Ольга Денисова

Эдуард Просецкий, «Под знаком Алоиза»


Эдуард Просецкий, «Под знаком Алоиза». М.: Литературные известия, 2015

Новый роман Э. Просецкого из цикла «Непостижимая Россия» посвящен, как и всегда у этого автора, вечным вопросам человеческого бытия и смысла жизни. «Герой» нашего времени Герман Клямкин узнаваем, и, к сожалению, представляет собой один из типов современного российского общества. Он не злодей, не идиот, он наделен даже артистическими способностями. Но вот осознать свое место в жизни, истинную цену своему дарованию он не в состоянии. Как обычный человек, он имеет и дурные наклонности, и есть в нем также некоторая тяга к светлому, справедливому, «правильному». Но его изначальный эгоцентризм так велик, что себя он ставит в центр мироздания, воспринимая все и всех окружающих его только в ракурсе пользы, которую они могут принести лично ему.
Наверно, эта двуплановость его личности, отсутствие цельности натуры и являются поводом для того, что душа его становится полем битвы между двумя ангелами: ангелом света и добра и черным ангелом порока и лжи. Приобщение главного героя к религиозным обрядам, его попытки следовать христианским заповедям изначально обречены на провал, потому что воспринимает он их как нечто абсолютно внешнее, не затрагивающее душу. Совершая какие-то церковные обряды, он ни на минуту не отрывается от мыслей о земном. Он к высшим истинам не то, что не готов, а и не делает ни единой попытки понять их, постичь их внеземную суть, уверовать и, таким образом, спастись. Финал его жизни поучителен и ужасен. Он умирает прямо на пороге храма, собираясь совершить еще одно кощунство под видом церковного таинства, в слишком припозднившемся «отчаянном порубежном стремлении преодоления» пытаясь «собрать все свои душевные силы». Весь ход его нелепой бездуховной жизни приводит к тому, что силы эти он растрачивает «по дороге к храму», не задумываясь о том, что он обычный смертный человек и встреча с Высшим судом может наступить в любую минуту. Предавая и близких людей, и, прежде всего, себя самого, он выстраивает свою жизнь, как тот богач из Христовой проповеди, заполнивший закрома небывалым урожаем зерна, не думая о том, что дни его уже сочтены и за все очень скоро придется платить.
Надо сказать, что Э. Просецкий так рисует двух ангелов, что голос их совершенно по-разному слышен, и воздействие их на душу человеческую по силе несопоставим. Ангел света говорит языком выспренним, цитирует Писание, он внушает герою правильные вещи, но так «интеллигентен» под пером писателя, так впечатлителен, что постоянно отворачивается от героя, ужасаясь его порокам. Зато черный ангел Алоиз, как это и было принято в нашей литературе и искусстве до Э. Просецкого, весьма и весьма обаятелен: вспомним Воланда М. Булгакова с его философией благородного разбойника Робин Гуда — «плохих накажу, хорошим помогу»; или даже пусть эпизод из фильма «Сказ о том, как Царь Петр арапа женил»: «Это Сатано приходил! Ибо сказано в Писании: “ликом черен и прекрасен”». Алоиз общается с Германом на доступном разговорном языке, хлопает его по плечу, как товарищ, блещет юмором и, подобно заправскому психотерапевту, низводит поистине драматические моменты жизни до обыденных ситуаций: мол, «не парься, братэлло».
Что это — осознанная задумка автора: показать, что «враг» силен, что слабость человеческой натуры приводит к тому, о чем говорится в молитве: «яко возлюбил тот самый грех»? Или, вслед за Булгаковым, выходя за пределы понимания однозначности добра и зла, писатель пытается очеловечить самих ангелов, невольно придавая им уж слишком явно выраженные черты смертных людей? Ангел света сам подвержен сомнениям и искушениям. Ангел тьмы, в искреннем желании оказать помощь, свои психотерапевтические приемы пытается применять даже к своему сопернику…
Думается, что некоторая ирония в описании этих двух персонажей в романе присутствует. Да и жанр этого произведения можно отнести к трагикомедии. Не комична мысль, которая остается в сознании любого думающего человека после прочтения книги: ангел тьмы одерживает сокрушительную и предсказуемую победу, а значит, тот с перевернутыми вверх ногами ценностями мир, который мы ныне выстроили, облегчив свои переживания выдуманными оправданиями, как бы сами себе походя отпуская грехи — мир этот в самой сердцевине своей порочен, гибелен для души человека и самоубийствен.
Думается, что любой читатель задумается над этим важным вопросом, о котором в очередной раз напомнил нам талантливый писатель Э. Просецкий.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера