Марина Улыбышева

На рыбьем и птичьем своём языке. Стихотворения

ПЕРЕКЛИЧКА


 


Храни моё слово, славянская вязь.


Я билась в тенётах твоих, словно язь,


 


Покуда клевало страну вороньё,


Пока шили дело на слово моё.


 


Но рухнули царства, сдались рубежи,


И правду мою утопили во лжи.


 


Назойливой мухой в селеньях слепцов


она колотилась в сердца мертвецов.


 


Прося подаянья, как голь и рваньё,


на паперти слово стояло моё.


 


И, дико куражась, вертясь чумово,


прохожие хамы плевали в него.


 


Твоё достояние шло с молотка.


Но жизнь всё равно мне казалась сладка,


 


пока твой наследник, весь в пятнах чернил,


кириллицей Имя Имён выводил.


 


Я знала наверно, что вся не умру.


И норы точила и грызла кору


 


я с теми, кто свечкой горел на пиру,


трамвайною вишенкой жил на юру.


 


Покуда горчит и клокочет гортань,


язык мой из праха и пепла восстань.


 


Кипела сирень. Повилика вилась.


Царевич Димитрий был. Я родилась.


 


Исчезнет бумага, сгниёт береста,


и клёкот чужой преисполнит уста.


 


Я Имя Имён напишу на песке


на рыбьем и птичьем своём языке.


 

* * *

 


                Лене Витечкиной


 


Ах, Франция! Ах, Франция!


Прелестная страна!


Провинция, шампанция,


где пьян ты без вина.


 


Ах, мон ами, шерше ля фам!


И в розанах лужок!


В Парижцию, во Францию


поехали, дружок!


 


Ах, Немция! Ах, Немция!


Цузамен хенде хох!


Там выдох – как сентенция!


Как аксиома – вдох!


 


И в этой фатерляндии


ты станешь сам собой.


В Берлиндию, в Германдию


поехали с тобой!


 


А Греция! Припомнилось,


как бел овечий сыр!


Чудак один – Макропулос


там создал эликсир.


 


С ним там живут – не старятся.


Сиртаки пляшут – эй!


Ах, к эллинам в Афинцию


поехали скорей!


 


Любовция! Романсия!


Я знаю ту страну.


Там каждый день – экспансия.


Там каждый час – в плену.


 


Да высока инфляция.


Да горек табачок.


И я с тех пор, душа моя,


про ту страну – молчок.


 


 


 

* * *

 


Никогда мне уже не войти в этот дом,


где рос худенький тополь под самым окном,


 


где, накат на обои недавно сменив,


глава дома насвистывал странный мотив,


 


где не дай Бог разбить или что-то сломать,


где из командировки приехала мать,


 


и по этому поводу в доме уют,


ананасы с шампанским на стол подают.


 


Ну, а в будние дни – всё пшено да пшено...


Скоро будет развод. Это предрешено.


 


Где под вечер сестра, накрутив бигуди,


спать ложится со вздохом печальным в груди.


 


Мой не собран портфель. За три двойки подряд


весь отряд исключил меня из октябрят.


 


Никогда мне так чисто про поле не спеть.


И так часто ангиной уже не болеть.


 


След мой смыло волной. Опалил меня зной.


Предал друг. Поглотил океан ледяной.


 


Как ни странно – всё это случилось со мной!


 


Где (всему любопытство, конечно, виной),


меня током ударило в жизни одной.


 


А в другой, дорогой, как последний глоток,


всё другое: и время, и тополь, и ток.


 


 

* * *

 


В последнем времени всё так же, как всегда.


Власть жаждет властвовать. Войска идут парадом.


Цветёт герань. Из крана капает вода.


И так же слесарь не идёт, хотя пора бы.


 


В последнем времени торгуют анашой,


старинной живописью, семечками, прочим...


И каждый рад бы подторговывать душой,


но сей товар уже не ценится – подпорчен.


 


Дух празднословия ласкает змейкой слух,


что речь непраздная почти во всех языках


стучит, как в сморщенном стручке сухой горох,


и, как состав порожний, лязгает на стыках.


 


В последнем времени всё так же ждут Христа,


но не Судью, а вновь голгофского страдальца:


грешат по-чёрному, что каплет кровь с Креста,


и ноет дух, и проступает ад сквозь пальцы.


 


В последнем времени, все роли проиграв,


никто не понял, где же быль была, где небыль.


Всё как всегда... Но чуть острее запах трав,


и чуть взволнованней и глубже дышит небо.


 


В последнем времени природа хороша


и так свежа, как в допотопном вертограде.


Закат божественен. И лишь внутри душа


всё понимает и дрожит, как зверь в осаде.


 


 

* * *

 


Георгиновый сентябрь.


Богоданная погода.


Под холстиной небосвода


мир почти такой, как встарь.


 


Пламенеют кромки крон.


Рдеет трав хитросплетенье.


Будто до грехопаденья


воздух благорастворён.


 


Но внезапно по садам


пронеслись сухие тени.


И попрятались в Эдеме


птицы, звери и Адам.


 


Вся природа напряглась.


Ветер ринулся навстречу.


– Где ты? Где ты, человече? –


Прокатился трубный Глас.


 


Человек не отвечал.


Выпил чай. Вздремнул немножко.


С кресла встал, прикрыл окошко,


глянул в сад и заскучал.


 


Колотила капель дрожь –


Божьих слёз по гулкой крыше.


Человек, конечно, слышал.


Но подумал – это дождь.


 


 


Про овечку


 


Если б я была горою


из гранита и асбеста,


я б гляделась горделиво


в безвоздушный окоём,


и, кристаллами сверкая,


в платье снежном, как невеста,


я не сдвинулась бы с места.


Я б стояла на своём.


 


Если б я была горянкой,


я бы песню песней пела,


и как маков цвет пылала,


и на свадебном пиру


я б шашлык хрустящий ела,


и монистами звенела,


подливая в звонкий кубок


цвета крови Хванчкару.


 


Если б я была овечкой,


я бы думала о вечном.


А о чём ещё мне думать,


глядя в пляшущий костёр?


Чтобы ухало сердечко,


чтоб свивалась шерсть в колечко,


чтоб устойчив был треножник,


чтобы ножик был остёр.

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера