы что: Пусть садятся хоть сто, Хватит места всем птицам из Ниццы .
Была дама одна из Прованса Пребольшим знатоком реверанса; Но она так крутилась, Что в землю ввинтилась, Тем расстроив всех дам из Прованса.
Жил старик со своею старухой, Был он славен присутствием духа; Он купил скакуна И умчал, вот те на! Бросив всех и родную старуху.
На горе умный дед из Кромера Всё читал, поджав ногу, Гомера; Затекли его ноги, Чтоб размяться, о, Боги! Прыгнул в пропасть любитель Гомера.
Романтический старец из Трои Тёплый бренди пил, смешанный с соей; Пил он маленькой ложкой В свете лунной дорожки Под старинными стенами Трои.
Ночью милая квакерша Айки Вышла замуж за деда с Ямайки; Утром – вопли: О, Боже! Муж-то мой – чернокожий!”, Огорчив ловеласа из Ямайки.
Худосочный старик из Берлина Был тонюсенький, как паутина; Он прилёг не на место, И замешенный в тесто, Испечён – без корицы и тмина.
Один старец хотел научить Разных рыбок по суше ходить; Рыбки все до одной Отошли в мир иной, И умчался старик во всю прыть.
Жил старик в королевстве Непал, Он с коня неудачно упал; На две части распался, Но клей отыскался – Чинят всех в королевстве Непал.
Старичок жил на барже когда-то, Его нос был большой, как лопата; Для рыбалки в ночи Ставил он две свечи Прямо на нос, большой, как лопата.
Старикан из посёлка Сумы Чуть не умер зимой от чумы; Он лишь маслом питался И, как грузчик, ругался, И избавился так от чумы.
Деду жутко блоха докучала, Злясь, он просто чесался сначала; Ему дали совет: «Матерись на чем свет!» И тотчас старику полегчало.
— Володя, два последних лимерика, написанные 150 лет назад, вроде бы имеют сегодня научное продолжение и подтверждение. Мне кажется, ты рассказывал как-то раз, что журнал Time писал, будто люди, часто употребляющие ненормативную лексику, проще говоря - мат, живут дольше. Мол, бранные слова, произнесенные даже мысленно, являются своеобразным способом нервной разрядки. У ругающихся испытуемых в крови отмечены низкие уровни гормона стресса - кортизола, и высокие показатели гормонов радости - эндорфинов. — Я даже сохранил эти материалы – статью об экспериментах английского психолога профессора Ричарда Стивенса. Стивенс, в свою очередь, ссылался на профессора Пинкера из Гарварда. Они утверждают, что сквернословие повышает болевой порог. Объясняют это тем, что у наших предков, живших в боях и походах, привычка к крепким выражениям способствовала увеличению агрессии и снижению чувствительности к боли. — Если так, то можно сказать, что Эдвард Лир не только живее всех живых, но и до сих пор впереди науки всей.
Москва - Детройт
К списку номеров журнала «Семь искусств» | К содержанию номера |
ГолосованиеПортал "Мегалит" приглашает вас выбрать автора месяца из поэтической серии "Только для своих", изданных в феврале 2016 года. С книгами и авторами серии вы можете ознакомиться в разделе "Книги" или в спецразделе "Только для своих (см. меню на любой странице портала)ЖурналыЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРААРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПЗНАКИ11:33УРАЛ-ТРАНЗИТАЛЬТЕРНАЦИЯ |